Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка в бурятской школе

Работа №149560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития коммуникативных навыков в процессе изучения иностранного языка
1.1. Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников 7
1.2. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников на
уроках английского языка 13
1.3. Методический инструментарий по формированию коммуникативных
навыков 19
Выводы по 1 главе 28
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию коммуникативных навыков на уроках английского языка в бурятской школе
2.1. Особенности коммуникативно-направленного подхода в обучении
английскому языку в бурятской школе 31
2.2. Анализ опыта работы учителя в формировании коммуникативных
навыков на уроках английского языка 40
2.3. Эффективность практической работы по развитию коммуникативных
навыков у младших школьников 48
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение


Современное российское общество стоит перед лицом острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных,
коммуникативных проблем. Именно образование во все времена содействовало сохранению устойчивости общества, модификации форм и типов взаимоотношений людей.
В настоящее время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. Все вышесказанное делает особенно актуальной проблему формирования толерантного сознания и коммуникативной компетенции как стабильных характеристик личности подрастающего человека. Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.
Особый интерес сегодня представляет коммуникативный фактор, влияющий на контакты между национальностями, иерархию их ценностей, о возможности преодоления расовых (национальных) предубеждений и дискриминации. В последнее время большое внимание уделяется проблемам развития коммуникации и компетенции. Значимыми для нашего исследования явились работы, посвященные раскрытию понятия компетенций и компетентностного подхода в современном образовании.
В языкознании эта проблема исследуется с точки зрения выявления единиц, отражающих специфику языка, проблем вербальной и невербальной коммуникации при диалоге культур, языковой интерференции. В педагогике исследуемая проблема рассматривается с точки зрения общей интеллектуальной компетенции учащихся, иноязычной компетенции студентов.
В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет монографического исследования теории и практики формирования коммуникативной компетенции, учеников на уроках иностранного языка, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую базу.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблем использования коммуникативной компетенции учащихся, с одной стороны (С.Е. Шишов), недостаточной теоретической и практической разработанностью принципов и методов коммуникативного образования средствами иностранного языка, с другой стороны (В.А. Кальней) [43, с. 127-131].
На основании выявленного противоречия и исследовательской установки на поиск путей и способов их разрешения определена проблема педагогического обеспечения процесса формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Развитие коммуникативной компетенции на уроке английского языка на основе бурятской школы».
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.
Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами, мало. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. Поэтому у них нередко проявляется недостаточный уровень владения коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам необходимо время от времени совершенствовать свою квалификацию для успешного формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Таким образом, мы можем говорить об актуальности темы данного исследования.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников английскому языку.
Предмет исследования: методы и приёмы для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе.
Цель исследования состоит в изучении и обобщении учебно-методической литературы по обучению английского языка.
Обозначенная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.
2. Доказать значимость коммуникативных навыков в личностном развитии младших школьников.
3. Раскрыть роль учителя в формировании коммуникативных навыков.
4. Дать анализ особенностей развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Гипотеза нашего исследования такова: использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса способствует формированию коммуникативных навыков у младших школьников.
Методология исследования: в процессе исследования нами были изучены работы Барбар М.П.; Биболетовой М.З.; Гальскова Н.Д. в которых обобщается роль английского языка в развитии компетенции. Труды названных ученых в дальнейшем и послужили методологической основой нашего исследования.
База исследования: ГБОУ «Сорокская сойотская школа-интернат среднего (полного) общего образования» Республики Бурятия, Окинского района, у. Сорок.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1) концептуальные положения о заключительных и сенситивных периодах развития личности (Л.И. Ботович, А.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
2) идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (С.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, В.А. Петровский, В.В. Сериков, Г.И. Железовская);
3) концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, М.В. Ляховицкий, H. G. Widdowson и др.).
Научная новизна: проведено исследование коммуникативной компетенции на уроке английского языка в бурятской школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность коммуникативной компетенции подростков, выявлены возможности уроков иностранного языка для ее формирования, построена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями иностранного языка средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин в сфере изучения коммуникативной компетенции.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников информации и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе материалов исследований, проводимых в методике преподавания иностранного языка по проблеме развития коммуникативных навыков на уроках английского языка, применения различных приёмов обучения вербальному общению, можно сделать вывод, что в настоящее время в поле зрения остается задача, решить которую призвано начальное обучение данному предмету, а именно развитие коммуникативных навыков. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Уроки английского языка обеспечивают вхождение детей в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, формируют коммуникативные навыки у младших школьников.
Используемые приемы работы способствуют развитию диалогической речи, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению английского языка.
В теоретическом плане работа показала, что современная теория и практика преподавания иностранного языка имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся. Коммуникативный подход соответствует данным современным тенденциям в методике, а именно предполагает:
1. Речевую направленность обучения.
2. Учет индивидуально - психологических особенностей учащегося при ведущей роли его личностного аспекта.
3. Речемыслительную активность как постоянную вовлеченность учащихся в процесс общения в непосредственной (вербальной) либо опосредованной (мыслительной) форме.
4. Функциональный подход к отбору учебного материала.
Данные основные положения коммуникативного подхода нашли отражение в разработанном комплексе упражнений и были реализованы практически в проведённом исследовании.
На материале проведённого исследования, было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса является эффективным средством формирования коммуникативных навыков, направленных на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, а имеющийся комплекс упражнений может служить практическим пособием, используемым для развития коммуникативной стороны речи на начальном этапе обучения.
Подводя итог изложенному можно сказать, что в общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесённое обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности - неотъемлемой и составной части общей (экстралингвистической) деятельности.
Коммуникативный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. К ним относятся:
- система общей деятельности; - система речевой деятельности;
- система речевого общения (коммуникации);
- система самого английского языка;
- системное соотнесение родного и английского языков (их сознательно-сопоставительный анализ);
- система речевых механизмов (речепорождение, речевосприятие, речевое взаимодействие и др.);
- текст как система речевых продуктов;
- система структурно-речевых образований (диалог, монолог, монолог в диалоге, разные типы речевых высказываний и сообщений и т. п.);
- система (процесс) овладения английским языком;
- система (структура) речевого поведения человека.
Проанализировав процесс обучения иностранному языку детей - бурят в данной школе, мы пришли к следующим выводам:
Иностранный язык как школьный предмет дается им очень тяжело и требует ежедневной и мотивированной работы;
В связи с недостаточным количеством часов, ученики не осваивают программу иностранного языка и поэтому необходимо активизировать самостоятельность учащихся;
Чтобы освоить иностранный язык детям - бурятам нужно использовать мультимедийные технологии, которые ускоряют процесс обучения и повышают мотивацию изучения иностранного языка;
Обучение иностранному языку должно носить личностно-развивающий потенциал, перспективный для общеобразовательной школы.



1. Андреева Л.Н. Социальная психология. М.: Изд-во Просвещение, 2013. 43 с.
2. Андриенко К.Л. Социальная психология. М.: Изд-во Просвещение, 2013. 46 с.
3. Антонян Т.Г., Калинина С.И. Методическая мозаика // ИЯШ // 2008. №4. С. 53.
4. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 2012. 12 с.
5. Бабушкина Н.С. Двуязычие: социальный аспект и тенденции (на материалах Республики Бурятия) / Автореф. канд. дисс. Улан-Удэ, 2007. 25 с.
6. Биболетова М.З. УМК «Enjoy English», 2014. 35 с.
7. Бурдина М.И. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ // 2011. №2. С. 23.
8. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006. 59 с.
9. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2013. -192 с.
10. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 2012. 38 с.
11. Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2015. 42 с.
12. Дырхеева Г.А. Бурятский язык в условиях двуязычия: проблемы функционирования и перспективы развития. Улан-Удэ, 2012. 189 с.
13. Дырхеева Г.А., Будаев Б.Ж., Бажеева Т.П. Бурятский язык: современное состояние (социолингвистический аспект). Улан-Удэ, 2009. 142 с.
14. Елизарова Г. В. Формирование межкультурной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам: автореф. / Г. Р. Елизарова. - С-П, 2011. - 16 с.
15. Елагова Е.В. Игровые технологии как метод интенсификации обучения иностранному языку Материалы международной научно-практической конференции «Классические концепции и современные технологии преподавания иностранных языков». - Могилёв, 2013. - с. 55-58.
16. Затеев В.В. Современное бурятское студенчество: изменения в социальном статусе и ценностных установках // Современное положение бурятского народа. Улан-Удэ, 2006. С. 92-97.
17. Зимняя В.Н. Педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 2013. 227, 249, 316 с.
18. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 2014. 37 с.
19. Китайгородуева Г.А. Методика интенсивного обучении М.: Изд-во Просвещение. 2012. 152 с.
20. Колкер Я.М., Установа Е.С., Еналиева Т.М Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Просвещение, 2013. 62 с.
21. Леонтьева М.Р. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях // ИЯШ // 2010. №5. С. 17.
22. Литвинцев В.В. Междисциплинарный подход к развитию межкультурной компетенции: российский пример // Развитие межкультурной компетенции через изучение иностранных языков: потенциал, методы, проблемы. - 2006. - №1. - 60-65
23. Маслякова Е.Н. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. - Мн.: Стереотип, 2010. - 522 с.
24. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ - 2010 - №4. С.14-19
25. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2015, с. 24.
26. Мухина К.В. Психология. М.: Изд-во Просвещение, 2011. 249-321, 356 с.
27. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 2011. 214 с.
28. Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд-во Воронеж, 2012. 96 с.
29. Пассов Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования. М.: Изд-во Титул, 2010. 47 с.
30. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2015. 28 с.
31. Рохманинов И.В. Основные направления в методике подходов преподавания иностранного языка. М.: М.: Изд-во Просвещение, 2011. 21 с.
32. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Изд-во Просвещение, 2011. 52 с.
33. Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Языкова Н.В. Методика обучения английскому языку 1-4 классы - М.: Просвещение, 2008, с. 223.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Просвещение, 2014. 43 с.
35. Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006. 62 с.
36. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ. - М.: Просвещение, 2015. - 239 с.
37. Соловцова Э.И., Каменецкая Н.П. О преподавании иностранных языков на современном этапе // ИЯШ // 2014. №3. С. 61, 35, 48, 81.
38. Сокорутова Л.В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в национальной школе / / Л.В. Сокорутова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф.
(г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-179.
39. Скалкин В.Л., Яковленко О.И. Что значит иностранный язык как предмет обучения и знания // ИЯШ // 2014. №1. С. 10.
40. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. - 2008. - №1. - С. 8-14
41. Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Феникс, 2013. 404 - 408 с.
42. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. М., 2011, с. 44.
43. Языкова Н.В. Проблемы обучения иностранным языкам в рамках межкультурного подхода // Развитие межкультурной компетенции через изучение иностранных языков: потенциал, методы, проблемы. - 2006. - №1. - С. 142-145


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ