Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №149563

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2015
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Особенности коммуникативных умений детей среднего
дошкольного возраста 8
1.2. Педагогические средства развития коммуникативных умений
дошкольников 16
1.3. Игровая деятельность как средство развития коммуникативных
умений детей среднего дошкольного возраста 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 29
2.2. Программа формирующего эксперимента 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Приложение 62


Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста.
Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г.Якобсон и др.). В развитии сферы общения ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные умения.
Коммуникативная деятельность, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.
Актуальность нашей темы заключается в том, что в настоящее время целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов. Между тем детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния (Я.Л. Коломиский, А.В. Артемова). Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на другого человека, интерес к нему. Такой интерес проявляется уже в раннем возрасте (Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова и другие).
Исследования М.И. Лисиной, Н.М. Щелованова, А.М. Аксариной, Э. Пиклеро и других убедительно доказывают, что поиск оптимальных условий развития личности ребенка нужно проводить в сфере педагогического общения.
Наиболее благоприятные условия для формирования коммуникативных умений создаются в условиях ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой. По мнению ведущих ученых в области детской игры (Г.М. Андреевой, Т.А. Владимировой, Е.В. Зворыгиной, Н.А. Коротковой, А.А. Леонтьева, Н.Я. Михайленко, В.С. Мухиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина), игровой процесс дошкольников выглядит как метакоммуникация - постоянный переход из игровых отношений в реальные отношения, обеспечивающие организацию и осуществление игровых действий, проникновение в замысел и намерения партнера, совместную реализацию замыслов.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Е.А. Аркин, П.А. Рудик, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.
Мы рассматриваем проблему развития коммуникативных умений именно у детей среднего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в данный период дети начинают проявлять более высокую потребность в общении, чем младшие дошкольники. Кроме того, именно в среднем дошкольном возрасте дети приобретают способность произвольно управлять своим поведением. В стадии становления находятся все компоненты их коммуникативной деятельности.
Цель исследования - выявить и реализовать возможности игровой деятельности как средства развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Объект: развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста
Предмет: игровая деятельность как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что игровая деятельность, направленная на организацию сотрудничества и взаимодействие будет способствовать развитию показателей коммуникативных умений детей среднего
дошкольного возраста:
- желание вступить в контакт с окружающими;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально переживать.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста
2. Определить педагогические средства развития коммуникативных умений дошкольников
3. Охарактеризовать игровую деятельность как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста
4. Разработать программу занятий для развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности и проверить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования,
- эмпирические: тестирование.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения. библиографического списка, содержит таблицы, гистограммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы, состояния проблемы дает основание при определении содержания работы по развитию коммуникативных умений исходить из следующих теоретических положений:
- общение рассматривается как коммуникативная деятельность, как процесс взаимодействия двух или более людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего, согласованного результата деятельности. В данном контексте коммуникативные умения рассматриваются как операциональная сторона этой деятельности;
- средний дошкольный возраст является начальным периодом развития коммуникативных умений, который обеспечивается целенаправленным воспитанием;
- дошкольники являются субъектами коммуникативной деятельности, активными ее носителями. Управление собственным поведением в общении обеспечивает возможность формирования у них коммуникативных умений.
Анализ игровой деятельности как средства развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста, свидетельствует, что они характерны, прежде всего, тем, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Игра создает реальные условия для развития коммуникативных умений.
Исследование коммуникативных умений детей двух групп свидетельствуют о среднем уровне умений и качеств передачи информации на констатирующем этапе исследовании.
Проведенное исследование позволило обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно.
При вторичном обследовании группы
В целом по группе дошкольников экспериментальной группы наблюдается понижение процента реакций по препятственно-доминантному типу (OD)
Общая динамика изменения данных в экспериментальной группе свидетельствует о стремлении показателей к оптимальным, об увеличении вариабильности способов реагирования на ситуацию.
Среднегрупповые показатели коммуникативных качеств и умений детей экспериментальной группы свидетельствуют о среднем уровне умений и качеств передачи информации на контрольном этапе исследовании (как и на констатирующем). Однако среднегрупповые показатели увеличились
Проведенное исследование показало различия между общением с окружающими детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования можно сделать, что у детей среднего дошкольного возраста в были сформированы коммуникативные умения:
- желание вступить в контакт с окружающими;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально переживать.



1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2012. - 496с.
2. Акопов Г.В. Психология общения: социокультурный анализ. - Ростов-на-Дону, 2003
3. Алифанова Е.М Формирование коммуникативной
компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр : Автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01/ Е.М. Алифанова; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2001. - 29 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2 : Развитие и воспитание личности. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2007. - 546 с.
5. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения./ Морозов А.В. Психология влияния СПб.: Питер, 2011. - 512 с
6. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 416 с.
7. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: «Академия», 2013. - 268 с.
8. Анжарова А.И. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 2005, №10. - С. 25-30.
9. Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре:Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 2003. - 23 с
10. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и
перспективы: Ст. дошкол. возраст // Дошкол. воспитание. - 1998. - № 6. - C. 86-89.
11. Арушанова А.Г. Игровые диалоги. Речевое общение. Сюжетно-ролевые игры [Текст]/ А.Г. Арушанова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова. - М.: Карапуз, 2005 - 20 с.
12. Белова Н.Ю. Социально-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников.// Среднее профессиональное образование. 2012. № 6. С. 26-27.
13. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. - М.: Академия, 2008. - 136 с.
14. Богуславская Н.Е. Весёлый этикет: Учеб. пособие по развитию коммуникатив. способностей ребенка. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 314 с.
15. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М. : Олма-пресс, 2004.
16. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Аркти, 2003. - 96 с.
17. Власова Т.А., Климчук Л.А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 27. С. 027-036.
18. Гладченко В.Е. Коммуникативные умения: подходы и
классификации.// Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2 (49). С. 84-85.
19. Головченко И.А. Формирование коммуникативных умений в игровой деятельности детей дошкольного возраста.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 26. С. 227-230.
20. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей.// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. С. 26-35
21. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Просвещение, 2004. - 716 с.
22. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2003. — 223 с.
23. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 2005. - 112 с.
24. Запятая О. В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования. Красноярск, 2005. С. 6.
25. Запорожец А.В. Избранные психологические труды.
Академия, 2007 . - 641 с.
26. Зимняя И.А. Психологические аспекты общения говорящего на иностранном языке. - М., 1994 Просвещение. 160с
27. Каплинский В.В. Анализ подходов к формированию коммуникативных умений.// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №
1. С. 9.
28. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие.- М., 1997.- С. 4.
29. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1997
30. Кобазаева Ю.А.Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.// Психолог в детском саду. 2003. №3. С. 6-9.
31. Концова О. А. Проблема формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет в игровой деятельности//Гуманизация образования: рецензируемый научно-практический журнал. -№ 4. -Сочи, 2007. -С. 137-141.
32. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения, — М.: Смысл, 1999., С. 107.
33. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М., 1993. С. 72.
34. Леонтьев А.А. Психология общения. - М. : Смысл : Academia, 2007. - 365 с.
35. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж : НПО «МОААК», 1997. - 142 с.
36. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. — Москва, 1980. — 414 с.
37. Мунирова Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры. М. : Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М., 1992. - 17 с.
38. Немов Р. С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2000. — 686 с.
39. Новикова О.С. Развитие личности ребенка 6-7 лет в процессе формирования коммуникативных умений.// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1. - С. 79-83
40. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников./ Отв. ред. А.Г. Рузская; М-во нар. образования МССР, НИИ педагогики ; Научно-исследовательский институт педагогики, Министерство народного образования МССР . - Кишинев : Штиинца, 1989. - 99 с.
41. Папир О. О. Особенности общения и взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. М., 2007.
42. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
43. Поздняк Л. Менджерицкая Д.В. - исследователь игры детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2012. - № 12. - С. 10.
44. Проняева, С. В. Формирование коммуника-тивных умений у детей дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / С. В. Проняева. - Екатеринбург, 1999.
45. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника — коммуникативное универсальное учебное действие.// Начальная школа. 2012. № 9. С. 22-23.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПИТЕР, 2006. - 457с.
47. Рыбак Е.В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников : Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Е.В. Рыбак; Арханг. гос. техн. ун-т. - Архангельск, 2001. - 29 с.
48. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М: Народное образование, 1998. — 256 с.
49. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст]: учебник. - М.: Академия, 2002. - 369 с.
50. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 160 с.
51. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии.-1996.- №3.
52. Суханова С.В. Как помочь ребенку полюбить учебу или о пользе коммуникативной компетентности : [Из опыта работы школ. психолога]/ С.В. Суханова // Психолог в школе. - 2000. - № 3-4. - C. 143-149.
53. Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения: очарование очевидного. — Челябинск: Челяб. ЦНТИ, 1996. — 86 с.
54. Тищенко В.А. Коммуникативные умения: к вопросу
классификации.// Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 15-22.
55. Хараш А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности / В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977. — с. 21— 32.
56. Чурекова Т.М., Пензина Е.В. Диалог — основа формирования
коммуникативной компетентности дошкольников// Актуальные проблемы современной педагогики: Материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. Новосибирск, 2010. Или: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://sibac.info.
57. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
58. Швайко,Г.С. Игры и игровые упражнения для развития коммуникативности дошкольников [Текст]: Книга для воспитателей Д/C: Из опыта работы / Под ред. В.В.Гербовой. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988.-64с
59. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 278.
60. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. -1999. - № 9. - C.10-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ