ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ИНСТИТУТА ПРАВ ЖЕНЩИН 8
1.1 Возникновение и исторические этапы становления института прав
женщин 8
1.2 Развитие законодательства в сфере обеспечения прав женщин 16
2 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЙ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 23
2.1 Международно-правовые гарантии защиты прав женщин 23
2.2 Международные организации, осуществляющие защиту прав женщин .. 30
3 РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ ЖЕНЩИН 37
3.1 Проблемные аспекты защиты прав женщин в современном российском
законодательстве 37
3.2 Правовое регулирование в сфере обеспечения права женщин:
сравнительный анализ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Права человека всегда являются важным аспектом, который рассматривается и изучается международным сообщество в течение долгого времени. Особое место в данной системе прав занимают права женщин, как одной из самых ущемляемых категорий. Следует сказать о том, что не всегда гарантии, что приняты на законодательном уровне соблюдаются в полной мере, а соответственно это приводит к нарушениям и игнорированию проблем женщин.
Начиная с доисторических времен, женщина была ограничена в своих правах и вынуждено подчинялась мужчинам. Это можно заметить в отсутствии до определенного момента избирательных прав, затруднительное участия в общественной и социальной жизни. Также невозможность реализовать свое право в управлении государственными делами и занимать руководящие посты. Со времен благодаря развитию нормативно-правой базы в отношении прав человека и в частности прав женщин, можно наблюдать тенденцию к расширению возможностей женщин реализовать себя в различных областях жизни. Однако стоит отметить, что, несмотря на наличие огромного числа инструментов, и механизмов обеспечения прав, женщины все равно сталкиваются с дискриминационными действиями в отношении них, а также становятся заложниками стереотипных представлений об их положении в обществе. Как указывают ряд авторов, даже сейчас женщины сталкиваются с несправедливостью в осуществлении трудовых обязанностей. Так, по мнению А.Ж. Хамзиной: «Помимо того, что женский труд зачастую неоправданно считается низкооплачиваемым, современные женщины сталкиваются с иными формами гендерной дискриминации в области труда»1.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель международноправовой и национальной (внутригосударственной) защиты в обеспечении прав женщин это соблюдение и охрана уже действующих прав, а также разработка различных программ, направленных на искоренение любых форм дискриминации.
Актуальность темы исследования. Рассмотрение правового положения женщин в различных странах указывает на наличие ущемляющих моментов в отношении них. Следовательно, анализ проблем создания механизма, что обеспечивает равные возможности для женщин и мужчин в политической, культурной и иных сферах жизни являются актуальной. Данное исследование послужит материалом, который в последствие можно будет применить для разработки определенных норм, которые поспособствуют защите и обеспечению прав женщин на международном и национальном уровне.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации женщинами своих прав на международном и национальном уровне.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, что закрепляют права женщин в международном и национальном праве.
Целью работы являются изучение и анализ международно-правового и национального регулирования прав женщин и обеспечение гарантий их защиты для выявления проблем в данной области права.
Задачами исследования являются:
• изучить возникновение и исторические этапы становления института прав женщин;
• проанализировать развитие законодательства в сфере обеспечения прав женщин;
• рассмотреть международно-правовые гарантии защиты прав женщин
• дать характеристику международным организациям,
осуществляющим защиту прав женщин;
• выявить проблемные аспекты защиты прав женщин в современном российском законодательстве;
- провести сравнительный анализ российского и международного опыта правового регулирования в сфере обеспечения прав женщин......
В заключение стоит отметить, что международно-правовые и национальные гарантии прав женщин представляют собой систему норм, которые призваны осуществить различные программы по защите и реализации прав женщин в различных сферах жизни.
Так можно выделить деятельность ООН в борьбе за права женщин. Благодаря его органам во всех государствах соблюдаются и функционируют механизмы, направленные на обеспечение и защиту прав женщин. Контролирующие органы, созданные ООН ведут необходимую статистику, которая в последствие является основой для принятия нормативно-правовых актов. Контроль заключается в сборе, анализе данных о применении норм международного права. Помимо деятельности ООН есть множество организаций, которые устанавливают и защищают права женщин по всему миру. Однако, к сожалению, государства не всегда исполняют, а даже напротив, игнорируют рекомендации ООН. Это приводит к дискриминации в отношении женщин и ведет к ущемлению их прав.
Международно-правовые конвенции и соглашения провозглашают права женщин, как в политической, так и в социальной, экономической и иной сфере деятельности. Национальное законодательство с учетом ратификации принимает и свои акты, закрепляющие нормы, регулирующие сферы общественных отношений, в которых существует дискриминация. Так можно назвать такие акты, как: Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и др.
Анализируя данные документы, можно сказать о том, что они закрепляют в положениях своих статей равный доступ женщин к образованию, равным условиям труда, избирательному праву, праву участвовать в общественной жизни, защиту от насилия в семье и обществе, а также множество других значимых гарантий и прав.
Однако стоит отметить, что на сегодняшний день даже в самых развитых странах существует несправедливость в отношении женщин. Связано это, прежде всего, с плохо развивающимся законодательством в области обеспечения их прав. До сих пор сохраняются тенденции стереотипного мышления о роли и положении женщины в обществе. Актуальной проблемой остается и тема домашнего насилия, поскольку, например, в Российской Федерации не принято законодательного акта, направленного на реализацию защиты женщин от «домашней тирании». Остро стоит вопрос дискриминации в области трудовых отношений. Встречаются ситуации, когда женщины сталкиваются с трудностями на работе, и даже их закрепленные права не всегда исполняются руководителями.
Для решения возникшей проблемы, а именно дискриминации женщин во всех сферах деятельности необходимо на национальном уровне принять соответствующие законы, что регламентировали бы и защищали права женщин. Так на наш взгляд, было бы разумным, наконец, принять законопроект « О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт способствует осуществлению государственной политики, которая бы была направлена на реализацию равных прав и свобод женщин и мужчин, и искоренил бы дискриминацию по мотивам, связанным с половой принадлежностью человека. Возможно, его необходимо дополнить определенными поправками, которые будут направлены на улучшение трудовых и социальных прав женщин.
Еще одним важным законодательным документом, что непременно должен быть принят с учетом различных редакций и поправок это законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия». Данный нормативно-правовой акт пока не доработан и является весьма «сырым». Даже те, кто являлся составителями данного документа, говорят о необходимости его пересмотра и улучшения, поскольку в нем отсутствует четкое регулировании защиты жертв от преследования, наличие профилактических мер с преступником, а также слишком мягкое наказания. Все это в совокупности делает законопроект совершенно не работоспособным и требует дальнейшего рассмотрения. В целом идея очень неплохая, поскольку множество женщин, подвергаясь насилию, не могут осуществить защиту своих прав.
Подводя итог проведенному исследованию, стоит сказать о том, что международному сообществу, так и российскому предстоит долгий путь в усовершенствовании законодательства в области прав женщин. Государства должны сформировать необходимые организационные и юридические гарантии прав женщин.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1(ч.1). Ст. 3.
4. Раздел I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии. 1. Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. Ст. 14 - 47.
5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
6. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
8. Конвенция о гражданстве замужней женщины: Резолюция № 1040 (XI) Генеральной Ассамблеи ООН от 29 января 1957 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 23 октября 1958 г. № 28. Ст. 373.
9. Конвенция о политических правах женщин (Заключена в г. Нью-
Йорке 20.12.1952) // Сборник действующих договоров, соглашений и
конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М. 1957. Ст. 290 - 294.
10. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин: заключена 18.12.1979 (с изм. от 22.05.1995) // Ведомости
Верховного Совета СССР. 23 июня 1982 г. № 25. Ст. 464.
11. Конвенция № 3 Международной организации труда «О труде женщин до и после родов» (заключена в г. Вашингтон 29.10.1919) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда. 1996. Ст. 15 - 18.
12. Конвенция № 103 Международной организации труда
«Относительно охраны материнства (пересмотренная в 1952 году)» (заключена в г. Женеве 28.06.1952) (с изм. От 15.06.2000). // Сборник
действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1960. Ст. 302 - 309.
13. Конвенция № 111 Международной организации труда
«Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ). // Ведомости Верховного Совета СССР. 1 ноября 1961 г. № 44. Ст. 448.
14. Конвенция № 156 Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (принята в г. Женеве 23.06.1981). // Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. № 32. Ст. 3284.
15. Венская декларация и программа действий (Принята в г. Вене 25.06.1993 на 2-ой Всемирной конференции по правам человека). // Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и программа действий. Июнь 1993 года. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. 1995. Ст. 21 - 60.