Введение 4
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений на уроках литературы в 5 классе 7
1.1. Психолого-педагогические особенности развития и образования
пятиклассника 7
1.2. Особенности формирования коммуникативных умений на уроках
литературы в 5 классе 12
Глава 2. Методические подходы к развитию коммуникативных умений школьников на уроках литературы 15
2.1. Характеристика заданий, представленных в учебнике В.Я. Коровиной, с
точки зрения формирования умений коммуникации 15
2.2. Обзор методической литературы по теме исследования 17
Глава 3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений пятиклассников в процессе работы над художественными произведениями (по программе В.Я. Коровиной) 21
3.1. Формирование коммуникативных умений на уроках литературы через
приёмы работы с текстом 21
3.2. Формирование умения постановки вопросов к тексту 34
3.3. Развитие коммуникативных умений на уроках литературы посредством
индивидуальной, парной и групповой работы 37
3.4. Методическая разработка урока по теме «Притчи - уроки жизни» 46
Заключение 58
Список литературы
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. «Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире» [2, с. 55].
В данной работе мы раскрываем особенности формирования коммуникативных умений на уроках литературы. Данные умения обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Учащийся с развитыми коммуникативными умениями успешно работает с текстами любой тематики, что позволяет ему без труда усваивать материал школьных учебных предметов.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования коммуникативных умений, так как, осуществляя анализ художественного произведения, целесообразно использовать на уроке приемы, направленные на осмысление содержания текста. В современном образовании большое внимание работе с текстами уделяется в начальной школе. Важно осуществить эту преемственность при переходе учащихся в основную школу. Развитие умений коммуникации у пятиклассников способствует их успешной адаптации и включению в учебную деятельность среднего звена. Формирование данных умений способствует повышению качества знаний по предмету и создает условия для успешной социализации личности.
Актуальность темы обосновывается тем, что развитие коммуникативных умений является одной из важнейших задач педагога в процессе обучения учащихся 5 класса. Литература - один из самых важных предметов, где особое внимание уделяется работе с текстом, поэтому данный урок является благоприятной «почвой» для формирования рассматриваемых умений.
Цель исследования: представить возможности развития коммуникативных умений на уроках литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной.
Исходя из цели исследования, в работе ставятся следующие задачи:
1) определить подходы к формированию коммуникативных умений в психолого-педагогической и методической литературе;
2) проанализировать программу по литературе для 5 класса под редакцией В.Я Коровиной с точки зрения развития коммуникативных умений;
3) разработать методические рекомендации по формированию данных умений на уроках литературы и апробировать их на практике;
4) проиллюстрировать приемы развития коммуникативных умений методической разработкой урока по теме «Притчи - уроки жизни».
Объект исследования: коммуникативные умения.
Предмет исследования: приемы развития коммуникативных умений на уроках литературы.
Методы, используемые в дипломной работе:
1) анализ образовательной программы;
2) метод выборки заданий;
3) описательный метод;
4) поисковый эксперимент.
Методологической основой исследования особенностей формирования коммуникативных умений явились работы О. В. Запятой, И. С. Волегжаниной, Н. И. Дереклеевой, Л. В. Епишиной, И. А. Колесниковой. Рассматривая текстоцентрический подход в обучении школьников, мы опирались на статью Н. А. Горбачовой. Изучая психолого-педагогические особенности десяти - одиннадцатилетнего возраста, мы обращались к трудам Л. С. Выготского, С. П. Барановой, Е. С. Денисовой и др.
Практическая значимость: материал исследования может быть использован учителями литературы при планировании уроков, составлении авторских учебных программ.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В 1 главе «Теоретические основы формирования коммуникативных умений на уроках литературы в 5 классе» нами рассматриваются психолого¬педагогические особенности развития 5-классника, особенности формирования коммуникативных умений на уроках литературы в 5 классе.
Глава 2 «Методические подходы к развитию коммуникативных умений школьников на уроках литературы» включает в себя характеристику заданий, представленных в учебнике В. Я. Коровиной, с точки зрения формирования умений коммуникации и обзор методической литературы по теме исследования.
В 3 главе нашей работы «Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений пятиклассников в процессе работы над художественными произведениями (по программе В.Я. Коровиной)» представлено формирование коммуникативных умений на уроках литературы через приёмы работы с текстом, развитие данных умений на уроках литературы посредством индивидуальной, парной и групповой работы. Также 3 глава содержит примеры заданий, формирующих умение постановки вопросов к тексту, и методическую разработку урока по теме «Притчи - уроки жизни».
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. Формирование коммуникативных умений - одно из условий успешного обучения школьника и его развития как личности. Вот почему важно использование педагогами на своих уроках приемов, направленных на развитие умений коммуникации.
Специфика учебного предмета «Литература» позволяет предлагать учащимся наибольшее количество заданий, развивающих коммуникативные умения за счет работы с художественными текстами. В процессе развития данных умений формируются метапредметные навыки школьника, что не только повышает результативность обучения по всем предметам, но и помогает учащемуся эффективнее справляться с потоком информации из окружающего нас мира, позволяет научится создавать собственные тексты, грамотно формулировать свои мысли. Эти умения важны не только в стенах школы при изучении предметов, оно и, являясь универсальными, служат для организации общения, сотрудничества в любом возрасте, для работы с информацией при выборе любой профессии.
В данной работе нами была рассмотрена программа по литературе для 5 класса В.Я. Коровиной, сделан анализ заданий учебника с точки зрения развития коммуникативных умений. Мы пришли к выводу, что в данной программе уделяется недостаточно внимания формированию рассматриваемых умений у пятиклассников, так как задания однообразные, не предполагают использование современных приемов работы с текстом. В программе уделяется мало внимания парному и групповому взаимодействию, которое имеет огромное значение для формирования исследуемых нами умений. Педагогам, выстраивающим свою деятельность по данной программе, необходимо дополнять работу над художественными текстами заданиями, способствующими формированию рассматриваемых умений. Мы обратились к методической, периодической литературе, проанализировали ее с точки зрения наличия заданий, направленных на формирование умений коммуникации. И пришли к выводу, что в настоящее время пока отсутствует целостная система по развитию этих умений, но учителями практиками показано использование некоторых приёмов на уроках литературы в пятом классе.
В нашей дипломной работе представлены методические рекомендации по исследуемой проблеме. Мы перечислили как традиционные, так и современные приёмы, использование которых направлено на формирование умений коммуникации. Среди них такие как «Чтение с пометами», «Дневники и «Бортовые журналы», «Тонкие и толстые Вопросы», «Верите ли вы, что...», «Синквей», «Кластеры», «Граф-схемы» и другие. Нами показаны примеры работы на уроках литературы с таблицами, что очень хорошо помогает в осмыслении художественного произведения, структурировании текста, в сравнении характеров героев, сопоставлении особенностей жанров и т. д.
В данной работе мы рассмотрели формирование коммуникативных умений через разные формы работы: индивидуальную, парную, групповую. Показали важность взаимодействия учащихся друг с другом при работе с информацией, так как именно в коллективной работе школьники учатся отстаивать свое мнение, формулировать свою точку зрения, занимать близкую им позицию, что положительно отражается на развитии устной, и письменной речи, восприятия информации со стороны, умения преобразовать ее в заданном ключе. И, как следствие, все вышеперечисленное оказывает влияние на формирование коммуникативных умений учащихся. Итогом нашей работы стала разработка урока, содержащая в себе задания на развитие указанных умений.
Таким образом, данная выпускная квалификационная работа может использоваться педагогами при разработке уроков, что обеспечивает ее практическую значимость.
1. Антипова М.А. Методические идеи Н.И. Кудряшова, их значение для современного литературного образования//Литература в школе. - 2015. - №8.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Асмолов А.Г. - М.: Просвещение, 2011.
3. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5.
4. Баранова С.П. Педагогика.- М., 2006.
5. Большакова Т. В. «Да были люди в наше время...» Материалы к уроку изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». 5 класс.//Литература в школе. - 2013. - №9.
6. Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции. - Омск, 2010.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999.
8. Горбачева Н.А. Текстоцентрический подход в обучении школьников. - Кишинэу: Институт педагогических наук , 2012.
9. Григорченко И. А. Применение системно-деятельностного подхода на уроках литературы. 5 класс.//Литература в школе. - 2015. - №7.
10. Денисова Е.С. Возрастная психология детей. М.: Просвещение, 2008.
11. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. Текст. М.: ВАКО, 2013.
12. Домаскина Т. Е. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Итоговый урок. 5 класс//Литература в школе. - 2015. - №6.
13. Егорова Н. В., Макарова Б. А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. - М.: ВАКО, 2011.
14. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. - 2007. - №11.
15. Еремина О. А. Уроки литературы в пятом классе: кн. для учителя/О. А. Еремина. - М.: Просвещение, 2008.
16. Ермолова И. М. Групповая работа на уроках литературы: легко, просто, интересно. //Литература в школе. - 2015. - №8.
17.Запятая О. В. Коллективный способ обучения.// Научно-методический журнал . - 2011. - №12.
18.Запятая О. В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе. Красноярск, 2011.
19.Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. От системы к тексту. - М., 2002.
20.Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - М., 2004.
21. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2011.
22. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.
23. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. - М., 2007.
24. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 1/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
25. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
26. Коровина В. Я. Рабочая программа по литературе для 5 класса.
27. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практическое пособие для учителей, классных руководителей и др. - Ростов нД: Учитель, 2006.
28. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1975.
29. Леонтьев А.А.Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974.
30. Лурия А. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Московский университет, 1975.
31. Мальцева, К.П. Формирование у школьников умения пользоваться планом текста как приемом осмысленного запоминания Текст.- М.: АПН РСФСР, 1976.
32. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003.
33. «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную»; Письмо Министерства Образования РФ от 21 мая 2004 г. № 14- 51-140/13.
34. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. - М.: 2008.
35. Сейтягаева П. К. Виды творческих работ на свободную тему. 5 -9 классы.//Литература в школе. - 2013. - №6.
36. Сорокопытова О.Г. Работа с текстом на уроках как средство интеллектуального и речевого развития учащихся. - М., 2005.
37. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. - М., 2005.
38. Турьянская Б. И. Комиссарова Е. В. Литература в 5 классе. Урок за уроком.
- М.: ООО Русское слово, 2002.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
40. Козлова В. В., Кондакова А. М. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
41. http://festival.1september.ru/articles/611955/
42. http://pedsovet.su/publ/115-1-0-3583