Введение 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ЗАДАЧА» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие текстовая задача и процесс ее решения 6
1.2. Виды задач в начальной школе 9
1.3. Методика работы с составными задачами в начальной школе 11
Выводы по I главе 31
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
2.1. Уровень сформированности умения решать задачи 33
2.2. Типичные ошибки учеников при решении задач 51
2.3. Анализ дидактических материалов и учебников по проблеме
исследования 55
Выводы по II главе 62
Глава 3. КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСТРАНЕНИЕ ОШИБОК УЧЕНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
3.1. Комплекс заданий, направленных на устранение ошибок учеников при
решении задач 64
Выводы по III главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В содержании начального курса математики большое значение отводится работе с текстовыми задачами.
Деятельность по формированию умения решать задачи начинается с 1 класса и согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к концу 4 класса при работе с задачами ученики должны научиться:
• устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи [32].
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Процесс решения задач требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения, тем самым, оказывает положительное влияние на умственное развитие школьников.
Проблема обучения решению составных задач в начальных классах является достаточно актуальной. Данную проблему в своих трудах рассматривали такие методисты, как М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истомина, С.А. Зайцева, И.И. Целищева, И.Б. Румянцева, С.Е. Царева.
М.А. Бантова считает, что задачи являются материалом, который помогает сформировать у детей новые знания и закрепить в процессе применения уже имеющиеся знания, при этом, задачи дают возможность связать теорию с практикой, а обучение с жизнью [3].
Н.Б. Истомина подчеркнула, что понятие «решение задач» можно рассматривать с разных точек зрения: решение как результат, т.е. ответ на вопрос задачи, и решение как процесс нахождения этого результата. В методике на первый план выходит процесс нахождения результата [7].
С.А. Зайцева считает, что умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития ребенка, глубины усвоения им учебного процесса. А для этого необходимо понять задачу, т.е. уяснить, о чем она, что в ней известно, что нужно найти, как связаны между собой компоненты [6].
М.И. Моро отметила решение задач, как одних из видов заданий, который будет способствовать лучшему усвоению включённых в программу вопросов теории, научит детей применять эти знания на практике [19].
Но в то же время, как показывает анализ практики, обучающиеся считают задачу одним из самых трудных заданий. Они допускают очень много ошибок при работе с задачами. Это подтверждает анализ всероссийских проверочных работ, анализ работ учеников в классе, бесед с учениками и учителями.
Изучив актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования: «Типичные ошибки учащихся 3 класса при решении составных задач, пути их предупреждения и исправления».
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению составных задач.
Предметом исследования: типичные ошибки, допускаемые
обучающимися при решении составных задач на уроках математики в начальной школе.
Цель исследования: разработка комплекса упражнений, направленных на предупреждение и исправление ошибок при решении составных задач.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) выявить методику работы с составными задачами в начальной школе;
3) проанализировать учебники и программы с точки зрения представленности в них упражнений, направленных на формирование умения решать задачи;
4) разработать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и исправление ошибок при решении составных задач в начальной школе.
В ходе эксперимента использовались следующие методы педагогического исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по данной проблеме, наблюдение за учебным процессом, косвенное наблюдение, метод бесед с учениками, эксперимент.
Апробирование материалов педагогического исследования проходило на базе МБОУ СОШ №18 города Пензы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Список использованной литературы состоит из 40 источников.
В содержании начального курса математики большое значение отводится работе с текстовыми задачами.
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Но, как показывает анализ методической литературы и практика работы в школе, существует ряд причин, по которым дети испытывают затруднения при решении задач:
• несформированность умения анализировать текст задачи;
• неумение дифференцировать известные и неизвестные в задаче;
• неумение устанавливать взаимосвязи логической структуры задачи (условия и вопроса);
непонимание взаимосвязей между величинами, входящими в задачу
Цель нашего исследования -разработка комплекса упражнений, направленных на предупреждение и исправление ошибок при решении составных задач.
В процессе работы над темой мы изучили психолого-педагогическую и методическую литературу, выяснили, что проблемой обучения решению составных задач в начальной школе занимались такие ученые и методисты, как М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истомина, С.Е Царева, В.В. Малыхина, Р.Н. Шикова.
Нами была рассмотрена методика работы с составными задачами в начальной школе и выделены наиболее эффективные приемы работы над составной задачей.
Работая над решением поставленных задач, мы провели анализ дидактических материалов, который показал, что большое разнообразие заданий для формирования у детей умения решать задачи, для предупреждения типичных ошибок при работе с задачами имеется в учебнике Истоминой Н.Б.
Решая четвертую задачу, мы разработали комплекс упражнений, направленных на предупреждение и исправление ошибок при решении составных задач в начальной школе. Данный комплекс мы апробировали на практике в школе и как, показывают результаты, данный комплекс упражнений целесообразно использовать на протяжении всего периода работы с задачами в начальной школе.
1. Аксёнов А.А. Обобщение школьников поиску решения математических задач // Начальная школа плюс до и после, 2008, № 10, с.8385
2. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 2 класса: В 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. - Часть 1. - 128 с.
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.И. Методика преподавания
математики в начальных классах: учебное пособие для учащихся школ, отделений педагогических училищ. / Под ред. М.А. Бантовой - М.:
Просвещение, 1984.
4. Белошистая А.В. Как помочь ребенку в самостоятельной работе над задачей // Начальная школа, 2008, № 8, 48 с.
5. Демидова Т.Е. Обучение решению никоторых видов составных задач // Начальная школа плюс до и после, 2003, №4, 1-5 с.
6. Зайцева С.А., Целищева И.И. Решение составных задач на уроках математики. - М.: Чистые пруды, 2006. - 30 с.
7. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
8. Истомина Н.Б. Работа над составной задачей // Начальная школа, 1988, №2.
9. Когаловский С.О. Средства обучения младших школьников решению текстовых задач // Начальная школа плюс до и после, 2007, № 12, с. 26-30.
10. Комарова В.П. Формирование умения решать задачи в начальной школе // Начальная школа, 2007, №1.
11. Курмалина Ш. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие. - Астана: Фолиант, 2011. - 208 с.
12. Малыхина, В.В. Методика формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи в системе развивающего обучения: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Малыхина. - М., 1996. - 140 с.
13. Матвеева Н.А. Использование различного построения моделей в процессе обучения решению текстовых задач // Начальная школа плюс до и после, 2005, № 9, с. 34-37.
14. Математика: 1 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
15. Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных
учреждений. В двух частях. Часть 1 / Н. Б. Истомина. - Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2012. - 120 с....40