Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ УПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 6
1.1 Содержание и сущность понятия жизнестойкости 6
1.2 Характеристика семей, находящихся в социально опасном положении 15
Вывод по 1 главе 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 24
2.1 Диагностика уровня развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 24
2.2 Разработка и реализация программы, направленной на развитие жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении 33
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложения 51
В наше время, в котором мы живём, с каждым годом всё более важным и значимым приобретает тема о том, чтоб суметь преодолеть и наилучше прожить непростые жизненные ситуации. Катаклизмы, которые повлияли на человечество: экологические изменения окружающей нашей среды,
экономические и политические изменения общества, увеличение информационного потока, увеличение скорости технического и технологического прогресса что в последствии стало изменением в психологическом состоянии человечества, социальные преобразования человечества. В последнее время на здоровье человечества в психологическом плане очень повлияли различные катаклизмы, которые спровоцировали и привели к тому, что у человечества стало очень много стрессов, стало изменяться поведение человека в нехорошую сторону, много стало различных депрессий, неадекватные поведения [18]. При помощи этих всех условий с каждым годом большую известность приобретает проблема изучения факторов формирования контролируемого поведения, а также личностные качества (оптимизм, качества человека, жизнерадостность, жизнестойкость, умение эффективно действовать и принимать решения в условиях неполной или противоречивой информации), которые будут обеспечивать для того, чтоб хорошо и удачно преодолеть стресс.
Изучение жизнестойкости приобретает большую значимость, важность, своевременность потому, что людям необходимо знать основные преобладающие линии развития жизнестойкости человека, уметь создавать механизмы преодоления трудностей, способствовать готовности человечества, планированию будущего развития, обеспечению самореализации, успешности каждой личности в современном мире.
Свойство жизнестойкости человека изучены в контексте проблем, которые нацелены на преодоление стресса, понимание роли человека в обществе, физического и психического здоровья (Л. А. Александровой), в том числе в сравнении с определением смысла жизни, типом и индивидуальными особенностями личностями, отношением к себе, стилям поведения, умениям его регулировать (Т.В. Наливайко), в связи с совокупностью различных переживаний и травмирующих психику ситуаций и успехами в реабилитации (А. И. Рассказова). Усиление внимания на ведущую роль индивидуальных качеств человека, которые помогают преодолевать неблагоприятные воздействия окружающей среды, а также их противоречий позволяет обратиться к исследованию потенциала личности. Д.А. Леонтьев рассматривает её как систему, характеризующую индивидуальные психологические особенности каждого, обеспечивающее умения сохранять постоянства смысловых ориентиров, результативность деятельности под каким-то давлением и изменением условий деятельности.
Личность, которая может успешно справиться с неблагоприятными последствиями и при этом может показать высокую эффективность к стрессу будет называться жизнестойкость. Дезинтеграция человека понимают, как потерю психического состояния, потеря жизненных ценностей личности, мотивов и целей. Чтоб с этим бороться нужно пересмотреть педагогические методики и технологии в работе с подростками по их воспитанию, суметь пережить подросткам трудные обстоятельства жизни, разработка и реализация комплекса мер, направленных на воспитание и обучение.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать условия развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.
Объект исследования - процесс развития жизнестойкости у подростов из семей, находящихся в социально опасном положении.
Предмет исследования - условия развития жизнестойкости у подростков изсемей, находящихся в социально опасном положении.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Охарактеризовать особенности семей, находящихся в социально опасном положении.
3. Провести эмпирические исследования по выявлению уровня развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.
4. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие жизнестойкости у подростков, находящихся в социально опасном положении.
5. Проверить эффективность разработанной программы направленной на развитие жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.
Методы исследования: Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические: С.Мадди «Тест жизнестойкости» в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитию жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, будет способствовать разработанная и реализованная программа, направленная на развитие способности и готовности субъекта участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, способности контролировать данные ситуации, готовности не бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к достижению целей, готовности уметь рисковать.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
База исследования: МБОУ «Новобирилюсская средняя общеобразовательная школа».
Развитие жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении- важнейшая проблема современного общества, социализации, коммуникации, адаптации таких подростков. В целом данную проблему стараются решить педагоги, родители, социальные службы и государство.
В нашем современном, социально -ориентированном государстве развитие жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении является актуальным направлением для родителей, педагогов, подростков. И только понимание этой проблемы, сотрудничество, всестороннее взаимодействие родителей и педагогов, социальных служб, даёт положительные результаты и оказывает активное влияние на развитие жизнестойкости таких подростков.
В связи с этим целью нашего исследования является развитие жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.
Работая над проблемой исследования, была изучена психолого - педагогическая и методическая литература таких авторов как: С.А. Богомаз, С. Мадди, М.В. Логинова, Д.А. Леонтьев, Р.И. Стецишина, Л.А. Александрова, С.В. Книжникова, Е.И. Рассказова, Т.В. Наливайко) и других. В нашей работе мы основывались на понятиях и определениях таких учёных, как Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс и сформулировали итоговое понятие. Таким образом, жизнестойкость как важный ресурс преодоления, можно определить, как способность и готовность субъекта заинтересованно (вовлечённость) участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, контролировать данные ситуации, управлять ими (контроль), не бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к достижению целей, уметь рисковать(риск).
Были изучены определения и понятия: «жизнестойкость», «устойчивость», «семья», «семья в социально опасном положении», «социально опасное положение», большой теоретический материал на основе анализа которого сделали вывод, о том, что наше исследование соответствует характеристике темы исследования.
Нами была использована методика по жизнестойкости: «Тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева)», посредством которой диагностировались следующие компоненты: вовлечённость, контроль, принятие риска (Приложение А). Компоненты и критерии жизнестойкости:
Вовлечённость- определяется как «убеждённость в том, что вовлечённость в происходящее даёт максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлечённости получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убеждённости порождает чувство отвергнутости, ощущения себя «вне» жизни.
Контроль- представляет собой убеждённость в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска- убеждённость человека в том, что всё то, что с ним случается, способствует его развитию за счёт знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надёжных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
На основе вышеназванных компонентов жизнестойкости мы разработали, теоретически обосновали и реализовали программу по развитию жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, на базе МБОУ «Новобирилюсская средняя общеобразовательная школа», в исследовании принимали 5 подростков.
После реализации программы, направленной на развитие жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, мы провели повторную (контрольную) диагностику, которая помогла выявить положительную динамику у всех подростков, на основании чего мы сделали выводы о её эффективности.
Наше исследование подтвердило гипотезу выпускной квалификационной работы о том, что развитию жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, будет способствовать разработанная и реализованная программа, направленная на развитие способности и готовности субъекта участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, способности контролировать данные ситуации, готовности не бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к достижению целей, готовности уметь рисковать.
1. А.Н. Фоминова. Жизнестойкость личности / «Прометей», Москва 2012. 40 с.
2. Александрова Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / Психология способностей: современное состояние и перспективы исследования: материалы научной конференции. М.: Институт психологии РАН, 2005. - С. 16-22.
3. Водяха С.А. Соотношение жизнестойкости и личностных достоинств студентов / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2017. - №11. - С. 24-29.
4. Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н., Понятийный аппарат социальной педагогики. - Саратов: Научная книга, 2009. - С 92.
5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005. -77 с.
6. Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 60. - С. 72-78.
7. Ефимова О.И., Игдырова С.В., Ощепков А.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизнестойкости личности и нормативных и девиантых подростков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011.- №1. -С. 61-71.
8. Закерничная Н.В. Теоретическое осмысление понятие
жизнестойкости в отечественных и зарубежных исследованиях. 2016. - С. 61-65.
9. Иванова М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-4. С 875-878.
10. Краснопольская Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза // Вестник БГУ. 2012.-№1(2). С. 150-154.
11. Калашникова М.Б. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков / М.Б. Калашникова, Е.В. Никитина //
Вестник НовГУ. 2017.- №4(102). - С. 51-55.
12. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тесть жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. -с 4.
13. Луканина К.В. Социальный портрет несовершеннолетнего и семей, находящихся в социально опасном положении. 2021. - С 148-158.
14. Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности. Пенза. 2009. С 19-22.
15. Логинова И. А., Монастырёва Г.В. Требования к документации центра социальной помощи семье и детям по сопровождению семьи, находящейся в социально опасном положении. Самара 2012. - С 9.
16. Медведева Е.В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е.В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2008.- №2. - С 172-177.
17. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / Мадди Сальваторе Р.; Перевод с англ. Е. Н. Осина, под ред. Д. А. Леонтьева// Психологический журнал. - 2005. №6. - с 87-101.
18. Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди // Вестник интегративной психологии. 2006. -№4. -С 211-216, и С 45-54.
19. Никитина Е.В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования // Academy. -2017. -№4 (19). - С 100-103.
20. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матёрова Т.А., Ховалкина Т.А., Шамардина М.В. Барнаул, 2014. - 184 с.
21. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта: Наука. 2015. 296 с.
22. Рапохина М.А. Анализ проблемы одиночества и жизнестойкости в современной психологии // Наука и современность. 2012. №17. - С 1-4.
23. Рассказова Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе
50
реабилитации // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия
Таганрогского радиотехнического университета. -2005. -№7. - С 124-126.
24. Рахимова P.M. Молодежная политика ВУЗа среднего города/ P.M. Рахимова // Ежегодная научная конференция Сорокинские чтения. - М., МГУ им. Ломоносова. 2002.
25. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, В.М. Маркиной. М.: ООО «Вариант», 2015. - с 56.
26. Стоякина И.В., Ременцова Н.Г. Программа работы с семьями, находящимся в социально опасном положении. // Воспитание школьников. - 2014. -№6. - С 57-62.
27. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
28. Ярощук И.В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических
концепций, эмпирических исследований и методик диагностики. Выпуск 1, том 33. 2020. - С 50-54.
29. Kowalski C.M. Schermer J.A. Hardiness, Perseverative Cognition, Anxiety, and Health-Related Outcomes: A Case for and Against Psychological Hardiness. Psychological Reports, 2019- vol. 122 -№ 6, р. 2096-2118.
30. Narad A. Psychological hardiness among senior secondary school students: influence of home environment. Man in India, 2018, vol. 97, № 23, рр. 441¬453.