Развитие коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра в условиях средней школы
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки развития коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра
1.1. Сущность и содержание понятий "коммуникативная деятельность",
"коммуникативные навыки" 6
1.2. Психологические особенности коммуникативных навыков у младших
школьников с расстройством аутистического спектра 10
1.3. Условия психолого-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра 20
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра
2.1. Диагностика сформированности коммуникативных навыков у младшего
школьника с расстройством аутистического спектра 26
2.2. Индивидуальная программа развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра 30
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение
Глава 1. Теоретические предпосылки развития коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра
1.1. Сущность и содержание понятий "коммуникативная деятельность",
"коммуникативные навыки" 6
1.2. Психологические особенности коммуникативных навыков у младших
школьников с расстройством аутистического спектра 10
1.3. Условия психолого-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра 20
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра
2.1. Диагностика сформированности коммуникативных навыков у младшего
школьника с расстройством аутистического спектра 26
2.2. Индивидуальная программа развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра 30
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение
В настоящее время выросло количество детей с расстройством аутистического спектра. Ранее эти дети считались необучаемыми, но сейчас их включают в образовательный процесс и они имеют свои пусть небольшие, но достижения. Имеется большая проблема с их адаптацией в социуме, и поэтому необходим индивидуальный подход к возможностям ребёнка.
Мы знаем, что в основе адаптации ребёнка находится коммуникация - коммуникативные способности. Такие исследователи как О.С.Никольская, Е.Р.Баенская описывают то, что отсутствие у детей с расстройством аутистического спектра коммуникативных навыков становится большой проблемой, ведь они не могут использовать эти возможности и им сложно находится в социуме. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников является огромной проблемой, ведь следующий этап их жизни, это подростковый возраст, где необходимы эти умения и навыки.
В настоящее время выявлено, что с каждым годом возрастает число детей с расстройством аутистического спектра. Такие авторы как: В.М. Башина, В.Е.Каган, К.С. Лебединская, О.Г, Хаустов А.В, Черенева Е.А., описывают в своих работах, что сложность проведения коррекционной работы развития коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра является не только клинической проблемой, но и педагогической. С такими детьми очень сложно работать, особенно разработать индивидуальную программу для развития различных психических функций в частности коммуникативных.
Хаустов А.В. в своей работе отмечает, что коммуникация является неотъемлемой частью жизни, она подразумевает такие умения как находить контакт с окружающими, умение задавать и отвечать на вопросы, способность устанавливать контакт с окружающими, умение общаться, удовлетворяя других людей. Аутизм рассматривают как расстройство
В настоящее время коррекция развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра является одной из основных педагогических задач.
Таким образом, перед нами встаёт задача создать условия для развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в ходе изученной психолого-педагогической литературы можно увидеть множество технологий работы с такими детьми, но проблемой остаётся их недостаточная эффективность как отмечают в своих работах В.В. Лебдинский, О.Н Никольская. Авторы отмечают, что в первую очередь исследуются личностные особенности младших школьников с расстройством аутистического спектра, в частности коммуникативные навыки, но до сих пор нет конкретного ответа каким образом формировать данные навыки. В этом и заключается проблема психолого-педагогического исследования, развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: условия развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: определить результативность условий развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику сформированности коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
3. Разработать и реализовать программу развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
4. Провести повторную диагностику сформированности коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза: развитию коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра будут способствовать следующие условия:
- разработана и проведена индивидуальная программа в соответствии с выявленными трудностями с использованием игровых упражнений и специальной системы альтернативной коммуникации на основе карточек PECS;
- родители будут обучены способам альтернативной коммуникации на основе карточек PECS.
База исследования: Экспериментальное исследование проходило на базе МКОУ «Абанская ООШ№1», в работе принял участие младший школьник с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования теоретические - анализ и обобщение;
эмпирические - наблюдение, беседа, анализ и обобщение полученных результатов диагностики.
Мы знаем, что в основе адаптации ребёнка находится коммуникация - коммуникативные способности. Такие исследователи как О.С.Никольская, Е.Р.Баенская описывают то, что отсутствие у детей с расстройством аутистического спектра коммуникативных навыков становится большой проблемой, ведь они не могут использовать эти возможности и им сложно находится в социуме. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников является огромной проблемой, ведь следующий этап их жизни, это подростковый возраст, где необходимы эти умения и навыки.
В настоящее время выявлено, что с каждым годом возрастает число детей с расстройством аутистического спектра. Такие авторы как: В.М. Башина, В.Е.Каган, К.С. Лебединская, О.Г, Хаустов А.В, Черенева Е.А., описывают в своих работах, что сложность проведения коррекционной работы развития коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра является не только клинической проблемой, но и педагогической. С такими детьми очень сложно работать, особенно разработать индивидуальную программу для развития различных психических функций в частности коммуникативных.
Хаустов А.В. в своей работе отмечает, что коммуникация является неотъемлемой частью жизни, она подразумевает такие умения как находить контакт с окружающими, умение задавать и отвечать на вопросы, способность устанавливать контакт с окружающими, умение общаться, удовлетворяя других людей. Аутизм рассматривают как расстройство
В настоящее время коррекция развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра является одной из основных педагогических задач.
Таким образом, перед нами встаёт задача создать условия для развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в ходе изученной психолого-педагогической литературы можно увидеть множество технологий работы с такими детьми, но проблемой остаётся их недостаточная эффективность как отмечают в своих работах В.В. Лебдинский, О.Н Никольская. Авторы отмечают, что в первую очередь исследуются личностные особенности младших школьников с расстройством аутистического спектра, в частности коммуникативные навыки, но до сих пор нет конкретного ответа каким образом формировать данные навыки. В этом и заключается проблема психолого-педагогического исследования, развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: условия развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: определить результативность условий развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику сформированности коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
3. Разработать и реализовать программу развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
4. Провести повторную диагностику сформированности коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза: развитию коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра будут способствовать следующие условия:
- разработана и проведена индивидуальная программа в соответствии с выявленными трудностями с использованием игровых упражнений и специальной системы альтернативной коммуникации на основе карточек PECS;
- родители будут обучены способам альтернативной коммуникации на основе карточек PECS.
База исследования: Экспериментальное исследование проходило на базе МКОУ «Абанская ООШ№1», в работе принял участие младший школьник с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования теоретические - анализ и обобщение;
эмпирические - наблюдение, беседа, анализ и обобщение полученных результатов диагностики.
В настоящее время современное обучение имеет сложные коммуникативные задачи, общение ребёнка и педагога. Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки чтобы происходило общение между сверстниками, со взрослыми с окружающим миром.
Нами был проведён теоретический анализ содержания психо лого- педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Целый ряд авторов Листунова О.Г, Хаустов А.В, Черенева Е.А. и многие другие отмечают, что в рамках развития коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра необходимы необходимо использовать методику альтернативной коммуникации по средствам карточек PECS, индивидуальные занятия с ребёнком и родителями, сопровождение, использовать различные методики формирования речевой коммуникации.
Исследование проводилось в Абанской школе №1, в исследование принял участие младший школьник с расстройством аутистического спектра. В качестве критериев сформированности коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройствам аутистического спектра были выделены следующие:
-умения выражать просьбы требования;
-наличие социальной ответной реакции;
- умение называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;
- умения привлекать внимание и задавать вопросы;
- умения выражать эмоции, чувства, сообщать о них; навыки социального поведения; диалоговые навыки (см. Приложение А).
Для оценки данных критериев использовался Опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002) [16].
В ходе проведённого исследования было выявлено что у ребёнка не сформированы следующие умения:
- навык социальной ответной реакции;
- умения называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия;
-умение привлекать и задавать вопросы;
- умение выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
- навык социального поведения.
Исходя из полученных данных, нами была разработана программа развития коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра, которая включает в себя индивидуальную работу с младшим школьником с расстройством аутистического спектра. Каждое занятие рассчитано на развитие конкретного умения с помощью различных методик таких как альтернативная коммуникация с помощью карточек PEGS, включение в работу родителей, использования различных упражнений и игр для развития конкретного умения и навыка.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены
Нами был проведён теоретический анализ содержания психо лого- педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Целый ряд авторов Листунова О.Г, Хаустов А.В, Черенева Е.А. и многие другие отмечают, что в рамках развития коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра необходимы необходимо использовать методику альтернативной коммуникации по средствам карточек PECS, индивидуальные занятия с ребёнком и родителями, сопровождение, использовать различные методики формирования речевой коммуникации.
Исследование проводилось в Абанской школе №1, в исследование принял участие младший школьник с расстройством аутистического спектра. В качестве критериев сформированности коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройствам аутистического спектра были выделены следующие:
-умения выражать просьбы требования;
-наличие социальной ответной реакции;
- умение называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;
- умения привлекать внимание и задавать вопросы;
- умения выражать эмоции, чувства, сообщать о них; навыки социального поведения; диалоговые навыки (см. Приложение А).
Для оценки данных критериев использовался Опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002) [16].
В ходе проведённого исследования было выявлено что у ребёнка не сформированы следующие умения:
- навык социальной ответной реакции;
- умения называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия;
-умение привлекать и задавать вопросы;
- умение выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
- навык социального поведения.
Исходя из полученных данных, нами была разработана программа развития коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра, которая включает в себя индивидуальную работу с младшим школьником с расстройством аутистического спектра. Каждое занятие рассчитано на развитие конкретного умения с помощью различных методик таких как альтернативная коммуникация с помощью карточек PEGS, включение в работу родителей, использования различных упражнений и игр для развития конкретного умения и навыка.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (НА ПРИМЕРЕ РЕЧЕ-КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА)
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формированию прогностической компетенции в значимых сферах жизни у младших школьников с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ЛИЦ
С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК
ПРЕДИКТОРА РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИКОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом
на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



