Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования песенного фольклорного материала в обучении иностранному языку 5
1.1 Методические преимущества песен в обучении иностранному языку 5
1.2 Песенный фольклорный материал на уроках иностранного
языка 10
Глава 2. Практические аспекты использования песенного фольклорного материала в обучении английскому языку в школе 18
2.1 Английская песня как инструмент обучения фонетике и лексике
иностранного языка 18
2.2 Разработка урока английского языка с применением песенного
фольклорного материала на начальном этапе 23
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения 43
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы подтверждается тем, что, несмотря на популярность использования музыки в учебном процессе, песенный фольклорный материал при изучении иностранных языков к настоящему времени используется не в достаточном объеме. Хотя многие пособия содержат оригинальные или специально созданные для образовательных целей песни, британский и американский песенный фольклор в них слабо представлен.
Ознакомление обучающихся с новым фольклорным материалом может оказаться сложной задачей, если учащимся не хватает как базовых знаний, словарного запаса и грамматики, связанных с новым материалом. Повторное воспроизведение песни заставляет учащихся задуматься над значением слов, заметить различные оттенки в их значении, научиться по-другому выражать мысли. Песенный фольклорный материал расширяет словарный запас учащихся и помогает им лучше усваивать речевые и грамматические образцы. Этот материал дает возможность практиковать новый словарный запас и грамматику в уютной музыкальной обстановке.
В качестве объекта исследования рассматривается процесс обучения иностранному языку.
Предметом исследования является использование песенного фольклорного материала в обучении школьников иностранному языку.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать возможности использования песенного фольклорного материала в обучении школьников иностранному языку.
Задачи исследования:
1.Определить роль и место песенного материала на уроках английского языка;
2. Выявить методические преимущества песен в обучении иностранному языку;
3. Описать возможности применения песенного фольклорного материала на уроках иностранного языка;
^Проанализировать фольклорный песенный текст - как фрагмент культуры в обучении иностранному языку;
5.Разработать фрагменты уроков английского языка с применением фольклорного песенного материала.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, синтез и обобщение данных, представленных в методической, лингвистической и психолого-педагогической литературе по исследуемой проблеме, классификация, систематизация.
Практическая значимость. Полученные по итогам написания выпускной квалификационной работы результаты имеют практическое значение для учителей английского языка. Собранный песенный фольклорный материал и составленные рекомендации по использованию песен можно использовать на уроках английского языка.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Подводя итог проведённой работе, следует упомянуть, что язык как средство формирования, хранения и передачи мыслей в процессе коммуникации - представляет собой сложную, уровневую организацию. В состав содержания обучения иностранному языку входит лингвистический компонент. Это - языковый материал, или строго отобранный фонетический, грамматический и лексический минимумы. Обучение иностранному языку становится практико-ориентированным и преследует цель - формирование коммуникативной компетенции.
Песенный фольклорный материал - это музыкальные произведения, которые являются частью фольклора определенного народа и культуры. Эти песни передают традиции, обычаи и ценности общества, в котором они возникли. Фольклор отражает культурные особенности и уникальные черты народа. Песенный фольклорный материал включает в себя разнообразные жанры и стили музыки, которые передаются из поколения в поколение.
Использование песенного фольклорного материала формирует эмоциональную составляющую содержания обучения иностранному языку. Под эмоциональной составляющей понимается эмоционально - оценочное отношение учащихся. Это - чувства и эмоции, психические процессы, которые протекают в сознании учащихся в процессе познания чужой культуры, что тесно связано с обеспечением положительного мотивационного фона учебной деятельности. Песенная фольклорная лирика содержит сюжет, речевые обороты, словарный запас, грамматические структуры.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были выполнены следующие задачи:
-изучены и обобщены литературные источники по данной теме;
-систематизированы полученные теоретические знания;
-определена роль и место песенного фольклорного материала на уроках английского языка;
-раскрыты теоретические основы методики обучения иностранного языка с помощью песенного материала;
-показаны преимущества песен, народных фольклорных песен и джазовых чантов при формировании языковых навыков;
-показана роль песен в развитии творческого методического мышления учителя;
-проанализирован песенный фольклорный текст английской рок-группы - как фрагмент национально-культурного компонента в обучении иностранному языку.
-разработан урок английского языка в соответствии с требованиями ФГОС, с применением песенного фольклорного материала на начальном этапе;
-разработана анкета и проведено педагогическое исследование в форме анкетирования как способ выявления мнения педагогов о преимуществах песен на уроках;
Подводя итог, отметим, что использование песенного материала базируется на принципе доступности или посильности, на принципе сознательности, на принципе активности и самостоятельности, на принципе прочности усвоения, на принципе положительного эмоционального фона, на принципе систематичности, на принципе устного опережения, на принципе учёта родного языка.
Использование песенного материала в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе помогает сформировать коммуникативные умения у школьников в четырёх видах речевой деятельности.