Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в условиях детского сада

Работа №149567

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития инициативности у
детей дошкольного возраста 6
1.1. Содержание и сущность понятия «инициатива» и «инициативность». Факторы
развития инициативности 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Содержание и сущность понятия театрализованной деятельности и её значение на развитие инициативности у детей дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию инициативности у детей старшего дошкольного возраста 29
2.1. Методы и организация исследования 29
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению уровней развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста 32
2.3. Разработка и реализация психолого-педагогические программы развития
инициативности у детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованных источников 49
Приложение


Дошкольное детство - период первоначального самораскрытия личности, становление основ индивидуальности. Рассматривая образование как фундаментальное средство культуры и развития индивида, современная педагогика ставит задачу развития самостоятельной, творчески активной личности, готовой к продуктивному участию в разнообразных областях жизни общества, начиная с раннего детства [9].
Вопрос о развитии инициативности исследовался в разное время многими отечественными учеными. Так, к изучению инициативности подходили со следующих позиций: общей категории активности (В.В. Богословский, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, И.С. Кон, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); личностных свойств (П.И. Блонский, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, А.В. Петровский, и др.); умений и условий развития: рационально и творчески мыслить, владеть приемами умственной деятельности (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.), увидеть и поставить новый вопрос, проблему и решить их своими силами (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин и др.), черты мышления (Д.П. Барам, З.И. Калмыкова и др.); волевого качества (В.В. Богословский, А.И. Высоцкий, А.Г. Ковалев, К.Н. Корнилов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.)[9].
Однако, несмотря на достаточное количество научных психолого-педагогических публикаций проблема активного участия ребенка в различных видах деятельности исследована недостаточно, малоизученными остаются вопросы развития инициативности в детских видах деятельности [41].
Здесь отметим, что развитие инициативности в детских видах деятельности и ее поддержка отмечена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в частности п. 1.4. указано, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициативность заявлена как целевой ориентир для детей, а способы ее поддержки - как обязательная часть содержания образовательной программы (п. 2.11.2). Однако каким образом должна осуществляться такого рода поддержка, как развивать указанные качества личности дошкольника в педагогической практике, не ясно [34].
А именно, ребенок-дошкольник при столкновении с препятствием в достижении цели или при обнаружении дефицита в знаниях, не останавливает свою деятельность, а ищет возможности преодоления преграды или незнания. Именно такое поведение следует считать инициативным [42]. Что же нужно делать в рамках дошкольного образования, чтобы развивать такие способности?
Вероятно, одним из средств по развитию инициативности в том или ином виде детской деятельности является игра, как ведущая деятельность дошкольного возраста. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает трудности в воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его. Благодаря воображению появляются новые сюжеты, герои и свойства героев [42].
Таким образом, актуальность выбора темы исследования: «Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в условиях детского сада» обусловлена тем, что инициативность являются целевыми ориентирами современного дошкольного образования.
Проблема развития у детей инициативности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является инициативность.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты развития инициативности у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности;
2. Провести эмпирическое исследование с целью выявления уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить критерии и уровни развития инициативности;
4. Разработать и апробировать программу по развитию инициативности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности;
5. Проследить динамику развития инициативности у детей в процессе экспериментальной работы;
6. Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: процесс развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития инициативности у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее успешно при условии реализации комплексной программы, направленной на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. В первой главе мы провели анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития инициативности, рассмотрели особенности развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрели психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста, обозначили роль театрализованной деятельности в развитии инициативности детей дошкольного возраста.
В ходе теоретического анализа, мы выявили, что проблема развития инициативности детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни, так как это связанно с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.
Также мы рассмотрели требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию инициативности дошкольников, и пришли к выводу, что развитие инициативности является необходимой предпосылкой готовности дошкольника к школьному обучению. Приоритет в развитии данных качеств указан во ФГОС ДО, в частности детская инициативность определена как интегративное качество личности, развитие которого составляет особую воспитательную задачу, реализуемую на основе соответствующих принципов: содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Одним из таких видов деятельности и одновременно средством развития инициативности у детей дошкольного возраста, по мнению учёных, является театрализация. Театрализация пространства детской игры выступает одним из характерных явлений современной культуры. Возникнув как одна из форм жизненных практик человека, игровая театрализация с течением времени обретает автономность и получает развитие в детском художественном творчестве, сохраняя свое значение на протяжении всего становления растущей личности человека.
Именно через развитие игровой инициативы детей дошкольного возраста можно проследить начало формирования творческих качеств личности. Ценными и важными ориентирами в воспитании инициативности являются поддержка процесса развития, создание условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого ребенка-дошкольника. Все это должно способствовать развитию указанных качеств. Главная задача для педагога состоит в том, что ребенок научился тому, чтобы смело шагнуть в огромный мир, и захотеть его познать и чтобы этот интерес к познанию сопровождал его на протяжении всей жизни.
Игровая деятельность выступает естественным актом творчества. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущему самостоятельному бытию. Предназначение детской игры в первую очередь заключается не в том, что бы обучить ребенка определенным способностям и свойствам, в игре ребенок, прежде всего, учится быть инициативным и самостоятельным человеком.
Таким образом, особое значение игры как формы театрализации жизни заключается в том, что ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет свое место, свой путь среди людей. Игра как экзистенциальная потребность становится первичной интеллектуальной практикой ребенка, посредством «театра для себя» и, как следствие, обретения внутренней диалогичности сознания, формирующего свою индивидуальную и социальную идентичность.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сформулировать следующие положения о возрастных особенностях старшего дошкольного возраста:
Основные новообразования старшего дошкольного возраста: освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие речи от фиксирующей в планирующую; развитие наглядно-образного мышления- переходящее в словесно-логическое; развитие способности к замещению предметов и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; становление смысловой памяти, произвольного внимания. Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно- ролевая игра).
Мы проанализировали понятия «инициатива», «инициативность» в психолого-педагогических исследованиях, и в контексте нашего исследования под понятием « инициатива» мы будем понимать - поведение личности человека , означающее способность действовать по внутреннему побуждению, форму активности, которая является причиной начала и развертывания деятельности. Является одновременно и как средство, и как начальный этап инициативности. Под понятием «инициативность» мы будем понимать - умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне. Волевое качество ориентирующее на активные действия.
Опираясь на толкование понятия инициативности, данное авторами А. В.Святцевой, Е.В. Коротаевой, вслед за авторами мы будем считать, что инициативность - это интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями), соответствующими репродуктивными и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности.
Компонентами и критериями детской инициативности, данными авторами А. В.Святцевой, Е.В. Коротаевой, будут являться: когнитивный, мотивационный, поведенческий и рефлексивный.
Таким образом, на первом этапе эмпирического исследования мы использовали диагностику метод наблюдения по А. М. Щетининой «Карта проявлений инициативности», направленную на выявление уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в опытно-экспериментальной работе на основе полученных результатов констатирующего этапа эксперимента и анализа, нами была разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию инициативности у детей театрализованной деятельностью. Данная программа включает в себя цели, задачи, принципы, блоки и этапы, в ходе которых она была реализована.
Анализ динамики уровня развития инициативности у детей на контрольном этапе эксперимента показал, что в результате экспериментальной работы у детей произошло повышение уровня развития инициативности.
Такие изменения свидетельствуют о том, что программа, которая реализована в ходе формирующего этапа эксперимента, существенно влияет на эффективное развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в начале исследовательской работы, были решены. Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках развития инициативности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.



1. Блонский, П.П. Дошкольный возраст / Блонский П.П.. Педология. - М., 2000.- С.89-119.
2. Бабенко С.В. Анализ, диагностика и планирование театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. Сатка, 2013 г. - 28 с.
3. Борисова Т. С. Активность и инициатива как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. - 2009. Выпуск 5 (83). С. 34-49.
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре.- М.:Просвещение,2005.-450 с.
5. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия : учеб. пособие / сост. и науч. ред.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 10-е изд., испр. -
Москва: ACADEMIA, 2013. - 623 с.
6. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология от рождения до школы.- СПб.:Питер,2009.- 79 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.СПб:Союз.2006.-350 с.
9. Гурина, И.А. Проблема развития познавательной самостоятельности как качества личности в отечественной психологии / И.А. Гурина, О.В. Шпак // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 644.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. курс лекций. м. «ЧеРО»,1995.- 125 с.
11. Гнездилов, Г.В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие /Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.Б. Курдюмов.- М.: Издво СГУ, - 2013. -С. 204.
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Санкт - Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
13. Доронова Т.Н., Карабанова О.А.Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте.- М.:Воспитание дошкольника,2002.-96 с.
14. Ефимкина, Р.П. Детская психология / Р.П. Ефимкина. - М., - 2005. -С. 220.
15. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: науч. изд. / Л.В. Жарова. - Москва, 1992. - 98 с.
16.Зверев, И.Д. Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе / И.Д. Зверев // Народное образование. - 1976. - № 3. - С. 118.
17.Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
18. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. №5. С.669-671.
19. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003 - 144 с. 11.
20. Короткова Н.А., Нежнов, П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. - М.: ПИ РАО, 2003. - 152 с.
21. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психическое развитие детей в норме и патологии.- СПб., Питер.,2004 - 480 с.
22. Лернер, И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся: новые исследования в педагогике: науч. изд. / И.Я. Лернер. - Москва, 1971. - 45 с.
23. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.-М.,Смысл, 2001 - 511 с.
24. Монина. Г. Б. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников [Электронный ресурс] / URL: http://galinamonina.ru(дата обращения: 05.01.2018г.).
25. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.-СПб.,Питер 2008 - 353-369 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000. 20.
27. Монтессори М. - Помоги мне это сделать самому - М. : Изд-во Карапуз, 2006.
28. Немов Р.С. Психология М.: изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн.3.
Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 88-93 с.
29. Немов Р.С. Психология: Учеб, для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн.-3-е изд.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.Кн.3:Психология образования.-640 с.
30. Нищева Н. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания. - М.:Детство-Пресс,2011.-59 с.
31.Общая психология. Инициативность [Электронный ресурс] / URL: http://psyznaiyka.net/view-xarakter.html(дата обращения: 05.01.2018г.).
32.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. 1997. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник.
ЗЗ.Общая психология. Инициативность [Электронный ресурс] / URL: http://psyznaiyka.net/view-xarakter.html(дата обращения: 05.01.2018г.).
34. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] / URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 06.01.2018г.).
35. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: учебник / Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова, Г.А. Айдашева. - Москва: Феникс, 2015. - 342 с.
36. Реброва В.И. Профессиональная позиция педагога в поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста // ЧиО. - 2017. №2 (51). С.120-124.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Санкт- Петербург, 2002. - 720 с.
38. Смирнова Е.О., Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. №2. - С. 76- 86.
39. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности //Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. -С. 70-73.
40. Сидоренко Е.В.Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.-СПб.:Речь,2008.-280 с.
41. Святцева А.В., Шухардина С.Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. - 2016. №3. С.88-93.
42. Создание условий для становления инициативности дошкольников в детском саду. Методические рекомендации / Т.И. Юстус, А.И. Дударева, Ю.А. Короткова, Е.А. Кривецкая, Н.М. Матвеюк. Красноярск, 2015. 63 с.
43. Сопова М.Н. Театрализация пространства детской игры и теория Н.
Евреинова // Человек. Культура. Образование. Издательство: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар. - 2014. 1 (11). С. 79-90.
44. Театральность. Википедия. [Электронный ресурс] / URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%E0%F2%F0%E0%EB%FC%ED%EE%F1 %F2%FC (дата обращения: 08.01.2018г.).
45. Темняткина О.В. Формирование ключевых компетенций в личностно-ориентированном процессе // Психология личности. - Екатеринбург , 2003.
46. Цеева Л.Х., Ситкова А.В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. - 2014. №8. С.76-80
47. Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике: науч. изд. / Г.И. Щукина. - Москва, 1971. - 351 с.
48.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 2014. - № 5(83).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ