ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие общения, коммуникативные учебные универсальные действия 7
1.2. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников 12
1.3. Способы, приемы развития коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Методическая организация исследования 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 40
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 47
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 54
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, следовательно, и новые образовательные цели, и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся, в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.
«Концепция модернизации российского образования» подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей . Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». [32]
Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. От признания знаний, умений и навыков произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, которые обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке, способствуют обмену информацией, установлению контактов, организацию и осуществление общей деятельности на уроке, межличностное восприятие. Они позволяют сформировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Проблема формирования коммуникативных УУД нашла отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, А.Ф. Ануфриева, В.В. Давыдова, Е.В. Коротяева, С.Н. Костроминой, О.А. Яшнова и других.
Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой, А.Ж. Овчинниковой, Г.А. Цукерман и др.
По данным таких исследователей как А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, О.А. Яшноваот 15 % до 60 % учащихся начальных классов сталкиваются с трудностями в процессе обучения, зачастую это трудности коммуникативного характера.
Недостаточно учитываются индивидуальные особенности восприятия информации учащимися, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. В этом возрасте успехи ребёнка начинают приобретать социальный смысл, оттого одной из важнейших задач начальной школы является создание благоприятных условий для формирования коммуникативных УУД. Поэтому возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и поиске путей их развития.
Поэтому проблема исследования заключается в противоречии между потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточным вниманием в практической работе начальной школы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: разработать и апробировать программу занятий кукольного театра, направленную на развитие у младших школьников коммуникативных УУД.
Объектом исследования: процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: занятия школьного театра как средство развития коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для процесса развития коммуникативных УУД младших школьников будет результативен, если:
1) будут организованы занятий школьного кукольного театра;
2) занятия будут обеспечивать положительную мотивацию младших школьников к развитию коммуникативных УУД;
3) будут использоваться приемы для развития УУД,
соответствующие младшему школьному возрасту.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую,
научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме .
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления
особенностей у коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста .
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень развития коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте.
5. Разработать и апробировать программу занятий кукольного театра по развитию коммуникативных УУД младшего школьника.
6. Проследить динамику уровней развития коммуникативных УУД у младших школьников до и после формирующего эксперимента.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Опросные методы.
5. Эксперимент.
6. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования эксперимент проводился на базе МОБУ НОШ № 23 г. р.п. Чунский, Иркутской области.
В нем приняли участие 20 школьник в возрасте от 7 до 8 лет, из них 14 девочек и 6 мальчиков.
Под коммуникативными учебными действиями мы понимаем действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Умения, необходимые для взаимодействия, приобретаются и развиваются в различных сферах деятельности. Общение и деятельность неразрывно связаны, а формирование коммуникативных умений будет наиболее эффективно непосредственно в процессе самой этой деятельности, в частности, учебной.
Следует сделать акцент на форме организации учебной деятельности. С точки зрения развития личности, готовой к общественной жизни, оптимальной является групповая форма работы.
В нашем исследовании мы выявили сущность следующих понятий:
- общение - взаимодействие учащихся, направленное на преобразование деятельности коммуникативными средствами, на разностороннее формирование личности ученика;
- коммуникативные умения - комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания;
- организационная форма обучения - специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся;
- групповая форма работы - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения актуального уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, что для большинства детей младшего школьного возраста характерен средний и низкий уровень развития коммуникативных УУД.
В ходе исследования, путём анализа психолого-педагогической литературы, а также разработке и проведения диагностической программы по проблеме формирования коммуникативных УУД у младших школьников, мы пришли к выводу о том, что учителю начальных классов необходимо использовать в своей работе с детьми следующие педагогические технологии:
-моделирование ситуаций общения,
- групповая работа;
- ролевые игры с использованием диалогов в процессе общения;
-творческие задания; только тогда мы сможем говорить о том, что коммуникативные УУД, будут сформированы у учащихся начальных классов на высоком уровне.
Мы разработали и реализовали программу внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка».
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что возросло количество учащихся с высоким уровнем развития коммуникативных УУД на 10%, увеличилось количество учащихся со средним уровнем коммуникативных УУД на 20%, количество учащихся с низким уровнем коммуникативных УУД уменьшилось на 30%.
Таким образом, мы наблюдаем развитие у младших школьников умений: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Сравнивая результаты формирующего этапа можно сделать вывод о том, что реализованная нами программа внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка» дала положительный эффект.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.
Кроме того, разработанные рекомендации будут полезны педагогам для развития коммуникативных УУД у младших школьников, что позволит повысить уровень их успешности в учебной деятельности и облегчит в дальнейшем обучение в школе.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2010. 284 с.
2. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 2. С. 74-78.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 151 с.
4. Баева М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности // URL: http://pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie- tehnologii/formirovanie-uud-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-958775 (дата обращения: 28.02.2018)
5. Баранов, С.П, Бурова, Л. И, Овчинникова, А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. /учебник для бакалавров, С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А. Ж. Овчинникова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 619 с.
6. Барахоева И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 433-437. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34574(дата обращения: 08.11.2018).
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. 192 с.
8. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца // Начальная школа. 2011. № 6. С. 53-56.
9. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко // Начальная школа. 2012. № 5. С. 44-46.
10. Васильева З.И История педагогики и образования. 7-е изд., перераб. М: Академия, 2013. 413 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика,
2011. 536 с.
12. Гришанова И. А. Коммуникативная успешность младших
школьников: Монография. М-Ижевск: Институт компьютерных
исследований, 2006. 136 с.
13. Дьячкова С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. 2012. № 10. С. 78-83.
14. Егорова К.В. Сущность и структура коммуникативных учебных действий младших школьников / К. В. Егорова // Вестник Челябинскогогосударственного педагогического университета.2013. № 10 . С. 59-67.
15. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий/ Л.А. Ефросинина // Начальная школа.
2012. № 2. С. 49-57.
16. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская // Начальная школа. 2011. № 5. С. 50-57.
17. Жуковина Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю.В. Жуковина // Молодой ученый. 2016. №7.6. С. 78-80.
18. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. 2011. № 4. С. 78-83.
19. Зимнякова И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников / И. Ю. Зимнякова //Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 532-534.
20. Игнатьева, И. С., Кокарева, З.А., Никитина, Л. П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно- методическое пособие для учителя.) / Под ред. Л. И. Буровой. Вологда: 2012. 316 с.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
22. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия / О.А. Карабанова. URL::http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx? ob_no=12250 (дата обращения 12.05.2018)
23. Каранова В.В., Крайкина Ю.Н., Разгоняева Л.Ю. Диагностика и формирование универсальных учебных действий в начальной школе (метод ические рекомендации). Магадан, 2012. 115 с.
24. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко. Москва.: Феникс, 2010. 320 с.
25. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. 2011. № 10. С. 50-51.
26. Козлова В. В., Кондакова, А. М. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 217 с.
27. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. 2011. № 11. С. 15-19.
28. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников (общие и возрастные особенности) /Я. Л. Коломинский. М: Проспект, 2010. 256 с.
29. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе / Ю.В. Колчеева, Н.И. Колчеева. - М., 2011. 129 с.
30. Константинова А.М. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 57. с. 61-63.
31. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М: КСП, 2012. 224 с.
32. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утврждена распоряжением Правительства Российской федерации от 29 декабря 2014 гю №2765.иКЕ:ййр://’№мг№.з1айк.доуегпшеп1.ги(дата обращения 16.03.2018).
33. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий / Т.А. Крайнева // Начальная школа. 2012. № 9. С. 24-30.
34. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / И.В. Кухтинская // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 2. С. 13-15.
35. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. 2011. № 7. С. 91-96.
36. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2007. 145 с.
37. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова // Начальная школа. 2010. № 12. С. 4-9.
38. Мали Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс до и после. 2012. № 8. С. 76-80.
39. Масленникова О.М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности / О.М. Масленникова // Молодой ученый. 2014. №19. С. 581-583.
40. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. Волгоград: Перемена, 2005. 215 с.
41. Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. 2014. №1. С.74-81.
42. Мишанова О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: монография. М.: Издательство «Спутник +», 2012. 146 с.
43. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. М.:
Просвещение, 2003. 304 с.
44. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников . М.: Просвещение, 2014. 254 с.
45. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 461 с.
46. Никитина Е.Ю. Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников / Никитина, Е.Ю., Мишанова О.Г. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 10 С. 130-146.
47. Никитина Е.Ю. Виды управленческих действий учителя при формировании у младших школьников умений речевого этикета / Никитина, Е.Ю., Зырянова Е.А. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 8. С. 105-122.
48. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных у чебных действий обучающихся / Н. В. Осипова // Управление начальной школой. 2010. № 10. С. 26 -33.
49. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/ И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6-13.
50. Пудова Ю.В.Учебно-методическое и дидактическое обеспечение процесса формирования УУД и способов деятельности для получения нового качества образования/ Ю.В.Пудова// Управление современной школой. Завуч (для администрации школ). 2014. № 6. С.22-35
51. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева // Начальная школа. 2012. № 9. С. 22-24.
52. Сидорова И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И. В. Сидорова, К.С. Ананьева. Спб.: Питер, 2011. С.32-35.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
54. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться/ Г. А. Цукерман. М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. С.260.
55. Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. 2011. № 2. С. 3-6.
56. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. М.: Владос, 2005. 160 с.
57. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся / К.Ю. Чумак// Начальная школа плюс до и после. 2011. № 6. С. 82-86.
58. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества / Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. 2012. № 5. -С. 17-22.
59. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева // Начальная школа. 2011. № 11. С. 4-10.
60. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. 2003. №1. С. 48-51.
61. Яшнова О. А. Успешность младшего школьника. М: Академический проект, 2013. 138 с.