Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение показателей самосознания у старших дошкольников с разной очередностью рождения

Работа №149599

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.1. Психологические характеристики дошкольного возраста 7
1.2. Понятие самосознания личности 13
1.3. Специфика самосознания у детей дошкольного возраста 24
1.4. Психологические исследования по изучению влияния очередности
рождения на развитие личности 29
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Изучение показателей самосознания у старших дошкольников с разной очередностью рождения 38
2.1. Описание процедуры и методов исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация полученных диагностических данных ... 41
Выводы 56
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложение 1 65
Приложение 2 71

В современном мире все более возрастает роль личностного фактора в различных сферах человеческой деятельности, что связано с доктриной ценности личностной самореализации и высокой эффективности подрастающего поколения. Нужно отметить, что развитие самосознания связано с развитием таких сфер психики, как мотивационно-потребностная, когнитивная, эмоционально-волевая, коммуникативная сферы, а также с непосредственно выполняемой человеком учебной деятельностью [1; 2; 3].
Проблема изучения самосознания у детей дошкольного возраста в настоящий момент весьма актуальна. Самосознание развивается в процессе социализации на протяжении всей жизни человека, однако дошкольный период занимает в этом процессе особое место, поскольку именно в данном возрасте ребенок открывает для себя мир социальных отношений и у него происходит осознание своего места в данных отношения. При этом в дошкольном возрасте для ребенка важно общение, как со сверстниками, так и взрослыми людьми, что отражается на активном формировании у дошкольников различных коммуникативных навыков и умений. Дошкольный возраст является начальным периодом, в течение которого начинает формироваться самосознание. Именно в это время у ребенка формируется самосознание, мотивы и потребности в мире человеческих взаимоотношений. Поэтому очень необходимо в этот период заложить основы формирования самосознания. Это позволит ребенку правильно оценить себя, свои возможности.
На самом деле «самосознание» - один из самых сложных терминов, не имеющих четкого толкования. Однако чаще всего самосознание рассматривается как система представлений человека о самом себе.
Как известно, самосознание начинает формироваться в дошкольном возрасте, оно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Поэтому наиболее важным условием его развития будет своевременное выявление психологических условий для наилучшего развития самосознания и выявление нежелательных причин его отклонений у ребенка.
Именно в этот возрастной период ребенок выполняет множество предметных действий без помощи взрослых. Особенно важными достижениями этого возраста являются овладение прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью, чувством гордости и стыда. В конце этого периода ребенок впервые начинает утверждаться как личность. Он осознает, что то или иное действие совершается им самим. Это понимание проявляется в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне» и другое.
А.Е. Сухова считает, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через ведущую деятельность - ролевую игру. Ролевая игра предполагает присутствие других детей и невозможна без контакта с ними. Общение со сверстниками, безусловно, предполагает обмен мнениями, знаниями, оценками. Дошкольники изучают язык общения, работают в команде и многое другое. Соответственно, это приводит к тому, что ребенок начинает познавать себя. У него вырабатывается навык оценки окружающих людей, и к концу дошкольного возраста ребенок учится сравнивать себя со сверстниками. Это важная составляющая самосознания [48, с. 9].
При этом в дошкольном возрасте для ребенка важно общение, как со сверстниками, так и взрослыми людьми, что отражается на активном формировании у дошкольников различных коммуникативных навыков и умений. Социализация личности предполагает усвоение ребенком социального опыта, развитие личностных свойств, формирование деятельности и общения. В дошкольном возрасте ключевым формированием является характер ребенка, потому что в этом возрасте развиваются его основные черты под воздействием первого опыта коммуникации, которые в дальнейшем и будут влиять на его деятельность и на общение с людьми. И от знания особенностей социализации ребенка дошкольного возраста зависит понимание дальнейшего психического развития, формирования личности человека в последующие возрастные периоды....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема изучения самосознания у детей дошкольного возраста в настоящий момент весьма актуальна. Самосознание развивается в процессе социализации на протяжении всей жизни человека, однако дошкольный период занимает в этом процессе особое место, поскольку именно в данном возрасте ребенок открывает для себя мир социальных отношений и у него происходит осознание своего места в данных отношения. Поэтому очень необходимо в этот период заложить основы формирования самосознания. Это позволит ребенку правильно оценить себя, свои возможности.
Проведенное исследование включало в себя два этапа - теоретический анализ и эмпирическое изучение проблемы.
В результате теоретического анализа было выявлено, что главным новообразованием в старшем дошкольном возрасте становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Личность - это особое человеческое качество, которое формируется у личности в процессе социализации по мере усвоения человеком социальных и культурных норм общества в общении с другими людьми и вступлении в совместную деятельность с ними. Самосознание представляет собой совокупность психических процессов, служащих средством, с помощью которого человек в процессе общения и деятельности осознает себя как субъекта своей деятельности. Результатом процессов самосознания является формирование «Я» человека. С развитием самосознания старших дошкольников неразрывно связано и формирование их представлений об окружающем мире, в основе которого лежит развитие системы представлений о психике в целом. Изучение психологического феномена влияния порядка рождения, сиблинговой позиции на развитие личности ребенка в современной психологии остается актуальным и теоретически значимым, отвечает социальной потребности решения важнейших вопросов формирования зрелой гармоничной личности и оптимизации семейное воспитание.
В результате эмпирического исследования были сделаны выводы о том, что большинство детей, которые являются единственными детьми в семье, имеют высокий уровень понимания значения эмоционально-оценочных суждений. По уровню самооценки дети, которые являются старшими в семье, имеют более стабильное эмоциональное состояние и позитивное отношение к себе в сравнении с младшими и единственными детьми в семье.
Дети, которые являются единственными в семье, имеют более высокий уровень самоконтроля по сравнению с детьми, являющимися младшими в семье, что характеризует их как активных, эмоционально заряженных детей с высокой степенью самоконтроля.
По уровню временной перспективы старшие дети в семье, имеют более высокий уровень самосознания в сравнении с младшими и единственными. Это свидетельствует о том, что старшие дети в семье имеют более четкое представление о своем будущем.
Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. И можно утверждать, что существуют особенности самосознания у старших дошкольников с разной сиблинговой позицией. Данные особенности заключаются в том, что самосознание более развито у старших детей в семье. Далее по выраженности идут единственные дети в семье, а наименьший уровень развития самосознания демонстрируют младшие дети в семье.


1. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Веста, 2010. - 89 с.
2. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Г.Ю. Айзенк. - М.: Ювента,
2013. - 463 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2010. - 282 с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 274 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 292 с.
7. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1993. - 224 с.
8. Болотина П.Г. Дошкольная педагогика / П.Г. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Академия, 1998. - 240 с.
9. Большой психологический словарь / Сост и общ. ред. Б. Мещерякова и В. Зинченко. - СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК; М.: Олма-ПРЕСС, 2013. - 892 с.
10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. - СПб.: Питер, 2001. - 211 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2008. - 384 с.
12. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
13. Гурова Е.В. Способность к творческой самореализации молодых людей с различной сиблинговой позицией в семье / Е.В. Гурова // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №4. - С. 285-288.
14. Деревянко С.А. Взаимосвязь между уверенностью в себе и эмоциональной креативностью у лиц с разной сиблинговой позицией / С.А. Деревянко // Балканско научно обозрение. - 2020. - № 3(9). - С. 37-41.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ