Введение 4
Глава 1.Теоретические основы воспитания координационных способностей на уроке по физической культуре в возрасте 10-11 лет 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей возраста 10-11лет..7
1.2. Психологические особенности детей возраста 10-11лет 8
1.3. Особенности воспитания координационных способностей у детей
в возрасте 10-11лет 9
1.4. Существующие методики воспитания
координационных способностей 11
1.5. Методы развития и оценки координационных способностей 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Методы и организация исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 28
Глава 3. Экспериментальная проверка разработанных и внедренных комплексов физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей обучающихся 10-11 лет на занятиях физической культуры 28
3.1. Комплексы физических упражнений, направленные на развитие координационных способностей у обучающихся 10-11 лет на занятиях физической культуры 31
3.2. Результаты экспериментальной проверки, внедренных комплексов физических упражнений, направленных на развитие координационных
способностей обучающихся 10-11 лет 33
Выводы 36
Практические рекомендации 37
Список литературы 39
Такое качество как ловкость и координация встречаются нам очень часто как в обыденной жизни, так и в спорте. Человеку с развитой координацией намного быстрее и легче дается выполнение различных упражнений, а также необходимость развития координационных способностей постоянно встречается в окружающей нас действительности. В процессе занятий по физической культуре ученик овладевает легкоатлетическими, гимнастическими, спортивно-игровыми и другими упражнениями. Без развитой, в достаточной степени, координации трудно добиться желаемых результатов в их освоении, так как координированный человек намного быстрее овладевает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке. В современном мире предъявляются высокие требования к уровню координационных способностей. Поэтому возникает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно более качественно и быстро научить детей управлять своими движениями. Также разнообразие вариантов упражнений, необходимых для воспитания координационных способностей - это гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Актуальность проблемы и необходимость ее решения позволили сформулировать тему исследования: «Развитие координационных способностей обучающихся 10-11 лет на занятиях физической культуры в школах».
Объект исследования: учебные занятия по физической культуре обучающихся 10-11 лет в школах.
Предмет исследования: развитие координационных способностей обучающихся 10-11 лет на занятиях физической культуры в школах.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, внедрить в занятия физической культуры обучающихся 10-11 лет комплексы физических упражнений для развития координационных способностей, выявить эффективность исследования в экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: развитие координационных способностей обучающихся 10-11 лет на занятиях физической культуры в школах будет результативным, если будут:
- выявлены теоретические аспекты развития координационных способностей;
- обоснованы и разработаны комплексы физических упражнений, способствующие развитию координационных способностей;
- экспериментальным путем определена эффективность комплексов физических упражнений, способствующих развитию координационных способностей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники, связанные с занятиями по физической культуре обучающихся, воспитанием координационных способностей;
2. Обосновать и разработать комплексы физических упражнений, способствующие развитию координационных способностей обучающихся 10¬11 лет на занятиях физической культурой в школах;
3. Проверить экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, способствующих развитию координационных способностей обучающихся 10-11 лет на занятиях физической культурой в школах.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы, состоящего из 48 источников.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математико-статистическая обработка.
Оценивая результаты проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. В ходе изучения научно-методической литературы по выбранной теме, нами было проанализировано 48 источников. В ходе изучения научно-методической литературы по исследуемой проблеме нами было установлено, что вопросы воспитания координационных способностей у обучающихся в возрасте 10-11 лет недостаточно информативны, основная информация использовалась из книги Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие.
2. В данной выпускной квалификационной работе разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на повышение уровня координационных способностей у обучающихся 4-ых классов 10-11 лет.
3. В результате проведенного исследования, произошел прирост уровня координационных способностей у обучающихся в возрасте 10-11 лет. (Результаты в ЭГ улучшились в среднем на 3,8%). Следовательно, в данной выпускной квалификационной работе получила подтверждение наша гипотеза.
1. Бернштейн Н .А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. -34 с.
2. Бондарев Б.М. Ловкость и координация. М.:Просвещение, 1998. -12с.
3. Бондаревский Е.Я. Развитие двигательных качеств у школьников. М.: Просвещение, 1967. С.25-27с.
4. Вайцеховский С.М. Книга тренера/ С.М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1971. -312с.
5. Донской Д.Д. Координационные способности человека. М.,197. С.83-94.
6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.:Вентана-Граф, 2009.-152с.
7. Ильин И. П. Координационные способности и методика их развития. М., Просвещение, 1979.-171с.
8. Козлов И.М. Биомеханические факторы координации спортивных движений. Сб. научных трудов.М.,2000.-9с.
9. Курамшин Ю. Ф. Координационные способности и методика их развития. СПб.,1999.-43с.
10. Курамшин Ю. Ф.Теория и методика физической культуры. СПб., 2010.- С.146-156с.
11. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. М., ПиФ, 2009.-210с.
12. Попов В. П., Грузнов Ю. Г. Основы теории и методики физической культуры. Омск, Сиб. ГАФК, 2001.-96с.
13. Рыбкина О. В. Анатомо-физиологические и психологические
особенности детей.М., 2010.-С.17-26с.
14. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. — М.: Академия, 2002. 456 с.
15. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.
16. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
17. Блинов, Н.Г., Игишева Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева Л.Н. - М.: Физкультура и спорт, 2000. -140 с.
18. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
19. Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2002. -56 с. 7. Давыдов, С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнеко возраста различных типов конституций / С.Ю. давыдов // Теория и практика физической культуры. 1995.- №11.- С.39-43.
20. Григорян, Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом / Э.А. Григорян. - Киев, 2006. - 134 с.
21. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры / Р.Э. Зимницкая. - Минск, 2003. - 114 с.
22. Ильин, Е.П. Ловкость - миф или реальность? / Е.П. Ильин // Теория и практика физической культуры. -1992. - № 3. - С. 51-53. 56
23. Кабанов, Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста / Ю.М. Кабанов. - Минск, 2002. - 68 с.
24. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей / А.Г. Карпеев // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 1992.- С. 24-32.
25. Контрольные упражнения для оценки координационных возможностей юных спортсменов: Метод. рекомендации. - Минск, 2001. - 42 с.
26. Коссов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников / А.И. Коссов. -М:АкадемПресс, 2003. - 264 с.
27. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 114 с.
28. Лях, В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1993. - №8. - С. 44-46.
29. Лях, В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1994. - №1.- С. 48-50.
30. Лях, В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте / В.И. Лях // Физкультура в школе. -1997. - № 5. - С. 25-28.
31. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1997. - №7.- С. 28-30.
32. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. - Минск: Полымя, 2001. - 152 с.
33. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях //Теория и практика физической культуры. -1991. - №11. - С. 17-20.
34. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в
физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №11. 57
35. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 412 с.
36. Минаева, Н.А. Приёмы определения координационных способностей юных гимнастов / Н.А. Минаева // Ежегодник: Гимнастика. - М.: ФиС, 2003. - Вып.1.- 124 с.
37. Минаева, Н.А. Педагогическая характеристика проявления
координационных способностей гимнастов / Н.А. Минаева // Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - Вып.1. - 136 с.
38. Мир движений мальчиков и девочек. Методическое пособие для руководителей физического воспитания школьных учреждений. - СанктПетербург: «Детство-Пресс», 2001. - 156 с.
39. Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В.П. Назаров. -М.: Физкультура и спорт. 2004. - 144 с.
40. Приймаков, А.А.Закономерности развития и совершенствования
координации движений у детей 7-9 лет / А.А. Приймаков, И.И. Козетов // Наука в олимпийском спорте. - 2000. - №1.- С.53-59.
41. Психомоторика: Сб. научн. трудов / Б.А. Ашмарин, Е.П. Ильин. - СПб, 2006. - 186 с.
42. Развитие равновесия у детей школьного возраста: Метод. рекомендации. - Минск, 1991. - 56 с.
43. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006. - 126 с.
44. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция / И.И. Сулейманов. - Омск: ОГИФК, 2001. - 46 с.
45. Сулейманов, И.И. Общее физкультурное образование: Учеб. Т. 1. Школьное физкультурное образование / И.И. Сулейманов. - Омск: СибГАФК, 2000. 430 с.
46. Управление движением / Под ред. А.А. Митькина. - М.: Наука, 2000. - 68 с. 58
47. Физическая культура в школе. - 2000. - №1. - С. 5 -11.
48. Филиппович, В.И. Двигательная ловкость / В.И. Филипович // Легкая атлетика. 2000. - №7. - С. 12-16.