Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетенции 6
1.1. Понятие коммуникативной компетенции и её структуры 6
1.2. Средства формирования и значение коммуникативной компетенции при
обучении иностранному языку школьников 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка 25
2.1. Практическая реализация средств формирования коммуникативной
компетенции подростков на уроках иностранного языка 25
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Литература 62
Приложение
Актуальность: На этапе развития и модернизации, российское общество всё чаще встречается с социально-политическими, межэтническими, межкультурными, коммуникативными проблемами. Именно образование всегда помогало формированию форм и типов взаимоотношений между людьми, сохранению стабильности общества. В настоящее время общество характеризуется развитием отношений на всех уровнях взаимодействия, усилением социальной мобильности, резкими изменениями ценностных ориентиров. За последние годы поменялись не только требования к изучению иностранного языка, но и социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что стало поводом для усиления мотивации в изучении языков международного общения. В связи с этим потребность в использовании иностранных языков намного возросла. Новые задачи подразумевают создание усовершенствованных подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьей ступенях, где обучение уже ориентировано на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, которая позволит им быть равными партнёрами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный язык превращается в средство социокультурного образования в рамках коммуникативно — ориентированного обучения. Такое обучение иностранным языкам нацелено на развитие у школьников коммуникативной компетенции: языковой, социально лингвистической, разговорной, практической и мыслительной.
Все вышеперечисленное делает особенно актуальной проблему формирования толерантного сознания и коммуникативной компетенции как стабильных характеристик личности подрастающего человека. Иностранный язык, таким образом, превращается в средство социокультурного образования. На данном этапе ещё не сформированы все закономерности, которые помогут эффективно обучать речевой деятельности, но уже можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность.
Обучение иноязычной форме коммуникации как понятие имеет прочное место в методической литературе. Однако оно лишь заменило собой такое понятие, как обучение иноязычной речи или является синонимом такового. Предмет обучения иноязычному общению еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.). Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.
Объект исследования: педагогический процесс коммуникативного образования учащихся на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Цель исследования состоит в научном обосновании педагогических условий формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть суть и дать характеристику по содержанию понятия «коммуникативная компетенция».
3. Определить значение коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
4. Раскрыть способы и виды формирования коммуникативной компетенции в современном обществе
Методы исследования: Теоретический анализ и синтез литературы. Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены приёмы и способы создания условий реального общения в классе и определена их эффективность для развития коммуникативных умений.
2. Установлено позитивное воздействие на психологический климат в коллективе, благодаря разным формам работы в ходе выполнения комплексных текстовых заданий.
3. Определено сочетание компонентов методов исследования в их оптимальном применении в отношении учащихся старшего, среднего и младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность коммуникативной компетенции, определены возможности уроков иностранного языка для ее формирования, выявлена теоретическая модель развития коммуникативной компетенции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут использоваться как учителями иностранного языка средней школы, так и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.
В данной выпускной квалификационной работе был осуществлён теоретический анализ понятий коммуникации и общения, коммуникативных умений, выявлены базовые составляющие речевой коммуникации, определены основные фазы в процессе осуществления коммуникации, дано определение коммуникативной компетенции личности.
На основе имеющихся определений мы считаем, что информационное, эмоциональное взаимодействие, в процессе которого реализуются коммуникативные умения личности подростка, есть коммуникативная компетенция. Нами были определены следующие компоненты коммуникативной компетенции:
1.Организация контакта - умения межличностной коммуникации.
2. Поддержание контакта, установление обратной связи, пластичность коммуникативных действий - способности межличностного взаимодействия.
3. Анализ результатов контакта, рефлексия - способность межличностного восприятия.
Опираясь на заданный подход, мы выявили последовательность работы педагога по развитию коммуникативных задач, в ходе поэтапного решения которых формируется коммуникативная компетенция подростка.
Сформированность коммуникативной компетенции обосновывается присутствием следующих критериев: желание вступать в контакт с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, возможность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного поведения.
Для организации процесса развития коммуникативной компетенции необходимо использование коммуникативной методики. В связи с этим важно соблюдение следующих характеристик, разрешающих назвать образовательный процесс коммуникативным:
1. иноязычное образование;
2. реальное общение;
3. личностный смысл;
4. речемыслительная активность;
5. мотивированность любого действия;
6. связь общения с другими видами речевой деятельности;
7. ситуации как системы взаимоотношений;
8. функциональность;
9. новизна и эвристичность;
10. содержательность;
11. проблемность.
Также было выявлено, что процесс развития коммуникативной компетенции школьников невозможен без достижения или минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетенцией означает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций. Для того, чтобы осуществить эти функции общения средствами иностранного языка, важно овладеть этими средствами, уметь использовать их в ведущих видах речевой деятельности. Было выявлено, что в пределах базового курса ученик обязан достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании и письме, продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
Было установлено, что практическая реализация средств развития коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка невозможна без соблюдения концептуальных принципов обучения.
В условиях опытно-экспериментальной работы были выявлены основные приёмы коммуникативного взаимодействия учащихся.
Таким образом, мы считаем, что поставленная цель исследования достигнута.
1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2001.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., «Просвещение», 1980. - 56 с.
3. Аппатова Р.С., Коржачкина О.М. Языковой и коммуникативный аспекты овладения английским глаголом в обобщающем курсе. // Иностранные языки в школе, 1997. - № 1. - С. 7-14.
4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М., “Просвещение”, 1965.
5. Бим И.Л., Гальскова Н.Д. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащимися к концу базового курса обучения. // Иностранные языки в школе, 1995. - № 5. - С. 2-8.
6. Бодалев А.А. Психология о личности. - М., 1988. - 187 с.
7. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. - М., Ростов-на-Дону, «Учитель», 1999. - 87 с.
8. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // Русский язык в школе, 1996. - № 1. - С. 3-8.
9. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., «Педагогика», 1978. - 424 с.
10. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. - М. «Педагогика», 1991. - 224 с.
11. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. - М., «Просвещение», 1987. - 205 с.
12. Драгунова Г.В. Подросток. - «Знание», 1976.
13. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи. // Иностранные языки в школе, 1996. - № 5. - С. 20-22.
62
14. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 1991. - 142 с.
15.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., «Педагогика», 1978. - С. 98-101.
16.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., «Просвещение», 1991. - 222 с.
17. Изучение иностранного языка в школе: новые перспективы. // Педагогика, 1998. - № 1. - С. 46-48.
18. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, изд-во «Академия развития».
19. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Иностранные языки в школе, 2000. - № 4. - С. 30-33, 54.
20. Коммуникация и обучение иностранным языкам. - Минск, «Высшая школа», 1970.
21. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М., «Просвещение», 1965.
22. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М., «Русский язык», 1991. - 360 с.
23. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. - М., «Высшая школа», 1971.
- 294 с.
24. Леонтьев А.А. Что такое язык. - М., «Педагогика», 1976. - 517 с.
25. Ломакина О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / ВГПУ, Волгоград, 1992. - 255 с.
26. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М., «Просвещение», 1974. - С. 87-90.
27. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. - Минск, «Высшая школа», 1992. - 445 с.
28. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе, 2000. - № 4. - С. 9-15.
29. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе, 2000. - № 5. - С. 17-22.
30. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. // Иностранные языки в школе, 1991. - № 6. - С. 3-8.
31. Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе. // Иностранные языки в школе, 1996. - № 1. - С. 5-12.
32. Мудрик А.В. Общение школьников. - М., «Знание», 1987. - 76 с.
33. Мыркин В.Я. Что значит иностранный язык как предмет обучения и знания. // Иностранные языки в школе, 1994. - № 1. - С. 32-35, 39.
34. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. - Л., 1970. - 39 с.
35. Нуждина М.А. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике. // Иностранные языки в школе, 2002. - № 2. - С. 15-25.
36.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / Под ред. Н.Ю. Шевцовой. - М, Рус. яз., 1991. - 917 с.
37. Панферов В.Н. Психология общения. // Вопросы философии, 1972. - № 7.
38. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., «Просвещение», 1991. - 223 с.
39. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. - № 1. - С. 50-51.
40. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. - № 2. - С. 50-51.
41. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе: Пособие для учителя. - Минск, 1982. - 142 с.
42. Пассов Е.И., Царькова В.Б. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 1993. - 127 с.
43. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
44. Петровская Л.А., Соловьёв О.В. Обратная связь в межличностном общении. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1982. - № 3.
45. Пусть «мысль совершается в слове»! // Коммуникативная методика, 2002. - № 2. - С. 2-5.
46. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 1983. - 128 с.
47. Скалкин В.Л. Структура устной иноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке. // Общая методика обучения иностранным языкам. - М., Рус.яз., 1991. - С. 173-180.
48. Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений. // Вопросы психологии, 1994. - № 6.
49. Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика. - М., «Академия», 2000. - 329 с.
50. Фастовец Р.В. Управление иноязычным общением в учебных условиях. // Общая методика обучения иностранным языкам. - М., 1991. - С. 187-194.
51. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М., «Знание», 1978.
52. Хрипкова А.Г / Ред. Мир детства: Подросток. - М., «Педагогика», 1982.
53. Царькова В.Б. Какие упражнения нужны для развития умения говорить? // Коммуникативная методика, 2002. - № 2. - С. 14-17.
54. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. - М., «Педагогика», 1985. - 79 с.
55. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности. // Вопросы психологии, 1977. - № 1.
56. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной
деятельности. // Вопросы психологии, 1968. - № 6. - С. 96-107.