РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие общения, коммуникативные учебные универсальные действия 7
1.2. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников 12
1.3. Способы, приемы развития коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Методическая организация исследования 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 40
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 47
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 54
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие общения, коммуникативные учебные универсальные действия 7
1.2. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников 12
1.3. Способы, приемы развития коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Методическая организация исследования 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 40
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 47
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 54
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, следовательно, и новые образовательные цели, и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся, в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.
«Концепция модернизации российского образования» подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей . Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». [32]
Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. От признания знаний, умений и навыков произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, которые обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке, способствуют обмену информацией, установлению контактов, организацию и осуществление общей деятельности на уроке, межличностное восприятие. Они позволяют сформировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Проблема формирования коммуникативных УУД нашла отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, А.Ф. Ануфриева, В.В. Давыдова, Е.В. Коротяева, С.Н. Костроминой, О.А. Яшнова и других.
Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой, А.Ж. Овчинниковой, Г.А. Цукерман и др.
По данным таких исследователей как А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, О.А. Яшноваот 15 % до 60 % учащихся начальных классов сталкиваются с трудностями в процессе обучения, зачастую это трудности коммуникативного характера.
Недостаточно учитываются индивидуальные особенности восприятия информации учащимися, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. В этом возрасте успехи ребёнка начинают приобретать социальный смысл, оттого одной из важнейших задач начальной школы является создание благоприятных условий для формирования коммуникативных УУД. Поэтому возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и поиске путей их развития.
Поэтому проблема исследования заключается в противоречии между потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточным вниманием в практической работе начальной школы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: разработать и апробировать программу занятий кукольного театра, направленную на развитие у младших школьников коммуникативных УУД.
Объектом исследования: процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: занятия школьного театра как средство развития коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для процесса развития коммуникативных УУД младших школьников будет результативен, если:
1) будут организованы занятий школьного кукольного театра;
2) занятия будут обеспечивать положительную мотивацию младших школьников к развитию коммуникативных УУД;
3) будут использоваться приемы для развития УУД,
соответствующие младшему школьному возрасту.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую,
научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме .
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления
особенностей у коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста .
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень развития коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте.
5. Разработать и апробировать программу занятий кукольного театра по развитию коммуникативных УУД младшего школьника.
6. Проследить динамику уровней развития коммуникативных УУД у младших школьников до и после формирующего эксперимента.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Опросные методы.
5. Эксперимент.
6. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования эксперимент проводился на базе МОБУ НОШ № 23 г. р.п. Чунский, Иркутской области.
В нем приняли участие 20 школьник в возрасте от 7 до 8 лет, из них 14 девочек и 6 мальчиков.
«Концепция модернизации российского образования» подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей . Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». [32]
Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. От признания знаний, умений и навыков произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, которые обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке, способствуют обмену информацией, установлению контактов, организацию и осуществление общей деятельности на уроке, межличностное восприятие. Они позволяют сформировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Проблема формирования коммуникативных УУД нашла отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, А.Ф. Ануфриева, В.В. Давыдова, Е.В. Коротяева, С.Н. Костроминой, О.А. Яшнова и других.
Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой, А.Ж. Овчинниковой, Г.А. Цукерман и др.
По данным таких исследователей как А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, О.А. Яшноваот 15 % до 60 % учащихся начальных классов сталкиваются с трудностями в процессе обучения, зачастую это трудности коммуникативного характера.
Недостаточно учитываются индивидуальные особенности восприятия информации учащимися, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. В этом возрасте успехи ребёнка начинают приобретать социальный смысл, оттого одной из важнейших задач начальной школы является создание благоприятных условий для формирования коммуникативных УУД. Поэтому возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и поиске путей их развития.
Поэтому проблема исследования заключается в противоречии между потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточным вниманием в практической работе начальной школы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: разработать и апробировать программу занятий кукольного театра, направленную на развитие у младших школьников коммуникативных УУД.
Объектом исследования: процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: занятия школьного театра как средство развития коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для процесса развития коммуникативных УУД младших школьников будет результативен, если:
1) будут организованы занятий школьного кукольного театра;
2) занятия будут обеспечивать положительную мотивацию младших школьников к развитию коммуникативных УУД;
3) будут использоваться приемы для развития УУД,
соответствующие младшему школьному возрасту.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую,
научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме .
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления
особенностей у коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста .
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень развития коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте.
5. Разработать и апробировать программу занятий кукольного театра по развитию коммуникативных УУД младшего школьника.
6. Проследить динамику уровней развития коммуникативных УУД у младших школьников до и после формирующего эксперимента.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Опросные методы.
5. Эксперимент.
6. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования эксперимент проводился на базе МОБУ НОШ № 23 г. р.п. Чунский, Иркутской области.
В нем приняли участие 20 школьник в возрасте от 7 до 8 лет, из них 14 девочек и 6 мальчиков.
Под коммуникативными учебными действиями мы понимаем действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Умения, необходимые для взаимодействия, приобретаются и развиваются в различных сферах деятельности. Общение и деятельность неразрывно связаны, а формирование коммуникативных умений будет наиболее эффективно непосредственно в процессе самой этой деятельности, в частности, учебной.
Следует сделать акцент на форме организации учебной деятельности. С точки зрения развития личности, готовой к общественной жизни, оптимальной является групповая форма работы.
В нашем исследовании мы выявили сущность следующих понятий:
- общение - взаимодействие учащихся, направленное на преобразование деятельности коммуникативными средствами, на разностороннее формирование личности ученика;
- коммуникативные умения - комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания;
- организационная форма обучения - специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся;
- групповая форма работы - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения актуального уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, что для большинства детей младшего школьного возраста характерен средний и низкий уровень развития коммуникативных УУД.
В ходе исследования, путём анализа психолого-педагогической литературы, а также разработке и проведения диагностической программы по проблеме формирования коммуникативных УУД у младших школьников, мы пришли к выводу о том, что учителю начальных классов необходимо использовать в своей работе с детьми следующие педагогические технологии:
-моделирование ситуаций общения,
- групповая работа;
- ролевые игры с использованием диалогов в процессе общения;
-творческие задания; только тогда мы сможем говорить о том, что коммуникативные УУД, будут сформированы у учащихся начальных классов на высоком уровне.
Мы разработали и реализовали программу внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка».
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что возросло количество учащихся с высоким уровнем развития коммуникативных УУД на 10%, увеличилось количество учащихся со средним уровнем коммуникативных УУД на 20%, количество учащихся с низким уровнем коммуникативных УУД уменьшилось на 30%.
Таким образом, мы наблюдаем развитие у младших школьников умений: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Сравнивая результаты формирующего этапа можно сделать вывод о том, что реализованная нами программа внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка» дала положительный эффект.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.
Кроме того, разработанные рекомендации будут полезны педагогам для развития коммуникативных УУД у младших школьников, что позволит повысить уровень их успешности в учебной деятельности и облегчит в дальнейшем обучение в школе.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Умения, необходимые для взаимодействия, приобретаются и развиваются в различных сферах деятельности. Общение и деятельность неразрывно связаны, а формирование коммуникативных умений будет наиболее эффективно непосредственно в процессе самой этой деятельности, в частности, учебной.
Следует сделать акцент на форме организации учебной деятельности. С точки зрения развития личности, готовой к общественной жизни, оптимальной является групповая форма работы.
В нашем исследовании мы выявили сущность следующих понятий:
- общение - взаимодействие учащихся, направленное на преобразование деятельности коммуникативными средствами, на разностороннее формирование личности ученика;
- коммуникативные умения - комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания;
- организационная форма обучения - специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся;
- групповая форма работы - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения актуального уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, что для большинства детей младшего школьного возраста характерен средний и низкий уровень развития коммуникативных УУД.
В ходе исследования, путём анализа психолого-педагогической литературы, а также разработке и проведения диагностической программы по проблеме формирования коммуникативных УУД у младших школьников, мы пришли к выводу о том, что учителю начальных классов необходимо использовать в своей работе с детьми следующие педагогические технологии:
-моделирование ситуаций общения,
- групповая работа;
- ролевые игры с использованием диалогов в процессе общения;
-творческие задания; только тогда мы сможем говорить о том, что коммуникативные УУД, будут сформированы у учащихся начальных классов на высоком уровне.
Мы разработали и реализовали программу внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка».
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что возросло количество учащихся с высоким уровнем развития коммуникативных УУД на 10%, увеличилось количество учащихся со средним уровнем коммуникативных УУД на 20%, количество учащихся с низким уровнем коммуникативных УУД уменьшилось на 30%.
Таким образом, мы наблюдаем развитие у младших школьников умений: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Сравнивая результаты формирующего этапа можно сделать вывод о том, что реализованная нами программа внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка» дала положительный эффект.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.
Кроме того, разработанные рекомендации будут полезны педагогам для развития коммуникативных УУД у младших школьников, что позволит повысить уровень их успешности в учебной деятельности и облегчит в дальнейшем обучение в школе.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Организация внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности по формированию коммуникативных УУД младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА «ПЕТРУШКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Ситуации общения как средство формирования культуры речи младших школьников
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Адекватная самооценка у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПОСРЕДСТВОМ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020



