Реферат
Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовые основы внешней торговли 6
1.1 Внешняя торговля: сущность, виды и оценка 6
1.2 Правовое регулирование внешней торговли стран Евразийского
экономического союза 11
Глава 2 Современное состояние торговых отношений стран Евразийского экономического союза 18
2.1 Особенности внешней торговли стран Евразийского экономического
союза 18
2.2 Основные направления торгово-экономического сотрудничества в
рамках Евразийского экономического союза 25
Глава 3 Проблемы и перспективы развития внешней торговли стран
Евразийского экономического союза 34
3.1 Проблемы улучшение делового и инвестиционного климата в странах
Евразийского экономического союза 34
3.2 Перспективы развития торговых отношений стран Евразийского
экономического союза 42
Заключение 54
Список использованных источников 57
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное объединение, создание которого предполагает формирование единого пространства бывших стран СССР для укрепления национальных экономик и усиление взаимодействия и сотрудничества с другими странами. Создание условий для повышения конкурентоспособности. Главной частью данного проекта является единый рынок товаров, услуг, капитала и труда.
Страны-участницы ЕАЭС - это Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия. Основными целями ЕАЭС являются создание благоприятных условий для устойчивого развития экономик стран-участниц и повышение
конкурентоспособности.
В рамках Евразийского экономического союза уже достигнут первый этап интеграции - свобода передвижения товаров, услуг и рабочей силы. Долгосрочная цель Большого евразийского партнерства - это создание общего экономического пространства в масштабах всей Евразии с равной степенью вовлеченности в него стран Европы и Азии, государств - участников различных партнерств. Евразийский экономический союз, развивая международное сотрудничество с внешними партнерами в различных форматах, расширяя сеть преференциальных соглашений с основными торговыми партнерами, постепенно формирует контуры «Большого евразийского континентального партнерства».
Внешняя торговля является одной из важнейших функций любого государства. А качественные и количественные показатели экспорта и импорта, сальдо и общий товарооборот, являются одними из главных показателей состояния экономики страны, ее конкурентоспособности. Они позволяют выявить ключевых торговых партнеров каждой из стран ЕАЭС на мировом рынке. Поэтому, проследив торговые отношения стран-участниц как внутри Союза, так и с третьими странами, можно сделать вывод о характере и степени интеграции в рамках Евразийского экономического союза.
Значительное внимание уделяется совершенствованию таможенных процедур на современном этапе развития таможенной системы в Российской Федерации. Система таможенных процедур является составной частью таможенной системы. Изменения в процедурах таможенного делового процесса могут оказать решающее влияние на результаты таможенного контроля, и эффективности таможенных процедур. Разработка системы анализа и управления рисками, достижения в области информационных технологий и электронного обмена данными, создают новые требования и обеспечивают возможности улучшения таможенных процедур.
Евразийский экономический союз стал опорой успешного развития и гарантом обеспечения общих интересов государств-членов. Однако существующие процессы глобализации приводят к тому, что глобальные вызовы и факторы - изменяющиеся условия мировой торговли, воздействуют на ЕАЭС с нарастающей силой. Выбор прогрессивного сценария развития требует постановки амбициозных задач, формирования предложений и выработки новых решений для дальнейшего развития интеграции, что и определило актуальность выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является внешняя торговля.
Предметом исследования является развитие внешней торговли стран Евразийского экономического союза.
Целью работы является анализ современных тенденций развития внешней торговли стран Евразийского экономического союза и выделение перспектив ее дальнейшего развития.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• раскрыть сущность, виды и оценку внешней торговли;
• рассмотреть правовое регулирование внешней торговли стран Евразийского экономического союза;
• изучить особенности внешней торговли стран Евразийского экономического союз;
• проанализировать основные направления торгово-экономического
сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза;....
Евразийский экономический союз - международное интеграционное объединение, целью которого является повышение конкурентоспособности, укрепление национальных экономик и усиления сотрудничества с другими странами. Экономики стран-членов Евразийского экономического союза претерпели тяжелый трансформационный кризис в 1990-х гг. Но они сохранили инфраструктуру, основные производственные активы и накопленный человеческий капитал. Важнейшим итогом трансформации стало формирование рыночной экономики, достаточно открытой для движения труда, товаров и капиталов. Тем не менее, структура экономик и уровень развития стран ЕАЭС значительно различаются. Объединение стран в Союз пришлось на 2015 г. - период нефтяного шока и рецессии в России и Казахстане, негативно отразившихся и на экономике других стран ЕАЭС. Для столь неблагоприятных внешних условий интеграционные процессы прошли стартовый период достаточно успешно. Взаимная торговля внутри Союза сыграла в этом определенную роль. Расширяются и формализуются внешние связи ЕАЭС с другими странами. Большое значение имеет трудовой рынок России, привлекающий трудовые ресурсы из других стран Союза. Соответственно, личные денежные переводы из России являются важным элементом макроэкономической стабильности, сбережений и инвестиций в таких странах Союза как Армения и Кыргызстан.
Для успешного осуществления деятельности, необходимо странам-участницам ЕАЭС встраиваться в торгово-экономическое, инвестиционное сотрудничество, развиваться в инновационной, приборостроительной и исследовательской промышленности. Значительное внимание уделяется совершенствованию таможенных процедур на современном этапе развития таможенной системы в Российской Федерации. Система таможенных процедур является составной частью таможенной системы. Изменения в процедурах таможенного делового процесса могут оказать решающее влияние на результаты таможенного контроля, и эффективности таможенных процедур. Разработка системы анализа и управления рисками, достижения в области информационных технологий и электронного обмена данными, создают новые требования и обеспечивают возможности улучшения таможенных процедур.
Важно отметить необходимость дифференциации участников внешней торговли. Это позволит разделить участников внешней торговли и потенциальных правонарушителей, тем самым уменьшая контрольные операции в отношении первой категории лиц и усилить контроль над вторым. В этом случае уступка статуса уполномоченного экономического оператора будет важным инструментом.
В 2021 г. наблюдалась положительная тенденция в сфере взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС и во внешней торговле со странами вне ЕАЭС, что в значительной степени было связано с ослаблением коронавирусных ограничений, ростом цен на сырьевые товары и быстрым восстановлением спроса.
В 2021 г. объем внешней торговли со странами вне ЕАЭС составил 846,4 млрд долл., что на 35,5 % больше, чем в 2020 г. Экспорт увеличился на 44,7 %, импорт - на 22,6 %. Рост объемов экспорта на внешний рынок обусловлен увеличением экспортных поставок товаров из Беларуси на 48,6 %, России - на 47,3 %, Кыргызстана - на 38,2 %, Казахстана - на 25,4 %, Армении - на 16,8 %.
Наблюдалось увеличение как стоимостных, так и физических объемов взаимной торговли Союза, что стало следствием не только низкой базы 2020 г., но и оживления деловой активности, о чем свидетельствует положительная динамика индекса физического объема взаимной торговли и к уровню «доковидного» 2019 г. Динамика физического объема экспорта во взаимной и во внешней торговле государств-членов Союза имеет разную направленность. Физический объем экспорта во взаимной торговле в 2021 г. по сравнению с 2020 г. вырос, а экспорт Союза со странами вне ЕАЭС сократился. Увеличение объема взаимной торговли зафиксировано у всех государств-членов ЕАЭС. Объемы торговли были максимальными с момента создания ЕАЭС
К заключению соглашений о свободной торговле с ЕАЭС проявили интерес около 50 стран, в том числе те, которых обычно относят к категории развитых. Это вызвало необходимость определиться с приоритетами развития международных связей ЕАЭС. После проведенного на уровне национальных профильных министерств и Евразийской экономической комиссии анализа из первоначального списка были выделены наиболее приоритетные страны.....
1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. М. :
Издательство АСТ, 2018. 480 с.
2 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // Российская газета. - 2014. - 29 мая.
3 Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособ. М. : Маркетинг, 2019. 264 с.
4 Айтикеев А. А. Решение ключевых проблем интеграции предприятий Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС): проведение в ЕАЭС пакетной интеграции предприятий // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (92). С. 131-134.
5 Бабаян А. М. Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в ЕАЭС // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 6. С. 23-28.
6 Богомолов К. С. Актуальные аспекты взаимодействия и развития правового регулирования в условиях ЕАЭС // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2017. Т. 2. № 1 (4). С. 107-110.
7 Бурцев Ю. А. Применение таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в целях обеспечения экономической стабильности ЕАЭС // Вестник Академии права и управления. 2022. № 2 (67). С. 91-96.
8 Васильева Н. А. ЕАЭС в условиях четвертой научно-технической революции // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2021. № 4 (20). С. 100-106.
9 Влияние развития внешней торговли государств-членов ЕАЭС на их позиции в международных рейтингах // Евразийская экономическая интеграция. 2017. № 43. С. 54-56.
10 Внешняя торговля товарами со странами внутри ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/intra /Pages/default.aspx (дата обращения: 10.05.2023).
11 Гиноян А. Б., Ткаченко А. А. Внешнеторговая политика стран ЕАЭС: результаты имитационного моделирования // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. № 2. С. 175-189.
12 Гончаренко М. А. Евразийская интеграция: перспективы развития // Экономика и управление. 2016. № 4. С. 103-109.
13 Горда А. С. Торгово-экономическое сотрудничество стран ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 10. С. 25-29.
14 Гошин В. А. Таможенное сотрудничество стран-членов ЕАЭС: новые горизонты // Институт торговой политики НИУ ВШЭ. 2018. № 4/4. С. 9-23.
15 Гусарова С. А. Страны ЕАЭС: расширение взаимной торговли // Экономические науки. 2022. № 211. С. 283-286....53