Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИКИ «МОЗАИКА»

Работа №149556

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативных умений младших школьников 6
1.1. Сущность и содержание понятий «коммуникативные умения» 6
1.2. Особенности коммуникативных умений младших школьников 12
1.3. Способы развития коммуникативных умений младших школьников 18
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников 28
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений младших
школьников 28
2.2. Организация и проведение занятий с использованием техники «мозаика» и
методические рекомендации к ним, направленные на развитие коммуникативных умений младших школьников 38
Заключение 47
Приложения 52

Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому возникла необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми, к общению с окружающими. Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.
Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л. С. Выготского. Он считал, что важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью от рождения и в течение всей жизни занимает общение. В концепции Л.С. Выготского общение - «единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует их; является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто, включены в общение [5].Выготский считал, что развитие психики ребенка происходит в процессе общения. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование и развитие коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня развития коммуникативных умений субъектов общения [1].
Исследования множества психологов, таких как А. М. Мудрик, С. Л. Рубенштейн, А. А. Леонтьев, Г. М. Андреева доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально - организованного общения.
Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев. Исследования Г.М. Андреевой, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломов, А.М. Мудрик, доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.
Чрезвычайно актуальной проблемой является формирование коммуникативных умений младших школьников, так как степень сформированности данных умений влияет как на результативность обучения, так и на процесс социализации и развития личности в целом. Именно младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для формирования коммуникативных умений, в связи с повышенным интересом ребенка к общению, познанию нового. Контактируя со сверстниками, школьники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач [1].
Если не заниматься данной проблемой, то в дальнейшем неправильно сформированные коммуникативные умения и навыки могут привести к тому, что ребенок займет по отношению к окружающим негативную позицию. Поэтому данную проблему считаю актуальной.
Актуальность проблемы и её социальная значимость определили тему нашего исследования: «Развитие коммуникативных умений младших школь-ников на занятиях с использованием техники «мозаика».
Цель: определение актуального уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников и составление программы занятий на основе техники «мозаика».
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений младших школьников.
Предмет исследования - техника «мозаика» как способ развития коммуникативных умений младших школьников.
Задачи:
• Проанализировать понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения» и виды коммуникативных умений;
• Изучить особенности коммуникативных умений младших школьников;
• Выявить формы и методы развития коммуникативных умений у младших школьников;
• Подобрать диагностический инструментарий для определения актуального уровня коммуникативных умений младших школьников;
• Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты.
• Разработать серию занятий, на основе техники «мозаика», направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия с использованием техники «мозаика», направленные на развитие умения вести диалог с взрослыми и сверстниками, умения сотрудничать в различных видах деятельности, умения вербализировать свои мысли, будут способствовать развитию коммуникативных умений младших школьников.
Методы исследований: теоретические (анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение); эмпирические: (беседа, эксперимент).
База исследования: Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Беллыкская средняя общеобразовательная школа» в 3 «А» классе. В исследовании принимали участие 10 чело-век.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст - это период становления общения ребенка, как средство познания мира. Неправильное или несвоевременное становление общения школьника наносит серьезный ущерб его развитию в целом.
Наше исследование имело цель определить актуальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников и разработать программу занятий, направленных на развитие этих умений.
Для достижения поставленной цели мы изучили научную литературу и подробно изучили коммуникативные умения. Выяснили, что коммуникативные умения - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентаций и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект - субъектных взаимоотношений.
Нами были рассмотрены приемы, формы, методы определения актуального уровня развития коммуникативных умений младших школьников. Отобраны критерии оценивания уровня коммуникативных умений младших школьников. Подобран диагностический инструментарий для определения уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся третьего класса. После подведения итогов проведенных методик было выявлено, что в данном классе по всем трем критериям преобладает низкий уровень сформированности коммуникативных умений (40%), что характеризуется малой активностью в общении, неразговорчивостью, невнимательностью, неумением вербализировать свои мысли, не умением вести диалог и сотрудничать в совместной деятельности. Средний уровень показали 33%, обучающиеся слушают и понимают речь, участвуют в общении, чаще, по инициативе других, неустойчиво умеют пользоваться формами речевого этикета, не всегда умеют договориться и вести диалог. Высокий уровень показали 27% обучающихся. Они активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строят общение с учетом ситуации, легко входят в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета, ведут диалогическое общение, умеют договориться.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что занятия для развития коммуникативных умений в данном классе не-обходимы и требуют тщательной проработки. Данные условия могут быть реализованы посредством разработки методики, направленной на развитие коммуникативных способностей младших школьников в процессе творческой деятельности. Можно сделать вывод, что занятия для развития коммуникативных умений и навыков в данном классе необходимы и требуют разработки программы занятий, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников.
В ходе экспериментальной работы была разработана программа занятий с использованием техники «мозаика», состоящая из 6 занятий и методические рекомендации к ним. Из шести занятий было проведено три. Анализируя результаты проведенных занятий, можно сделать вывод о том, что цель разработанной программы занятий оправдалась. Зафиксирован прогресс коммуникативных умений младших школьников. Дальнейшая работа и разработка про-граммы занятий значительно повысит уровень коммуникативных умений младших школьников.



1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высшего учебного заведения. — М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Баштырева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016.
3. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная
дифференциация личности [Текст]: учебно - методическое пособие / Д.И. Бойков. - СПб.: КАРО, 2005. - 228с.
4. ВоронковаВ. В.. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе:
Пособие для учителей и студентов дефектологов пед. ин-тов. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей пси¬
хологии / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: 1990, 306 с.
7. Елисеева Ю. Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ
// Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 959-964.
8. Зинченко В. П. Психологический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.: ил.)
9. Каган М. С. «Мир обшения: Проблема межсубъектных отношений».— М.:
Политиздат, 1988.— 319 с.
10. Крашенинникова П.А., Николаева И.И. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный студенческий научный вестник. - 2017.-№ 6.URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17865(дата обращения 25.09.2018).
11. Кузнецова Л.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника». - М.: Просвещение»,1988
12. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
13. Леонтьев А. А.Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.; Воронеж, 2001.
14. Лето Я. В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 770-772.)
15. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. [с.242-244].
16. Мамаева А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом (Учебно-методическое пособие). / А. В. Мамаева. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009.
17. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
18. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-еизд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
19. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст]/ под ред. А.А. Бодалева. - М.: изд. «Институт практической психологии», 1998. - 36с.
20. Немов Р.С.. Психологический словарь — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. —560 с. : ил.).
21. Озерова И. Н. Формирование коммуникативной культуры детей. // Начальная школа, 2004. - № 11. С. 65-70. , с. 62.
22. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
23. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст]: учеб. - метод. пособие /А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь,2011. - 432с.
24. Специальная педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2004. - 400 с / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов и др. — Издательский центр "Академия" Москва, 2000. — С. 400.
25. Стернин И.А. Коммуникативное поведение и национальная культура народа//Филологические записки. — 1993. № 3. с. 182. с. 125].
26. Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.
27. Чернышов С. В. Коммуникативные умения как основа эффективной коммуникации. - научный журнал: иностранные языки в школе, 2014. [Электронный ресурс]. URL:http: //naukarus .com/kommunikativnye-umeniya-kak-одпоуа-ейекйупоукоштипкаи^дата обращения 20.10.2017)
28. Что такое мозаика? Краткая история создания мозаики. [Электронный ресурс]: Школа искусств. URL: http://art-school.pro/chto-takoe-mozaika-
kratkaya-istoriya-mozaiki/(дата обращения 15.09.2018)
29. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
30. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ