Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь показателей умственного развития с межличностными отношениями у детей младшего школьного возраста

Работа №149613

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме исследования связи показателей умственного развития с характером межличностных отношений
у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Умственное развитие в младшем школьном возрасте 15
1.3. Возрастные особенности межличностных отношений в младшем
школьном возрасте 20
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Исследование связи показателей умственного развития с характером межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 31
2.1. Описание процедуры и методов исследования 31
2.2. Анализ результатов диагностики показателей умственного развития и
характера межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 34
2.3. Изучение связи показателей умственного развития с характером
межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 40
Выводы 44
Заключение 48
Список используемых источников 50
Приложение 55

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в ней статусного положения. Младший школьник - это личность, которая вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. От построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка и от его социометрического статуса в коллективе сверстников зависит становление его личности. Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание педагогов и психологов, исследованиям в данной области посвящены труды Г.А. Рокова, А.А. Реана, Я.Л. Коломинского, И.В. Дубровиной,
В.С. Мухиной, Г. Крайга.
Межличностные отношения играют важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей межличностных отношений на разных этапах онтогенетического развития и учёт их в своей деятельности организатора работы с детьми в школе. Межличностные отношения относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности человека. Значения межличностных отношений в формировании личности весьма существенно и значительно для формирования основных компонентов личности. От того, как будет складываться межличностное отношение, зависит формирование будущей личности. Поэтому исследование межличностных отношений является актуальной темой для изучения.
Цель исследования - выявление связи показателей умственного развития с характером межличностных отношений у детей младшего школьного возраста для использования данных в работе педагога-психолога.
Объект исследования - показатели умственного развития и межличностные отношения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - связь показателей умственного развития с характером межличностных отношений у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: существует связь показателей умственного развития с характером межличностных отношений у детей младшего школьного возраста, заключающаяся в том, что:
• чем выше показатели умственного развития младших школьников, тем выше их социометрический статус в группе, а также выше показатели межличностных отношений: руководящая позиция, нахождение в центре всеобщего внимания, общительность;
• существует связь некоторых показателей межличностных отношений - общительности, нахождения в центре всеобщего внимания, руководящей позиции, социометрического статуса в группе с потребностью включения, контроля и потребностью в установлении близких дружеских отношений.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и эмпирических исследований по проблеме умственного развития и характера межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование связи показателей умственного развития младших школьников с характером межличностных отношений.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные связи показателей умственного развития младших школьников с характером межличностных отношений.
4. Сформулировать выводы, сделать заключение.
Методологической базой исследования являются работы Л.И. Боживич, В.С. Мухиной, Б.Г. Ананьева, Я.Л. Коломинского по проблеме влияния показателей умственного развития на характер межличностных отношений....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На протяжении всей жизни каждый человек включен в определенные социальные группы, где большое значение имеет занимаемое в них статусное положение. Ребенок младшего школьного возраста, поступая в школу, начинает активно приобретать новые навыки общения, вступает в систему межличностных взаимоотношений. От построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка и его социометрического статуса в коллективе сверстников зависит становление его личности.
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание педагогов и психологов. Изучением данной области занимались Г.А. Роков, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайг, М.В. Гамезо, Б.С. Волков и др.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное установление как дружеских, так и деловых контактов. В школьном классе обучающийся играет множество ролей, которые открыты для непосредственного наблюдения. Положение ученика в классе может быть измерено в объективных критериях: умственное развитие - оценками, спортивные успехи - определенными разрядами и т.д.
Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. Социометрический статус определяется числом выборов учениками друг друга. Отдавая выбор тому или иному однокласснику, ученик демонстрирует свою потребность в общении с тем или иным человеком, симпатию к нему. Поэтому, чем больше членов группы симпатизирует ребенку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе межличностных отношений: чем оно больше, тем лучше положение.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №28 г. Пензы. Выборку исследования составили 40 человек (19 мальчиков и 21 девочка) - учащиеся 4 классов в возрасте 10-11 лет.
С помощью теста умственного развития младших школьников (ТУРМШ) был выявлен уровень умственного развития обучающихся. Для диагностики социометрического статуса детей младшего школьного возраста в классе был проведен социально-психологический тест Дж. Морено (социометрия). Для исследования сферы межличностных отношений младших школьников нами была проведена методика межличностных отношений А.А. Рукавишникова и проективная методика Рене Жиля.
Для установления связи между показателями умственного развития с характером межличностных отношений младших школьников, мы воспользовались методом математической статистики - коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
В результате установленной связи было выявлено, что чем выше показатели умственного развития младших школьников, тем выше их социометрический статус в группе, а также выше показатели межличностных отношений: руководящая позиция, нахождение в центре всеобщего
внимания, общительность; а также существует связь некоторых показателей межличностных отношений - общительности, нахождения в центре всеобщего внимания, руководящей позиции, социометрического статуса в группе с потребностью включения, контроля и потребностью в установлении близких дружеских отношений.
Полученные данные могут свидетельствовать о высоких социально­коммуникативных потребностях, включенности членов детского коллектива в систему межличностных отношений. В данном исследовании такой фактор, как умственное развитие имел превалирующее значение для формирования статусного положения в классе. Таким образом, умственное развитие, социометрическое положение ученика, а также его межличностные отношения связаны между собой.


1. Амельков А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия. - М.: Агентство «Содействие», 2006. - 609 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология - СПб.: Агентство «Смысл», 2001. - 416 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Изд-кий центр «Академия», 2000. - 305 с.
4. Басов М.Я. Избранные педагогические произведения. - М.:
Агентство «Просвещение», 2003. - 432 с.
5. Берн Э. Лидер и группа.- М.: Изд-кий центр «Литур», 2000. - 387 с.
6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во. ГРУ, 2005. - 303 с.
7. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Агентство «Просвещение», 2001. - 288 с.
8. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Изд-во МОДЭК, 2006. - 632 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., Изд-кий центр «Академия», 2010. - 304 с.
10. Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника. - М.: Изд-во МОДЭК, 2007. - 456 с.
11. Божович Г.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Агентство «Просвещение» 2004. - 224 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Агентство «Просвещение», 2003. - 456 с.
13. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Агентство «Знание», 2001. - 96 с.
14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во МПСИ, 2000. - 110 с.
15. Васильева К.И. Взаимоотношения детей младшего школьного возраста. - М.: Агентство «Знание», 2006. - 300 с....67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ