ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО¬ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 6
1.1 Понятие коммуникативной компетентности в психологии 6
1.2. Особенности коммуникативной компетентности подростков 18
1.3. Социально-психологический тренинг как средство развития
коммуникативной компетентности 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 32
2.1. Организация и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования коммуникативной
компетентности подростков 34
2.3. Программа социально-психологического тренинга развития
коммуникативной компетентности подростков 39
2.4. Анализ результатов развития коммуникативной компетентности
подростков 46
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
В настоящее время коммуникативная компетентность становится уникальной в своем роде качественной характеристикой образовательного результата школы, т.к. выступает эффективным инструментом социального самоопределения личности.
Компетентность как общая способность, основанная на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены благодаря образованию, исследована В.Н. Введенским, И.А. Зимней, В.С. Ледневым, Дж. Равеном и др.
Коммуникативную компетентность как ключевую, обеспечивающую все стороны жизни и деятельности человека и необходимую для успешной самореализации личности, фиксируют Л.Я. Боголюбов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.В. Соколова и др. Механизмы процесса формирования коммуникативной компетентности рассмотрены Г.М. Андреевой, А.А. Бодалеввым, А.А, Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым и др., понимающих процесс общения как единство трех взаимосвязанных компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного.
Однако, в психолого-педагогической литературе недостаточно исследована проблема развития коммуникативной компетентности подростка, хотя для современного подростка когнитивный уровень владения языком уже недостаточен, ему нужны навыки использования языка в рациональных коммуникативных ситуациях межличностного взаимодействия. Именно поэтому мы делаем особый акцент на психолого - педагогических особенностях подросткового возраста, в котором имеются необходимые психологические предпосылки для формирования коммуникативной компетентности.
Объект исследования - коммуникативная компетентность.
Предмет исследования: развитие коммуникативной компетентности посредством социально-психологического тренинга.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие коммуникативной компетентности подростков будет более успешным, если использовать тренинг, содержанием которого является:
- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь;
- навыков взаимодействия в команде.
Цель исследования: изучить развитие коммуникативной компетентности подростков в процессе социально-психологического тренинга.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературе по проблеме развития коммуникативной компетентности подростков посредством социально-психологического тренинга.
2. Эмпирическим путем выявить особенности коммуникативной компетентности подростков.
5. Разработать социально-психологический тренинг по развитию коммуникативной компетентности подростков и проверить его эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: опросные методы, тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
- методика оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского;
- методика «КОС-1» А. В. Батаршева;
- тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.
База исследования: МКОУ СОШ п.Солнечный
Выборка исследования:
В исследовании принимали участие 16 детей в возрасте 15-16 лет, обучающиеся в 9 классе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка
Проведенное теоретическое исследование по проблеме развития коммуникативной компетентности подростков позволяет сделать следующие выводы:
Коммуникативная компетентность личности - сложное, интегральное, относительно стабильное психологическое образование, детерминируемое индивидуально-психологическими и социально-психологическим и факторами. Коммуникативная компетентность представляет собой совокупность знаний, опыта, качеств, способностей человека, позволяющие эффективно выполнять коммуникационные функции.
Подростковый возраст является сензитивным для формирования коммуникативной компетентности, так как именно на этом этапе развития человека основной становится потребность в общении.
Первостепенное значение у подростков имеет общение со сверстниками, поскольку, общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, способы социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Компетентность начинает включать в себя способность преодолевать внутренние и внешние препятствия при выстраивании отношений с окружающими людьми, группами и социальной средой.
В результате проведенного экспериментального исследования развития коммуникативной компетентности подростков посредством социально-психологического тренинга позволяет сделать следующие выводы:
Исследуемыми показателями коммуникативной компетентности являются:
- коммуникативные способности;
- показатели общительности;
- коммуникативный контроль в общении.
На исходном этапе исследования коммуникативная компетентность подростков характеризуется средними показателями развития коммуникативной компетентности. Подростки стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, но такое их поведение не отличается устойчивостью, считают свою коммуникативность достаточной для непринужденного общения с другими людьми без неприятных переживаний; при общении искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.
Предлагаемые тренинг направлен на расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения, улучшение уровня коммуникации; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми, овладение навыками эффективного слушания, развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу, умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь, закрепление новых стереотипов межличностного поведения подростков.
В целом анализ данных повторного исследования позволяет наблюдать положительную динамику в развитии общих коммуникативных способностей, общительности, коммуникативного контроля и коммуникативной толерантности составляющих коммуникативную компетентность подростков.
1. Абульханова К. А Детство Юность Молодость. Рос акад образования, Моск психолого-соц ин-т, М.: Изд-во МПСЫ, 2010. 369 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект плюс, 2017. 363 с.
3. Бодалев А.А. Психологическое общение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996. 278 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности Воронеж: МОДЭК, 2008. 352 с.
5. Бойко Л.Я Коммуникативная толерантность. СПб.: Просвещение, 1998. 301 с.
6. Буртовая Н.И. Коммуникативная компетентность личности и
социально-психологические факторы ее развития. автореф. дис канд.
психол. наук. М., 2003. 26 с.
7. Веденская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. 263 с.
8. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб пособие для вузов. М: Трикста: Акад. проект, 2013. 254 с
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2012. 417 с.
10. Гаджикурбанов Д.М. Коммуникативные способности личности (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук /Башкирский государственный университет (БашГУ), 2011. 231 с.
11. Гейхман Л.К. Социально-психологический тренинг как средство анализа и коррекции индивидуального стиля общения // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. С. 98-100.
12. Головин В.Н. Основы культуры речи. М.: Просвещене, 1988. 198 с.
13. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб.: Союз, 1992. 193 с.
14. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Ленинград, 1991. С. 18-20.
15. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 2000. 210 с.
16. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб: Питер, 2009. 576 с.
17. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: дисс. ... канд. психол. наук. Ленинград, 1981. 235 с.
18. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие - 2-е издание. Минск: Тетра Системс, 2010. 261 с.
19. Кошель А.И. Расширение круга общения и его индивидуализация в отношениях со сверстниками у подростков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 8. С. 92-96.
20. Лабунская В.А. Типы структур психологических трудностей общения. // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тезисы докладов всесоюзной конференции. Ростов н/Д., 1990. С. 10-15.
21. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 288 с.
22. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 2008. 368 с.
23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. 384 с.
24. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2014. № 4. С. 41-47.
25. Мелибруда Е.Я. Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения, М.: Прогресс, 1996. 256с.
26. Наумов Е.Б. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Курган, 2000. 21 с.
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Академия, 2012. 325 с.
28. Панфилова А.П. Проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста. Хабаровск, 1998. 216 с.
29. Парыгин Б.Д. К. вопросу о структуре социально¬психологического общения // Социально-психологические и
лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. СПб.: Речь, 2013. С. 45-52.
30. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Смысл, 2007. 216 с.
31. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1999. № 1. С.20-33.
32. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 82-87.
33. Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: Хабаровск, 1998. 215 с.
34. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М.: Союз, 1993. 149 с.
35. Расторгуева Ю.П. Личностная обусловленность развития коммуникативной компетентности у студентов - будущих специалистов по социальной работе: автореф. дис. канд. психол. наук: М., 2007. 25 с.
36. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2007. 336 с.
37. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Академия, 2009. 251с.
38. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузо А.Н. Сухов [и др.] / Под ред. А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев. М.: АНО Ресурсный класс, 2001. 342 с.
39. Федяева М.В., Волчкова Н.И. Исследование коммуникативных свойств личности в подростковом возрасте. // Психология, социология и педагогика. - Июнь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/834(дата обращения 04.06.2021).
40. Фильдштейн Психология современного подростка. М.: Просвещение, 2010. 311 с.
41. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Смысл, 2009. 429 с.