ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Современные проблемы изучения состояния звукопроизношения
1.1. Лингвистические основы звукопроизношения 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной 10
отсталостью
1.3. Нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальной 13
недостаточностью
Глава II. Изучение состояния звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1. Организация логопедического обследования 16
2.2. Методика логопедического обследования 17
2.3. Анализ результатов обследования 18
Глава III. Коррекция нарушений звукопроизношения
3.1. Методические основы коррекционной работы 26
3.2. Специфика логопедической работы 28
3.3. Контрольный эксперимент 45
Заключение 49
Список литературы 52
Глава I. Современные проблемы изучения состояния звукопроизношения
1.1. Лингвистические основы звукопроизношения 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной 10
отсталостью
1.3. Нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальной 13
недостаточностью
Глава II. Изучение состояния звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1. Организация логопедического обследования 16
2.2. Методика логопедического обследования 17
2.3. Анализ результатов обследования 18
Глава III. Коррекция нарушений звукопроизношения
3.1. Методические основы коррекционной работы 26
3.2. Специфика логопедической работы 28
3.3. Контрольный эксперимент 45
Заключение 49
Список литературы 52
Актуальность исследования. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
В усвоение звуковой стороны языка входят для взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берешь начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов. К двум годам произношение еще несовершенно: нечетко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передается слоговая структура слов. К трем годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но еще часты замены, удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребенок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звуко-слоговую структуру слов.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие. Раннее понимание ребенком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единый нерасчлененный звук, обладающий определенной ритмикомелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р. Е. Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далеких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов. Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознается.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., из насущных проблем, стоящих перед образовательной организацией.
Для порождения речевого высказывания необходимо, чтобы у ребенка был мотив к высказыванию, замысел речи, чтобы было предвосхищение конечного результата речевого действия, планирование высказывания, отбор и выбор лексики, затем грамматическое структурирование и, наконец, реализация высказывания и контроль над речевым действием. Таким образом, при порождении речевого высказывания имеют место языковые операции и речевого действия.
При разных нарушениях речи отмечается недостаточность того или другого компонента либо того и другого одновременно. Речевые нарушения отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей, в том числе при умственной отсталости.
Специфика нарушений речи у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.
У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Объект исследования: состояние и специфика звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.....
В усвоение звуковой стороны языка входят для взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берешь начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов. К двум годам произношение еще несовершенно: нечетко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передается слоговая структура слов. К трем годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но еще часты замены, удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребенок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звуко-слоговую структуру слов.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие. Раннее понимание ребенком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единый нерасчлененный звук, обладающий определенной ритмикомелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р. Е. Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далеких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов. Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознается.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., из насущных проблем, стоящих перед образовательной организацией.
Для порождения речевого высказывания необходимо, чтобы у ребенка был мотив к высказыванию, замысел речи, чтобы было предвосхищение конечного результата речевого действия, планирование высказывания, отбор и выбор лексики, затем грамматическое структурирование и, наконец, реализация высказывания и контроль над речевым действием. Таким образом, при порождении речевого высказывания имеют место языковые операции и речевого действия.
При разных нарушениях речи отмечается недостаточность того или другого компонента либо того и другого одновременно. Речевые нарушения отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей, в том числе при умственной отсталости.
Специфика нарушений речи у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.
У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Объект исследования: состояние и специфика звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.....
Таким образом, проведя теоретический и диагностический анализ нарушений звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, можно сделать следующие выводы:
Интеллектуальная недостаточность - это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Такой диффузный характер патологического развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью очень медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается недостаточность всех форм мыслительной деятельности: практически - действенный, наглядно - образной и словесно-логический. Отличительной чертой всей мыслительной деятельности является тугоподвижность, стереотипность процесса мышления.
У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом развитии разной степени выраженности.
Речевое недоразвитие обнаруживается в нарушениях всех компонентов речи. Дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей встречаются достаточно часто. В их основе лежит не одна, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речи слуховой, дифференциация, нарушение речевой моторики, аномалии
В строении артикуляционного аппарата у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются значительно чаще отклонения от нормы, чем у 49
детей без интеллектуальных нарушений. Звукопроизношение часто удается исправить только к окончанию начальной школы, а бедность словаря и недостаточная дифференцированность значений слов часто сохраняется до старших классов.
Употребляемые детьми с нарушением интеллекта предложения часто построены примитивно, с ошибками в согласовании и управлении, распространенны пропуски членов предложения, иногда даже главных.
Проведя обследование особенности звукопроизносительной стороны речи у младших школьников с умственной отсталостью, можно сделать следующие выводы:
• строение артикуляционного аппарата у детей с умственной отсталостью имеет отклонения от нормы. Помимо дефектов в строении артикуляционного аппарата у многих детей наблюдается недостаточное развитие подвижности артикуляционных органов;
• нарушение звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушение произношения в основном свистящих, шипящих и сонорных звуков. Некоторые из них в речи детей отсутствуют совсем, отмечается значительное число замен, особенно в сложных для произнесения позициях.
Звукопроизношение нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики и дефектов строения артикуляционного аппарата. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков.
Проведение коррекционной работы в значительной мере способствует улучшению состояния звукопроизношения. Необходимо вести длительный подготовительный этап, на котором ведется отработка речевого и фонационного дыхания, подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, знакомство и закрепление произношения различных мелодико-интонационных структур....
Интеллектуальная недостаточность - это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Такой диффузный характер патологического развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью очень медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается недостаточность всех форм мыслительной деятельности: практически - действенный, наглядно - образной и словесно-логический. Отличительной чертой всей мыслительной деятельности является тугоподвижность, стереотипность процесса мышления.
У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом развитии разной степени выраженности.
Речевое недоразвитие обнаруживается в нарушениях всех компонентов речи. Дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей встречаются достаточно часто. В их основе лежит не одна, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речи слуховой, дифференциация, нарушение речевой моторики, аномалии
В строении артикуляционного аппарата у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются значительно чаще отклонения от нормы, чем у 49
детей без интеллектуальных нарушений. Звукопроизношение часто удается исправить только к окончанию начальной школы, а бедность словаря и недостаточная дифференцированность значений слов часто сохраняется до старших классов.
Употребляемые детьми с нарушением интеллекта предложения часто построены примитивно, с ошибками в согласовании и управлении, распространенны пропуски членов предложения, иногда даже главных.
Проведя обследование особенности звукопроизносительной стороны речи у младших школьников с умственной отсталостью, можно сделать следующие выводы:
• строение артикуляционного аппарата у детей с умственной отсталостью имеет отклонения от нормы. Помимо дефектов в строении артикуляционного аппарата у многих детей наблюдается недостаточное развитие подвижности артикуляционных органов;
• нарушение звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушение произношения в основном свистящих, шипящих и сонорных звуков. Некоторые из них в речи детей отсутствуют совсем, отмечается значительное число замен, особенно в сложных для произнесения позициях.
Звукопроизношение нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики и дефектов строения артикуляционного аппарата. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков.
Проведение коррекционной работы в значительной мере способствует улучшению состояния звукопроизношения. Необходимо вести длительный подготовительный этап, на котором ведется отработка речевого и фонационного дыхания, подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, знакомство и закрепление произношения различных мелодико-интонационных структур....
Подобные работы
- Организация логопедической работы по коррекции акустической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения у
умственно отсталых младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Особенности проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Формирование предикативной лексики у младших школьников с интеллектуальными нарушениями и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Формирование предикативной лексики у младших школьников
с интеллектуальными нарушениями и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование фонематических процессов
у младших школьников
с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021





