Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетенции 6
1.1. Понятие коммуникативной компетенции и её структуры 6
1.2. Средства формирования и значение коммуникативной компетенции при
обучении иностранному языку школьников 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка 25
2.1. Практическая реализация средств формирования коммуникативной
компетенции подростков на уроках иностранного языка 25
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Литература 62
Приложение
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетенции 6
1.1. Понятие коммуникативной компетенции и её структуры 6
1.2. Средства формирования и значение коммуникативной компетенции при
обучении иностранному языку школьников 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка 25
2.1. Практическая реализация средств формирования коммуникативной
компетенции подростков на уроках иностранного языка 25
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Литература 62
Приложение
Актуальность: На этапе развития и модернизации, российское общество всё чаще встречается с социально-политическими, межэтническими, межкультурными, коммуникативными проблемами. Именно образование всегда помогало формированию форм и типов взаимоотношений между людьми, сохранению стабильности общества. В настоящее время общество характеризуется развитием отношений на всех уровнях взаимодействия, усилением социальной мобильности, резкими изменениями ценностных ориентиров. За последние годы поменялись не только требования к изучению иностранного языка, но и социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что стало поводом для усиления мотивации в изучении языков международного общения. В связи с этим потребность в использовании иностранных языков намного возросла. Новые задачи подразумевают создание усовершенствованных подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьей ступенях, где обучение уже ориентировано на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, которая позволит им быть равными партнёрами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный язык превращается в средство социокультурного образования в рамках коммуникативно — ориентированного обучения. Такое обучение иностранным языкам нацелено на развитие у школьников коммуникативной компетенции: языковой, социально лингвистической, разговорной, практической и мыслительной.
Все вышеперечисленное делает особенно актуальной проблему формирования толерантного сознания и коммуникативной компетенции как стабильных характеристик личности подрастающего человека. Иностранный язык, таким образом, превращается в средство социокультурного образования. На данном этапе ещё не сформированы все закономерности, которые помогут эффективно обучать речевой деятельности, но уже можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность.
Обучение иноязычной форме коммуникации как понятие имеет прочное место в методической литературе. Однако оно лишь заменило собой такое понятие, как обучение иноязычной речи или является синонимом такового. Предмет обучения иноязычному общению еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.). Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.
Объект исследования: педагогический процесс коммуникативного образования учащихся на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Цель исследования состоит в научном обосновании педагогических условий формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть суть и дать характеристику по содержанию понятия «коммуникативная компетенция».
3. Определить значение коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
4. Раскрыть способы и виды формирования коммуникативной компетенции в современном обществе
Методы исследования: Теоретический анализ и синтез литературы. Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены приёмы и способы создания условий реального общения в классе и определена их эффективность для развития коммуникативных умений.
2. Установлено позитивное воздействие на психологический климат в коллективе, благодаря разным формам работы в ходе выполнения комплексных текстовых заданий.
3. Определено сочетание компонентов методов исследования в их оптимальном применении в отношении учащихся старшего, среднего и младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность коммуникативной компетенции, определены возможности уроков иностранного языка для ее формирования, выявлена теоретическая модель развития коммуникативной компетенции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут использоваться как учителями иностранного языка средней школы, так и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.
Все вышеперечисленное делает особенно актуальной проблему формирования толерантного сознания и коммуникативной компетенции как стабильных характеристик личности подрастающего человека. Иностранный язык, таким образом, превращается в средство социокультурного образования. На данном этапе ещё не сформированы все закономерности, которые помогут эффективно обучать речевой деятельности, но уже можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность.
Обучение иноязычной форме коммуникации как понятие имеет прочное место в методической литературе. Однако оно лишь заменило собой такое понятие, как обучение иноязычной речи или является синонимом такового. Предмет обучения иноязычному общению еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.). Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.
Объект исследования: педагогический процесс коммуникативного образования учащихся на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Цель исследования состоит в научном обосновании педагогических условий формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть суть и дать характеристику по содержанию понятия «коммуникативная компетенция».
3. Определить значение коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
4. Раскрыть способы и виды формирования коммуникативной компетенции в современном обществе
Методы исследования: Теоретический анализ и синтез литературы. Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены приёмы и способы создания условий реального общения в классе и определена их эффективность для развития коммуникативных умений.
2. Установлено позитивное воздействие на психологический климат в коллективе, благодаря разным формам работы в ходе выполнения комплексных текстовых заданий.
3. Определено сочетание компонентов методов исследования в их оптимальном применении в отношении учащихся старшего, среднего и младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность коммуникативной компетенции, определены возможности уроков иностранного языка для ее формирования, выявлена теоретическая модель развития коммуникативной компетенции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут использоваться как учителями иностранного языка средней школы, так и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.
В данной выпускной квалификационной работе был осуществлён теоретический анализ понятий коммуникации и общения, коммуникативных умений, выявлены базовые составляющие речевой коммуникации, определены основные фазы в процессе осуществления коммуникации, дано определение коммуникативной компетенции личности.
На основе имеющихся определений мы считаем, что информационное, эмоциональное взаимодействие, в процессе которого реализуются коммуникативные умения личности подростка, есть коммуникативная компетенция. Нами были определены следующие компоненты коммуникативной компетенции:
1.Организация контакта - умения межличностной коммуникации.
2. Поддержание контакта, установление обратной связи, пластичность коммуникативных действий - способности межличностного взаимодействия.
3. Анализ результатов контакта, рефлексия - способность межличностного восприятия.
Опираясь на заданный подход, мы выявили последовательность работы педагога по развитию коммуникативных задач, в ходе поэтапного решения которых формируется коммуникативная компетенция подростка.
Сформированность коммуникативной компетенции обосновывается присутствием следующих критериев: желание вступать в контакт с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, возможность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного поведения.
Для организации процесса развития коммуникативной компетенции необходимо использование коммуникативной методики. В связи с этим важно соблюдение следующих характеристик, разрешающих назвать образовательный процесс коммуникативным:
1. иноязычное образование;
2. реальное общение;
3. личностный смысл;
4. речемыслительная активность;
5. мотивированность любого действия;
6. связь общения с другими видами речевой деятельности;
7. ситуации как системы взаимоотношений;
8. функциональность;
9. новизна и эвристичность;
10. содержательность;
11. проблемность.
Также было выявлено, что процесс развития коммуникативной компетенции школьников невозможен без достижения или минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетенцией означает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций. Для того, чтобы осуществить эти функции общения средствами иностранного языка, важно овладеть этими средствами, уметь использовать их в ведущих видах речевой деятельности. Было выявлено, что в пределах базового курса ученик обязан достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании и письме, продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
Было установлено, что практическая реализация средств развития коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка невозможна без соблюдения концептуальных принципов обучения.
В условиях опытно-экспериментальной работы были выявлены основные приёмы коммуникативного взаимодействия учащихся.
Таким образом, мы считаем, что поставленная цель исследования достигнута.
На основе имеющихся определений мы считаем, что информационное, эмоциональное взаимодействие, в процессе которого реализуются коммуникативные умения личности подростка, есть коммуникативная компетенция. Нами были определены следующие компоненты коммуникативной компетенции:
1.Организация контакта - умения межличностной коммуникации.
2. Поддержание контакта, установление обратной связи, пластичность коммуникативных действий - способности межличностного взаимодействия.
3. Анализ результатов контакта, рефлексия - способность межличностного восприятия.
Опираясь на заданный подход, мы выявили последовательность работы педагога по развитию коммуникативных задач, в ходе поэтапного решения которых формируется коммуникативная компетенция подростка.
Сформированность коммуникативной компетенции обосновывается присутствием следующих критериев: желание вступать в контакт с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, возможность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного поведения.
Для организации процесса развития коммуникативной компетенции необходимо использование коммуникативной методики. В связи с этим важно соблюдение следующих характеристик, разрешающих назвать образовательный процесс коммуникативным:
1. иноязычное образование;
2. реальное общение;
3. личностный смысл;
4. речемыслительная активность;
5. мотивированность любого действия;
6. связь общения с другими видами речевой деятельности;
7. ситуации как системы взаимоотношений;
8. функциональность;
9. новизна и эвристичность;
10. содержательность;
11. проблемность.
Также было выявлено, что процесс развития коммуникативной компетенции школьников невозможен без достижения или минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетенцией означает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций. Для того, чтобы осуществить эти функции общения средствами иностранного языка, важно овладеть этими средствами, уметь использовать их в ведущих видах речевой деятельности. Было выявлено, что в пределах базового курса ученик обязан достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании и письме, продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
Было установлено, что практическая реализация средств развития коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка невозможна без соблюдения концептуальных принципов обучения.
В условиях опытно-экспериментальной работы были выявлены основные приёмы коммуникативного взаимодействия учащихся.
Таким образом, мы считаем, что поставленная цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка в бурятской школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Песня как дополнительный ресурс при формировании и развитии грамматической компетенции на уроке иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Использование ИКТ для развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в 9 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Использование элементов предметно-языкового интегрированного обучения в
процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроке
иностранного языка в системе среднего профессионального образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Развитие лингвистической компетенции на уроке иностранного языка в СОШ (на примере бинарной оппозиции «Reichtum — Armut» в публицистическом дискурсе)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Игры на английском языке как средство развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НА МАТЕРИАЛЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся 5 классов на уроках немецкого языка как второго иностранного средствами дидактических игр в онлайн-приложениях
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022



