РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНИКУ В.В. ЕРЁМИНА «ХИМИЯ. УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ. 10
КЛАСС» ПО ТЕМЕ «КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Учебно-методические материалы для школы: виды и назначение 6
1.2 Образовательный сайт по учебному предмету, как элемент оптимизации
обучения 7
1.3 Структура и содержание образовательного сайта по учебному предмету .9
1.4 Рекомендации по созданию образовательного сайта по учебному
предмету в школе 10
1.5 Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по химии:
структура и содержание 12
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 15
2.1 План методического анализа учебника 15
2.2 Учебно-методический комплект к учебнику В. В. Ерёмина «Химия.
Углубленный уровень. 10 класс» 17
2.3 Тематическое планирование по теме «Кислородсодержащие
органические соединения» к учебнику В.В. Еремина «Химия. Углубленный уровень. 10 класс» 19
2.4 Общенаучные, теоретические и эмпирические методы исследовани... 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 21
3.1 Методический анализ темы «Кислородсодержащие органические соединения» учебника В.В. Еремина «Химия. Углубленный уровень. 10 класс» 21
3.2 Разработка образовательного сайта к теме «Кислородсодержащие
органические соединения» 23
3.3 Разработка содержания образовательного сайта по теме
«Кислородсодержащие органические соединения» к учебнику Еремина В.В «Химия. Углубленный уровень. 10 класс» 27
3.4 Апробация материалов работы 65
ВЫВОДЫ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Изменения в мире на данный момент ставят перед общеобразовательной школой новые задачи, такие как создание условий для обучения школьников согласно их интересам и намерениями продолжения обучения через саморазвитие и самообучение.
Как показывает практика, в настоящее время традиционная модель обучения не позволяет достичь современных целей образования. Современным ученикам уже не так интересно слушать только рассказ учителя. Для повышения мотивации и улучшения качества образования во многих школах вводятся и используются компьютерные технологии. Компьютерные технологии предусматривают использование интернет- ресурсов при проведении уроков, например, интранет-сайтов по предмету, электронные тесты, конструкторы для создания моделей молекул, тренажеры для написания химических реакций.
Актуальность создания и использование электронных пособий обусловлена потребностью в разработке новых подходов для повышения качества образования. При использовании компьютерных технологий на уроках химии повышается качество обучения за счет увеличения мотивации, стимулирования познавательного процесса.
Во многих школах сейчас производится разработка собственных электронных ресурсов по каждой учебной дисциплине. Их использование позволяет обучающимся повысить качество обучения, изучать углубленно материал по предмету.
Для реализации внедрения электронных технологий в процесс обучения целесообразно разработать пособие, которое расширит иллюстративный материл за счет использования мультимедийных материалов, предоставит возможность использование материалов с сайта, и станет опорой для самостоятельной работы обучающихся.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Предмет исследования: методическая деятельность учителя по разработке содержания и использованию интранет-сайта образовательного назначения и рабочей тетради для лабораторных и практических работ при обучении химии в старшей школе
Цель работы: разработка учебно-методических материалов для учителя и обучающихся по учебнику В.В. Ерёмина «Химия. Углубленный уровень. 10 класс» по теме «Кислородсодержащие органические соединения».
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую и научную литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть виды и назначения методических материалов для школы.
3. Создать веб сайт образовательного назначения по теме «Кислородсодержащие органические соединения».
4. Разработать содержание образовательного сайта к учебнику В.В. Еремина «Химия. Углубленный уровень. 10 класс» по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
5. Разработать рабочую тетрадь для лабораторных и практических работ по учебнику В.В. Еремина «Химия. Углубленный уровень. 10 класс» по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
6. Создать видеоконтент к демонстрационным опытам, лабораторным опытам и практическим работам по учебнику В.В. Еремина «Химия. Углубленный уровень. 10 класс» по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
7. Провести апробацию разработанных учебно-методических материалов.
Некоторые материалы исследования опубликованы и приняты в печать для публикации в сборниках статей:
1. Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей ВУЗов «Актуальные проблемы химического образования» (Пенза, 30 ноября 2022 г.)
Близнецова Я. В., Леухина В. М., Фирстова Н. В. Разработка содержания образовательного сайта по темам «Углеводороды» и «Кислородсодержащие органические соединения» Пенза. ПТУ. 2022. С. 73- 76...
1. Изучена и проанализирована методическая и научная литература по теме исследования.
2. Рассмотрены виды и назначения методических материалов для школы
3. Создан веб-сайт образовательного назначения по теме «Кислородсодержащие органические соединения».
4. Разработано содержание образовательного интранет-сайта к учебнику В.В. Еремина «Химия. Углубленный уровень. 10 класс» по теме «Кислородсодержащие органические соединения»:
• «Словарь терминов и понятий по теме «Кислородсодержащие органические соединения»»
• Раздел «Качественные реакции кислородсодержащих органических соединений»
• Рубрика «Кислородсодержащие органические соединения в жизни человека»
• «Расчетные задачи с примерами решения по теме «Кислородсодержащие органические соединения» (2 задачи)
• Составление схем синтеза заданных кислородсодержащих органических соединений (разработаны 22 схемы)
• Раздел «Проверь свои знания» (разработаны 67 тестовых заданий формата ЕГЭ; 10 цепочек превращений; 10 расчетных задач к теме «Кислородсодержащие органические соединения»)
• Вкладка «Контрольная и самостоятельные работы» (разработаны 2 варианта контрольной работы; самостоятельные работы по 7 темам в двух вариантах по 3-4 задания в каждом)
• Рубрика «Карточки с индивидуальными заданиями» (разработаны к 9 темам уроков по 3-5 вариантов в каждом)
• Раздел «Рабочая тетрадь»
• Раздел «Лаборатория кислородсодержащих органических соединений»
5. Разработана рабочая тетрадь (описание и задания к 5 демонстрационным и 25 лабораторным опытам и 4 практическим работам) для лабораторных и практических работ по учебнику В.В. Еремина «Химия. Углубленный уровень. 10 класс» по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
6. Отсняты и озвучены видеоматериалы к 5 демонстрационным опытам, 25 лабораторным опытам и 4 практическим работам по учебнику В.В. Еремина «Химия. Углубленный уровень. 10 класс» по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
7. Проведено анкетирование среди учителей г. Пензы и Пензенской области по теме «Учебно-методические материалы к теме «Кислородсодержащие органические соединения» в содержании образовательного сайта по органической химии»
1. Белодед Н., Устинова Е., Яроцкая В. Интранет - сайт как элемент оптимизации деятельности организации / Наука и инновация, 2012. № 8. с 51- 53.
2. Гарькуша Н.В., Буторина Н.И. Особенности организации образовательного сайт. / Электронный научный журнал «Наука и перспективы», 2016. № 4. с 5-12.
3. Грандберг И. И. Органическая химия: учебник. М. : Дрофа, 2004. 672 с.
4. Денисов В. Я. Сборник задач по органической химии: метод, указания / В. Я. Денисов [и др.]. СПб. : Лань, 2014. 78 с.
5. Денисов В. Я., Мурышкин Д. Л., Чуйкова Т. В. Органическая химия: учебник. М. : Высшая школа, 2009. 544 с.
6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб. : «Питер», 2002. 45 с.
7. Еремин В. В., Кузьменко Н. Е. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс. М. : Экзамен, 2008. 528 с.
8. Игнатова, Н.Г. Интернет-технологии в системе образования. М. : Пресс, 2009. 128 с.
9. Касаткина С.Н., Реймер М.В., Евстратова А.О. Тематическое планирование как средство реализации ФГОС / Вестник Донецкого Педагогического института, 2018. №7. с 21-24.
10. Космодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии: учебное пособие. Казань : ГТТПУ, 2011. 136 с.
11. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А. Начала химии. М. : Лаборатория знаний, 2016. 707 с.
12. Лисицын А. 3., Зейфман А. А. Очень нестандартные задачи по химии / под ред. В. В. Еремина. М. : МЦНМО, 2015. 192 с.
13. Марч Дж. Органическая химия. Реакции, механизмы и структура. Т. 4. М.: Мир, 1987. 486 с.
14. Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина, А. А. Дроздова, В. В. Лунина «Химия. Углублённый уровень. 10 класс»: методическое пособие / В. В. Еремин [и др.]. Москва: Дрофа, 2018. 339 с.
15. Минченков Е.Е. Практическая дидактика в преподавании естественно научных дисциплин: учебное пособие. СПб : Лань, 2016. 496 с.....35