Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития коммуникативных иноязычных навыков с применением неспециализированных социальных сетей 6
1.1. Изучение английского языка в цифровой среде 6
1.2. Неспециализированные социальные сети в образовательном процессе
как инструмент развития коммуникативных навыков 11
1.3. Влияние социальных сетей на психическое здоровье подростков 14
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Обучение иностранному языку в средней школе на основе социальных сетей 22
2.1. Лингводидактический анализ неспециализированных социальных сетей 22
2.2. Технологии обучения английскому языку с помощью популярных
социальных сетей 31
2.3. Преимущества и недостатки использования социальных сетей в учебном
процессе 37
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список используемых источников 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
Социальные сети с каждым днем все больше продолжают менять и развивать аспекты человеческой жизни, такие как общение, получение информации, коммерция и образование. С ростом популярности различных сайтов, созданных для социальных отношений с другими людьми, и других похожих онлайн-платформ, исследователи разных областей продолжают изучать их более углубленно. Ученые-практики и теоретики в области языкознания, в частности, видят большое влияние социальных сетей в изучении иностранных языков. В недавно проведенном исследовании было обнаружено, что группа людей, которая получала информацию и мотивацию к изучению, используя социальные сети, показала более высокий результат, нежели группа лиц, которая получала образование, не прибегая к использованию информационных технологий [39].
Несмотря на широко объемлющее влияние социальных сетей в современной жизни людей и, учитывая, что сегодняшние школьники начинают сопротивляться устаревшим методам обучения, существует не так много исследований, в которых изучалось бы влияние информационных платформ на образование, в особенности в изучении английского языка. Исходя из этого, актуальность данной работы определена общим научным интересом к применению неспециализированных социальных сетей в процессе обучения английскому языку, а также эффективному развитию коммуникативных навыков обучающихся. Более того, данный сегмент может быть применим для формы дистанционного обучения, которая была официальна введена в связи с пандемией.
Таким образом, объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предметом исследования - используемые технологии в развитии коммуникативных навыков обучающихся с помощью интернет-платформ.
Цель исследования - проанализировать, теоретически обосновать, апробировать и определить эффективность применения современных технологий обучения на основе широко используемых социальных сетей в изучении английского языка.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание интернет-платформ как средств обучения английскому языку.
2. Ознакомиться с требованиями ФГОС к обучению иностранным языкам.
3. Проанализировать популярные социальные сети с точки зрения успешности применения в изучении английского языка.
4. Исследовать технологии образования с применением социальных сетей с целью задействовать в реальном процессе обучения.
5. Описать результаты проводимого эксперимента.
Для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы: анализ лингвистической и методологической литературы,
лингводидактический анализ, метод наблюдения, описания, анализ и синтез полученных данных, эксперимент, опрос, анкетирование, обработка статистических данных.
База исследования - обучающиеся 7 класса МБОУ СШ №156 Советского района города Красноярска. Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с февраля по декабрь 2020 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание курсовой работы по проблеме включения неспециализированных социальных сетей в образовательный процесс для развития коммуникативных иноязычных навыков на предыдущем курсе, проведение опытной работы, разработку методического материала с применением социальных сетей для обучающихся 7 класса по УМК Spotlight 7, оформление результатов исследования.
Научная новизна и исходящая из нее теоретическая значимость работы связана с недостаточной изученностью популярных социальных сетей с точки зрения развития коммуникативных навыков английского языка обучающихся средней школы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация данного исследования была проведена на защите курсовой работы в 2020 году, а также на производственной практике в МБОУ СШ №156 и реализовала цель данной исследовательской работы.
Структура работы соответствует целям и задачам, поставленным выше. Работа состоит из введения, главы 1 и главы 2, выводов по главам, заключения, списка литературы из 40 источников, а также 2 приложений.
Во введении обосновывается актуальность, обозначены цель, задачи, а также объект, предмет, материалы и методы исследования, научная новизна и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические основы развития коммуникативных навыков английского языка в цифровой среде, содержание интернет-платформ как средств обучения английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС, а также изучается влияние социальных сетей на психическое здоровье обучающихся средней школы.
Во второй главе производится анализ популярных социальных сетей с точки зрения успешности применения в изучении английского языка, предлагаются методические разработки применения социальных сетей в обучении, исследуется эффективность включения технологий в образовательный процесс.
В заключении приведены основные выводы.
Для начала стоит отметить, что в современном мире владение новыми образовательными технологиями для учителей иностранного языка с целью эффективного обучения стало необходимостью. Социальные сети являются частью повседневной жизни подростков и могут быть применимы в качестве полезного инструмента для реализации задач образовательного процесса. Их потенциал как средства обучения зачастую может недооцениваться преподавателями. Однако современный мир требует новый контент, новое содержание, а также новые приемы и технологии в образовательной программе.
Развитие коммуникативных навыков - это комплексный процесс, который требует постоянной активизации для лучших результатов. Социальные сети могут сыграть большую роль в продуктивном совершенствовании как разговорного навыка, так и навыка письма благодаря широкому функционалу, являющимся безграничным полем для новых идей, методов и приемов.
Целью данного исследования являлось определение эффективности применения социальных сетей как инструмента обучения английскому языку обучающихся средней школы. В ходе работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
- было рассмотрено содержание различных интернет-платформ в качестве средства обучения;
- были рассмотрены требования Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с применением интернет- ресурсов в образовательном процессе;
- проведен сравнительный анализ пяти популярных социальных сетей и их дидактическая ценность
- были применены технологии обучения английского языка с использованием неспециализированных социальных сетей на примере обучающихся средней школы.
- были описаны результаты проводимого эксперимента
По окончанию работы были получены следующие выводы:
1. Использование информационно-компьютерных технологий в процессе обучения имеет положительный отклик среди обучающихся.
2. Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует формированию компетенций: коммуникативной, когнитивной, социокультурной, межкультурной, социальной и социально- информационной).
3. Использование возможностей интернета оказывает содействие в применение личностно-ориентированного подхода в обучении, помогает дифференцировать учеников по их уровню и способностям, а также упрощает коммуникацию с учениками.
4. Мобильные устройства, популярные в настоящее время, только облегчают процесс применения созданных рекомендаций.
5. В качестве позитивных результатов исследования можно отметить активную работу и заинтересованность учеников в исследовании, что привело к развитию их навыка владения английским языком.
В заключении следует отметить, что использование интернет-ресурсов имеет ряд достоинств для учеников и их преподавателей. Влияние социальных сетей по сравнению с другими технологиями имеет некоторые преимущества как психологического плана, так и образовательного. В социальных сетях легче общаться и взаимодействовать с другими людьми, делиться идеями и мнениями, а также достигать определенной совместной цели. Таким образом, подобный инструмент для образовательного процесса может помочь в эффективности достижения результата каждого обучающегося.
1. Алексеева И. Я. Интерактивный метод обучения как средство
повышения интереса ученика к изучаемому предмету [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. - URL:
https: //moluch.ru/conf/ped/archive/192/10786/
2. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание./Л.И.Божович,Л.С.Славина.-М.:Знамя,2009.-96 с.
3. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности [Электронный ресурс] / Е. Бондаренко. 2008. - URL: http: //www.trainings. ru/library/articles/?id=10067
4. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // В кн.: Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти тт. - Т. 6. - М.: Педагогика, 1984. - С. 5-90
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебное пособие / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 480 с.
6. Ильчинская Елена Петровна Особенности использования социальных сетей на занятиях по английскому языку в вузе // ИСОМ. 2015. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-sotsialnyh- setey-na-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku-v-vuze
7. Колонских Н.Е., Пономарева Я.С. Формирование учебно¬
познавательной компетенции посредством информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе // Инновационная наука. 2017. №1-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-uchebno-poznavatelnoy- kompetentsii-posredstvom-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy- pri-obuchenii-inostrannym
8. Коротаева Е.В. Некоторые вопросы интерактивного обучения / Е.В.Коротаева // Педагогика. - 2012. - №5. - 147 с.
9. Можаева Г. В., Фещенко А. В. Использование виртуальных
социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев [Электронный ресурс] - URL:
http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Moj aeva F eschenko Ispolzovanie virtualnyh
so cial nyh setei.pdf
10. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению / Е.И. Пассов. М., - Высшая школа, 1995. - 223 с.
11. Пассов Е. И Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению / Е.И. Пассов. М., - Высшая школа, 1995. - 223 с.
12. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - Русский язык, 1977. - 214 с.
13. Полякова М.Д. Языковые социальные сети в обучении английскому
языку [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2017. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sotsialnye-seti-v-
obuchenii-angliyskomu-yazyku
14. Рябкова В. В. Интеграция мобильных технологий в процесс обучения (начальный этап) // Педагогические науки. - №5 (59). - 2017. - С. 21¬25.
15. Словарь социолингвистических терминов / В.А. Кожемякина, Н.Г. Колесник, Т.Б. Крючкова и др.; отв. редактор В.Ю. Михальченко; Институт языкознания РАН. - М.: 2006. - 312 с.
16. Соломатина Анна Геннадьевна Социальные сети как инструмент
повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов вузов [Электронный ресурс] // ПНиО. 2018. №2 (32). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-instrument-povysheniya- motivatsii-k-izucheniyu-inostrannyh-yazykov-studentov-vuzov
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. 2014. 41 с.
18. AAP COUNCIL ON COMMUNICATIONS AND MEDIA. Media Use in School-Aged Children and Adolescents. Pediatrics. 2016;138(5):e20162592
19. Devaney L. 14 Surprising Facts about Educators’ Social Media Use [Electronic resourse] // eSchool News: Innovations in Education Transformations - URL:https://www.eschoolnews.com/2016/07/29/14-facts-about-educators-social-media-use/
20. Evans, D., Social Media Marketing: An Hour a Day, 2nd Ed, Sybex. 2012.
21. Heffer, Taylor & Good, Marie & Daly, Owen & MacDonell, Elliott. (2019). The Longitudinal Association Between Social-Media Use and Depressive Symptoms Among Adolescents and Young Adults: An Empirical Reply to Twenge et al. 2018.
22. Kemp S. Digital 2021: Global Overview [Electronic resourse] // Datareportal - URL:https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report
23. Krashen, S. The Input hypothesis: Issues and implications. New York, NY: Longman. 1985.
24. Melitz J. English as a global language: Good for business, bad for literature. Center for Economic Policy Research. 2008.
25.Odgers, C.L. and Jensen, M.R. (2020), Annual Research Review: Adolescent mental health in the digital age: facts, fears, and future directions. J Child Psychol Psychiatr, 61: 336-348.
26.Odgers, C.L. and Jensen, M.R. (2020), Annual Research Review: Adolescent mental health in the digital age: facts, fears, and future directions. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2020.
27.Orben, A. Teenagers, screens and social media: a narrative review of reviews and key studies. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol 55, 2020. p. 407-414.
28.Orben, A., Przybylski, A.K. The association between adolescent well-being and digital technology use. Nat Hum Behav 3, 2019. P. 173-182.
29. Pantic I, Damjanovic A, Todorovic J, Topalovic D, Bojovic-Jovic D, Ristic S, Pantic S. Association between online social networking and depression in high school students: behavioral physiology viewpoint. Psychiatr Danub. 2012.
30. Pinkman, K. Using blogs in the foreign language classroom: Encouraging learner independence. The JALT Journal, 1 (1), 2005. 12-24.
31. Ramazani, J. Student writing by e-mail: Connecting classmates, texts, instructors. 1994.
32.Safko, L., & Brake, D. K. The social media bible: Tactics, tools & strategies for business success. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons. 2009.
33.Sarica, G.N., Cavus. N. New Trends in 21st Century English learning. Procedia — Social And Behavioral Sciences, 1. 2009., pp. 434-438.
34.Sharples M., Taylor J., Vavoula G. A Theory of Learning for the Mobile Age. R. Andrews and C. Haythornthwaite. The Sage Handbook of Elearning Research, Sage publications, pp.221-247, 2006.
35. Social Media Stats Russian Federation May 2020 - April 2021 [Electronic resource] // StatCounter Global Stats - URL:
https://gs.statcounter.com/social-media-stats/all/russian-federation/#monthly-202005-202104-bar
36.Storey, M.A., Wang, W., & Maczewski, M. Exposing the Myths and realities of web-based learning tools. University of Victoria Janet Bavelas Bruce Phillips Humans & Automation Seminar, MIT. 2002.
37. Twenge JM, Campbell WK. Associations between screen time and lower psychological well-being among children and adolescents: Evidence from a population-based study. Prev Med Rep. 2018.
38. Viner RM, Gireesh A, Stiglic N, Hudson LD, Goddings AL, Ward JL, Nicholls DE. Roles of cyberbullying, sleep, and physical activity in mediating the effects of social media use on mental health and wellbeing among young people in England: a secondary analysis of longitudinal data. Lancet Child Adolesc Health. 2019.
39. Wamba S., Carter L. "Social Media Tools Adoption and Use by Smes: An Empirical Study," Journal of End User and Organizational Computing (26:1), 2014. pp. 1-16.
40. Xiang, Z., & Gretzel, U. Role of Social Media in Online Travel Information Search. Tourism Management, 31, 2010. p.179-188.