Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра в условиях средней школы

Работа №149565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки развития коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра
1.1. Сущность и содержание понятий "коммуникативная деятельность",
"коммуникативные навыки" 6
1.2. Психологические особенности коммуникативных навыков у младших
школьников с расстройством аутистического спектра 10
1.3. Условия психолого-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра 20
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра
2.1. Диагностика сформированности коммуникативных навыков у младшего
школьника с расстройством аутистического спектра 26
2.2. Индивидуальная программа развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра 30
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение

В настоящее время выросло количество детей с расстройством аутистического спектра. Ранее эти дети считались необучаемыми, но сейчас их включают в образовательный процесс и они имеют свои пусть небольшие, но достижения. Имеется большая проблема с их адаптацией в социуме, и поэтому необходим индивидуальный подход к возможностям ребёнка.
Мы знаем, что в основе адаптации ребёнка находится коммуникация - коммуникативные способности. Такие исследователи как О.С.Никольская, Е.Р.Баенская описывают то, что отсутствие у детей с расстройством аутистического спектра коммуникативных навыков становится большой проблемой, ведь они не могут использовать эти возможности и им сложно находится в социуме. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников является огромной проблемой, ведь следующий этап их жизни, это подростковый возраст, где необходимы эти умения и навыки.
В настоящее время выявлено, что с каждым годом возрастает число детей с расстройством аутистического спектра. Такие авторы как: В.М. Башина, В.Е.Каган, К.С. Лебединская, О.Г, Хаустов А.В, Черенева Е.А., описывают в своих работах, что сложность проведения коррекционной работы развития коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра является не только клинической проблемой, но и педагогической. С такими детьми очень сложно работать, особенно разработать индивидуальную программу для развития различных психических функций в частности коммуникативных.
Хаустов А.В. в своей работе отмечает, что коммуникация является неотъемлемой частью жизни, она подразумевает такие умения как находить контакт с окружающими, умение задавать и отвечать на вопросы, способность устанавливать контакт с окружающими, умение общаться, удовлетворяя других людей. Аутизм рассматривают как расстройство
В настоящее время коррекция развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра является одной из основных педагогических задач.
Таким образом, перед нами встаёт задача создать условия для развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в ходе изученной психолого-педагогической литературы можно увидеть множество технологий работы с такими детьми, но проблемой остаётся их недостаточная эффективность как отмечают в своих работах В.В. Лебдинский, О.Н Никольская. Авторы отмечают, что в первую очередь исследуются личностные особенности младших школьников с расстройством аутистического спектра, в частности коммуникативные навыки, но до сих пор нет конкретного ответа каким образом формировать данные навыки. В этом и заключается проблема психолого-педагогического исследования, развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: условия развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: определить результативность условий развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику сформированности коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
3. Разработать и реализовать программу развития коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
4. Провести повторную диагностику сформированности коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза: развитию коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра будут способствовать следующие условия:
- разработана и проведена индивидуальная программа в соответствии с выявленными трудностями с использованием игровых упражнений и специальной системы альтернативной коммуникации на основе карточек PECS;
- родители будут обучены способам альтернативной коммуникации на основе карточек PECS.
База исследования: Экспериментальное исследование проходило на базе МКОУ «Абанская ООШ№1», в работе принял участие младший школьник с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования теоретические - анализ и обобщение;
эмпирические - наблюдение, беседа, анализ и обобщение полученных результатов диагностики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время современное обучение имеет сложные коммуникативные задачи, общение ребёнка и педагога. Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки чтобы происходило общение между сверстниками, со взрослыми с окружающим миром.
Нами был проведён теоретический анализ содержания психо лого- педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Целый ряд авторов Листунова О.Г, Хаустов А.В, Черенева Е.А. и многие другие отмечают, что в рамках развития коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра необходимы необходимо использовать методику альтернативной коммуникации по средствам карточек PECS, индивидуальные занятия с ребёнком и родителями, сопровождение, использовать различные методики формирования речевой коммуникации.
Исследование проводилось в Абанской школе №1, в исследование принял участие младший школьник с расстройством аутистического спектра. В качестве критериев сформированности коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройствам аутистического спектра были выделены следующие:
-умения выражать просьбы требования;
-наличие социальной ответной реакции;
- умение называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;
- умения привлекать внимание и задавать вопросы;
- умения выражать эмоции, чувства, сообщать о них; навыки социального поведения; диалоговые навыки (см. Приложение А).
Для оценки данных критериев использовался Опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002) [16].
В ходе проведённого исследования было выявлено что у ребёнка не сформированы следующие умения:
- навык социальной ответной реакции;
- умения называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия;
-умение привлекать и задавать вопросы;
- умение выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
- навык социального поведения.
Исходя из полученных данных, нами была разработана программа развития коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра, которая включает в себя индивидуальную работу с младшим школьником с расстройством аутистического спектра. Каждое занятие рассчитано на развитие конкретного умения с помощью различных методик таких как альтернативная коммуникация с помощью карточек PEGS, включение в работу родителей, использования различных упражнений и игр для развития конкретного умения и навыка.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены


1. Агафонова Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего
школьного возраста с расстройством аутистического спектра. 2016. 312 с.
2. Артёмова Е.Э. Исаев Е.В. Технологии работы с детьми имеющие расстройства аутистического спектра. М: ФГБОУ ВО МГППУ. 2016. 449 с.
3. Башина В.М. Аутизм в детстве. 1990. 240 с.
4. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенёва Е.А., Юкина Т.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие: Красноярск КГПУ им В.П.Астафьева. 2016 г
5. Блонский П.П. Психология дошкольника и младшего школьника. М: МПСИ. 2006. 631 с.
6. Богдашина О. Расстройство аутистического спектра: введение в проблему аутизма: Красноярск КГПУ им В.П. Астафьева. 2014 г
7. Брин И.Л. Демикова Н.С. медико-психолого педагогическое обследование детей с аутизмом. М: СИГНАЛЪ. 2002. 40 с.
8. Вощенко Н.Д., Иванчугова С.С., Баландина Н.В., Патрина О.В.,
Ерошина К.А., Петровская М.А., Белоусова Н.С., Макарова О.П. методические рекомендации.отв. ред. Т.В. Фуряева, Е.А. Черенёва. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Психолого-педагогические практики
сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: 2015 г.
9. Гущина Е.А. Современные подходы в развитии коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра. М: МЕРКУРИЙ. 2013. 446 с.
10. Доздина О.Б. Психологические характеристики развития детей с аутизмом. 2004. 173 с.
11. Захаренко А.С., Рокицкая Ю.А. Образование и социализация детей с РАС. М: 2016. 231 с.
12. Исаев Е.В. Технологии работы с детьми имеющие расстройства аутистического спектра. М: ФГБОУ ВО МГШ1У. 2016. 449 с.
13. Каган В.Е. Аутизм. М: ЭКСМО. 1981. 185 с.
14. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра.сборник научно-практических материалов VIII Международной научно-практической конференции: электронное издание. / Ответственный редактор: Черенева Е.А. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015 г.
15. Лебединская К.С. Дефектология. 1987. 213 с.
16. Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним аутизмом// Дефектология, 1998. 80 с.
17. Листунова О.Г. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра. 2016. 475 с.
18. Методические рекомендации по коррекционной работе// под.ред. С.А. Морозова. М.: 2003
19. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. 2007.288 с.
20. Никольская О.С. Аффективная среда как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии: Диссерт. на соискание учёной степени доктора психол.наук. - М., 1999, 389 с.
21. Никольская О.С. Развитие клинико - психологических представлений о детском аутизме// Альманах института коррекционной педагогики №18/2014
22. Никольская О.С. Коррекция детского аутизма как нарушение
аффективной сферы: содержание подхода//Альманах института
коррекционной педагогики № 19/2014.
23. Семаго Н.Я. Обучение детей с расстройством аутистического спектра. М: МГППУ. 2012. 80 с.
24. Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю., Гончаренко М.С., Михаленкова Т.А. Обучение детей с расстройством аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы/ Отв.ред.С.В.Алёхина// Под общ.ред. Н.Я. Смаго. - М.:МГППУ, 2012. 80 с.
25. Фрейд. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика- пресс, 1993.
26. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра. М: 2010. 88 с.
27. Черенёва Е.А. Модернизация и сопровождение лиц с РАС в России. 2016 г. 4 -6 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ