Введение 1
Глава 1: Природоохранная стратегия в Канаде 3
1.1Основные принципы природоохранной политики Канады 3
1.2 Основные механизмы по защите природы в Канаде 7
Глава 2: Природоохранная стратегия в Австралии 19
2.1 Основные принципы природоохранной политики Австралии 19
2.2 Программы и инициативы по защите природы в Австралии 21
Глава 3: Природоохранная стратегия в США 33
3.1 Основные принципы природоохранной политики в США 34
3.2 Программы и проекты по сохранению природы и ресурсов в США 37
Заключение 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность темы. Население Земли на сегодняшний день составляет уже 8 миллиардов людей , и, вследствие чрезмерной антропогенной деятельности, происходит давление на окружающую среду. Очевидно, что глобальные экологические проблемы выходят за рамки изменения климата (или глобального потепления) и вызваны вырубкой лесов, загрязнением воздуха, дефицитом чистой пресной воды. В свою очередь, такие катастрофические события, как, например, лесные пожары, напоминают о необходимости эффективной природоохранной стратегии на национальном уровне, которая бы обеспечивала устойчивое управление лесными массивами, предотвращение и борьбу с возникновением пожаров, а также восстановление поврежденных лесов после таких происшествий. В рамках целей устойчивого развития до 2030 года все страны должны активно работать над улучшением системы контроля и профилактики лесных пожаров, разработкой мер по защите и сохранению природных ресурсов, и переходом к более экологически устойчивым подходам в хозяйственной деятельности.
Очевидно, что современная международная проблема достижения устойчивого развития может быть решена только при широком сотрудничестве всего мирового сообщества. Об этом отмечалось, в частности, на Саммите по устойчивому развитию в Нью-Йорке в 2015 г., на котором были приняты цели в области устойчивого развития до 2030 г.
Одним из часто упускаемых из виду элементов являются сложные отношения между государствами, которые не способствуют достижению целей в области устойчивого развития. Однако некоторые развитые страны добились хороших результатов в достижение ЦУР, в частности, связанных с экологической политикой и программами.
Путем анализа стратегий Австралии, США и Канады их подходов в рамках ЦУР до 2030 года, мы можем получить ценную информацию о том, как эти страны уделяют приоритетное внимание сохранению окружающей среды, управлению ресурсами и долгосрочной устойчивости. Данный опыт представляется весьма полезным для совершенствования климатической стратегии России.
Научная новизна работы. Впервые в рамках ВКР проводится комплексная оценка национальных стратегий Австралии, США и Канады в контексте ЦУР-2030.
Цель ВКР состоит в том, чтобы выявить характерные черты природоохранных стратегий Австралии, США и Канады в контексте ЦУР-2030 с акцентом и на их эффективность и применимость в России.
Задачи:
1. Рассмотреть цели устойчивого развития, направленные на защиту окружающей среды;
2. Проанализировать основные принципы природоохранного законодательства Канады, Австралии и США;
3. Проанализировать национальные стратегии по устойчивому развитию до 2030 года Канады, Австралии и США;
4. Исследовать основные мероприятия и программы по защите природы в Канаде, Австралии и США;
5. Провести сравнительный анализ природоохранных стратегий выбранных для исследования стран с указанием достигнутых результатов и проблем.
Объектом исследования является природоохранная политика, применяемая в Австралии, США и Канаде в рамках устойчивого развития до 2030 года.
Предметом исследования являются организационно-правовые механизмы, принимаемые Канадой, Австралией и США в области природоохранной политики.
Теоретическая база. В работе использовались статьи Анисимова А.П., Ахметшиной А.Р.,Ермолиной М.А., Щербаковой Ю.А., Ураковой А. и Шаркиойа А.,Aти Асадиклы, Тобиаса Идэ и других авторов. По большей части в работе были использованы документы, статистические данные, отчеты, в которых отражены меры, результаты, которые применяются в рамках ЦУР. Для этого были использованы официальные сайты государств: сайт Канады (www.canada.ca), сайт Австралии (www.dfat.gov.au), сайт агентства по окружающей среде США (www.epa.gov).
Методы исследования. Для реализации поставленных задач использованы методы сравнительного анализа экологических стратегий Австралии, США и Канады, чтобы выявить общие черты, различия, сильные и слабые стороны. Анализ тенденций и прогнозирование: исследовать текущие тенденции в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, предсказать возможные изменения и проблемы, с которыми могут столкнуться страны в ближайшие годы. Анализ статистических данных: сбор и анализ статистических данных по таким показателям, как выбросы парниковых газов, качество воды и состояние морских экосистем. Выявление и анализ передового опыта в реализации природоохранных стратегий в этих странах, который можно применить в России.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
В рамках работы были выявлены характерные черты природоохранных стратегий Канады, Австралии и США в контексте устойчивого развития до 2030 года с акцентом и на их эффективность и применимость в России.Были рассмотрены цели устойчивого развития, в частности № 6,13,14, направленные на защиту окружающей среды.
Были также проанализированы основные принципы природоохранного законодательства Канады, Австралии и США. В законодательстве этих стран активно реализуются право человека на благоприятную окружающую среду, принцип «загрязнитель платит», который реализуется через механизмы ответственности, стимулирующие предприятия к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Также в законодательствах стран исследования предусмотрена возможность для граждан участвовать в принятии решений, касающихся окружающей среды, через общественные консультации, судебные разбирательства и другие механизмы.
В рамках проведенного исследования было установлено, что государственное управление в сфере природных ресурсов и окружающей среды в Канаде осуществляется через два ключевых органа: Министерство природных ресурсов и Министерство окружающей среды.
Кроме того, вВКРбыл проведен сравнительный анализприродоохранных политик с указанием достигнутых результатов и проблем в Канаде, Австралии и США.В Австралии с 2013 года Министерство окружающей среды играет ключевую роль в разработке и реализации национальной экологической политики.
Установлено, что вСША Агентство по охране окружающей средыосуществляет принудительные меры в рамках большинства законов по защите окружающей среды. В соответствии с большинством федеральных природоохранных законов, Агентство по охране окружающей средыимеет полномочия издавать приказы по чрезвычайным ситуациям, чтобы предотвратить угрозу здоровью людей, по очистке загрязненных природных объектов, выдавать предписания о соблюдении правовых норм и т.д. Важно заметить, что во многих случаях при причинении вреда окружающей среде принудительные меры могут быть применены как правительством штата, так и EPA.
Сделан вывод о том, что все страны данного исследования борются с возникновением пожаров на территории их стран. Для предотвращения лесных пожаровв США, Австралии и Канадеразжигают намеренные пожары для снижения топливной нагрузки или чтобы сдерживать или контролировать распространение текущих лесных пожаров. В СШАсуществуют карты риска лесных пожаров, которые классифицируют территорию по уровню опасности. В Австралии разработали государственный план борьбы с лесными пожарами, в нем представлена дорожная карта, поддерживающая реализацию реформ, содержащихся в ответе правительства на независимую проверку, за которую отвечает Государственный координационный комитет по лесным пожарам. в Канаде существует Программа борьбы с лесными пожарами, в рамках нее выделяется ежегодное финансирование на сумму более 1 млрд долларов. Также страны увеличили финансирование для борьбы с данной проблемой и учредили фонды.
Очевидно, что изменение климата для всех стран является основной проблемой, потому что именно она влияет на формирование всех остальных экологических проблем. Представляется, что для того, чтобы к 2030 году добиться сокращения выбросов на 45% по сравнению с уровнями 2010 года, все страны должны работать сообща на международном уровне, Канада стремительно движется к данному показателю.
Полагаю, что природоохранные стратегии Канады, Австралии и США в рамках ЦУР до 2030 предоставляют ценные уроки и возможности для России. Во-первых, эти страны добились значительных успехов в улучшении качества воды, смягчении последствий изменения климата и сохранении морских экосистем, и их опыт может быть адаптирован и применен в российском контексте. Инвестиции в инфраструктуру водоснабжения и санитарии являются жизненно важными для обеспечения доступа к чистой воде и санитарным услугам, особенно в сельских и отдаленных районах России. Переход на возобновляемые источники энергии, такие как солнечная и ветровая энергия, может помочь России сократить выбросы парниковых газов и смягчить последствия изменения климата. Создание морских охраняемых территорий и внедрение устойчивых методов рыболовства имеют решающее значение для сохранения богатого морского биоразнообразия России. Правительство России может извлечь уроки из опыта Канады, Австралии и США, адаптируя и внедряя наилучшие практики в соответствии со своими уникальными условиями и потребностями.
Кроме того, Канада, Австралия и США внедряют комплексные меры по улучшению качества воды, смягчению последствий изменения климата и сохранению морских экосистем. Каждая страна имеет свои уникальные особенности и подходы, но их объединяет общая цель обеспечения чистого и здорового будущего для своих граждан и будущих поколений. Инвестиции в инфраструктуру водоснабжения и санитарии, переход на возобновляемые источники энергии и создание морских охраняемых территорий являются важными шагами к достижению ЦУР 6, 13 и 14. Природоохранные стратегии этих стран могут служить примером для других стран, стремящихся улучшить свое экологическое положение.
Автор ВКР полагает, что международное сотрудничество и обмен опытом могут способствовать дальнейшему развитию и внедрению эффективных природоохранных стратегий во всем мире. Реализация ЦУР до 2030 требует коллективных усилий, и опыт Канады, Австралии и США показал, что это возможно. Кроме того, проведенный в рамках ВКР анализ стратегий этих стран представляется также весьма полезным для совершенствования климатической политики России.
1. «Вечные вещества» не останутся навечно [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/protection_nature/articles/2023/08/03/988319-vechnie-veschestva-ne-ostanutsya-navechno (дата обращения: 18.05.2024)
2. Методические рекомендации по управлению силами и средствами тушения крупного лесного пожара [Электронный ресурс] URL: https://vniilm.ru/media/edition2022/%D0%95xtinguishing_a_large_fire.pdf (дата обращения:14.05.2024)
3. На конференции в Шарм-эш-Шейхе Генеральный секретарь ООН предложил заключить Пакт климатической солидарности [Электронный ресурс] URL: https://news.un.org/ru/story/2022/11/1434437 (дата обращения: 14.03.2024)
4. Народонаселение [Электронный ресурс]URL: https://www.un.org/ru/global-issues/population (дата обращения: 25.04.2024)
5. Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/DzVPGlI7JgT7QYRoogphpW69KKQREGTB.pdf (дата обращения: 18.05.2024)
6. Новые трубы: как проект «чистая вода» делает питьевую воду доступнее [Электронный ресурс] URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/novye-truby-kak-proekt-chistaya-voda-delaet-pitevuyu-vodu-dostupnee (дата обращения: 18.05.2024)
7. Углеродный налог в 2024 году [Электронный ресурс] URL: https://www.kp.ru/family/ecology/uglerodnyj-nalog/ (дата обращения: 18.05.2024)
8. Российская Федерация: Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418d9d48c06c958e454/obzor.pdf (дата обращения: 18.05.2024)
9. Цель 6: Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/water-and-sanitation/ (дата обращения: 11.03.2024)
10. Цель 14 Cохранение морских экосистем [Электронный ресурс] URL: https://sdg.openshkola.org/goal14 (дата обращения:15.03.2024)
11. Agricultural Climate Solutions [Электронный ресурс] URL: https://agriculture.canada.ca/en/environment/climate-change/climate-solutions?utm_source=ext_web&utm_medium=vanity_url&utm_campaign=not_applicable&utm_content=2021-06-29_01 (дата обращения: 11.03.2024)
12. America the Beautiful 2023 Annual Report [Электронный ресурс] URL: https://www.doi.gov/sites/default/files/documents/2024-01/jan-2024america-beautiful-2023-annual-report508-1.pdf(датаобращения: 7.05.2024)
13. ASDIP: Australia’s Plan to Achieve the Sustainable Development Goals by 2030 [Электронный ресурс] URL: https://www.globalvoices.org.au/post/asdip-australia-s-plan-to-achieve-the-sustainable-development-goals-by-2030 (дата обращения: 13.05.2023)
14. Canada’s 2021 Annual Report on the 2030 Agenda and the Sustainable Development Goals [Электронный ресурс] URL: https://www.canada.ca/content/dam/esdc-edsc/documents/programs/agenda-2030/sdg_taking-action-together-aoda.pdf (дата обращения: 14.03.2024)
15. Canada’s strengthened climate plan [Электронный ресурс] URL: https://www.csla-aapc.ca/sites/csla-aapc.ca/files/Canada%20Strengthened%20Plan%20-%20Overview%20Presentation%20May%2014%202021%20(17h15).pdf#:~:text=%E2%80%A2%20In%20December%202020%2C%20the,recovery%20measures%20under%20Budget%202021 (дата обращения: 14.03.2024)
...
57 источников