Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования нефинитных форм
английского глагола 6
1.1. Нефинитные формы глагола как часть глагольной системы английского
языка 6
1.2. Инфинитив: свойства, формы, синтаксические функции 8
1.3. Причастие: характеристика, формы, синтаксические функции 14
1.4 Герундий: свойства, формы, синтаксические функции 21
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Обучение нефинитным формам английского глагола на уровне
среднего общего образования 27
2.1. Особенности обучения на старшем этапе в средней общеобразовательной
школе 27
2.2. Изучение нефинитных глагольных форм на уроках английского языка на
примере старших классов средней общеобразовательной школы 31
2.3. Конспект урока в 9 классе средней общеобразовательной школы 34
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Данная выпускная квалификационная работа посвящена
исследованию особенностей изучения нефинитных форм глагола на уроках
английского языка на уровне средней общеобразовательной школы.
Неличные формы английского глагола рассматриваются во многих
монографиях и научных статьях, посвященных строю современного
английского языка.
В современном английском языке формы инфинитива, как и формы
причастия и герундия, относятся к неличным формам глагола. Анализ этих
форм представляет интерес с точки зрения общей характеристики строя
английского языка, одной из специфических черт которого является развитая
система неличных форм и особенности их употребления.
Отличие неличных форм глагола от личных заключается в том, что
инфинитив, причастие и герундий не имеют грамматических категорий лица,
числа и наклонения и потому не могут выполнять свойственной личным
формам синтаксической функции сказуемого. Отсутствие наиболее
существенной для их синтаксической функции категории лица отражается в
самом термине «неличные формы».
История развития неличных форм глагола есть история их
постепенного включения в глагольную систему, вследствие чего для
выявления их специфики в современном английском языке их глагольные
свойства имеют большее значение, чем исконно присущие им именные
черты. У неличных форм глаголов отсутствует категория лица, числа, да и
времени как таковая. Они неспособны помещать действие в тот или иной
временной отрезок, указывают лишь соотношение времени обозначаемого
ими действия с действием глагола-сказуемого – одновременность или
предшествование ему. Таким образом, неличные формы глагола обозначают
только относительное время. Также неличные формы глагола позволяют
выражать большой объем информации, избегая употребления сложных
4
способов организации высказывания, которые могут быть перефразированы
без изменения смысла, что придает им особый статус.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью более
глубокого изучения механизмов функционирования неличных форм глагола,
а также недостаточным количеством времени, посвященного этой теме.
Обязательным требованием Федерального государственного
образовательного стандарта является формирование дружелюбного и
толерантного отношения к ценностям иных культур, в развитии
национального самосознания на основе знакомства с образцами зарубежной
литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня
иноязычной компетентности. Изучение этих форм глаголов имеет не только
теоретическое, но и практическое значение. Начиная с первых уроков,
учащиеся встречаются с предложениями, в которых используются
инфинитивные обороты, причастные конструкции и герундий. Также
существует необходимость правильного употребления неличных форма
глаголов в речи, что предполагает знание грамматической специфики
данного класса слов.
Объект исследования: неличные формы английского глагола.
Предметом исследования послужили особенности и функции
неличных форм глагола в английском языке, а также приёмы работы с ними
на уроках в средней общеобразовательной школе.
Практическая значимость работы заключается в возможности
применения разработанных коммуникативных упражнений на уроках в
средней общеобразовательной школе.
Цель исследования: рассмотреть неличные формы глагола, их
свойства, функции и разработать серию упражнений для их изучения на
уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.....
В заключение проведённого нами исследования целесообразно привести следующие итоговые положения.
В ходе данного исследования было отобрано множество примеров, которые были проанализированы с точки зрения той функции и формы, которую они выполняют в предложении, и сгруппированы в соответствии с выбранной классификацией. Мы согласны с отечественными
исследователями английского языка, которые относят инфинитив именно к глаголу на основании семантических, морфологических и синтаксических факторов. При рассмотрении данной проблемы нами была изучена школьная программа по английскому языку, мы проанализировали процесс изучения неличных форм глагола в средней общеобразовательной школе. Мы выявили, что данной теме в школе не уделяется большого внимания. Ученикам дается лишь общая информация о неличных формах глагола, что является недостаточным. Это делает тему изучения неличных форм глагола английского языка актуальной. Таким образом, для лучшего усвоения данной темы можно предложить изучить её глубже на факультативных занятиях и уделить большее внимание систематизации, так как организация грамматического материала имеет при обучении иностранному языку существенное значение. Она определяет в значительной степени успех работы над грамматической стороной различных видов речевой деятельности и, следовательно, конечные результаты преподавания иностранного языка на уровне среднего общего образования.
При формировании грамматического навыка преподавателю для наибольшей эффективности усвоения нового грамматического материала следует соблюдать строгую последовательность методических действий, а также учитывать особенности изучаемых структур, этапов формирования навыков, возрастной категории учащихся и целевой направленности обучения.
В практической главе нашей работы, при разработке упражнений [приложение 2] мы пришли к выводу, что учитель должен включать в свои уроки возможность полноценного взаимодействия между учениками, уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, применять здоровьесберегающие технологии. Также мы выявили, что учитель должен знать такие законодательные и нормативные акты как: «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ» и «Закон об образовании в Российской Федерации»; поддерживать тесную связь с классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и
родителями. Согласно документам, учителю необходимо сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию и продумать универсальные учебные действия. Это отражается на состоянии учебной и внеурочной работы, общей и качественной успеваемости учащихся и уровне психоэмоционального комфорта для каждого ученика.
Современный уровень развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) предоставляет учителю возможность использовать глобальный ресурс, обращаться к специализированным учебным сайтам, пользоваться программами обработки видео и аудио материалов, а также различными тематическими коллекциями.
На старшем этапе обучения, важно включать творческие задания и упражнения, учитывать интересы учащихся, так как для учеников этого возраста, особое значение имеет возможность самовыражения и самореализации. При разработке такого рода упражнений учитель может привлечь учащихся к совместной работе. Такой подход не только позволит лучше узнать своих одноклассников, развить творческие способности у учащихся, но и стимулировать их к учебно-исследовательской деятельности.
Цель нашего исследования, которая заключалась в рассмотрении нефинитных форм глагола, их свойств, функций, а также в разработке серий упражнений для их изучения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе, достигнута.
1. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. - 232 с.
2. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. — М.: Высшая школа, 1983. — 383 с.
3. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. — М.:
Высшая школа, 2004. — 239 с.
4. Васильев А. Английский: правила произношения и чтения, грамматика, разговорный язык. — СПб., Интернет-издание, 2005. — 332 с.
5. Витлин Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков. - М.: Иностранные языки в школе. — 2000. № 5 — 226 с.
6. Гак В. Г. Неопределенная личность в плане содержания и в плане выражения. Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. — СПб.: Наука, 1991. — 121 с.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр Академия, 2004. — 336 с.
8. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. — СПб.: Речь, 2005. — 317 с.
9. Гузеева К.А. Грамматика английского языка: Инфинитив. — СПб.: Союз, 2000. - 320 с.
10. Гуревич, В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков: учеб. пособие. — М.: Флинта, 2008. — 168 с.
11. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. —М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
12. Есперсен О. Философия грамматики английского языка. — М.: Высш. школа, 2004. - 316 с.
13. Жигадло В. Н. Современный английский язык. Теоретический курс грамматики. — М .: Издательство литературы на иностранных языках, 1956 - 350 с.
14. Закон Российской Федерации. №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. Режим доступа к рес. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/
15. Иванова И. П. Вид и время в современном английском языке. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — 198 с....40