Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе

Работа №149542

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития координационных
способностей у обучающихся 11-12 лет 7
1.1. Координационные способности, их виды и классификации 7
1.2. Возрастные особенности физического развития обучающихся 11-12 лет 17
1.3. Методы и средства развития координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры 23
Выводы по первой главе 32
Глава II. Организация и методы исследования 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 37
Выводы по второй главе 39
Глава III. Экспериментальная проверка результативности
комплексов физических упражнений для развития
координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе 40
3.1. Апробация комплексов физических упражнений для развития координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе 40
3.2. Результативность комплексов физических упражнений для развития координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе 51
Выводы по третьей главе 61
Заключение 62
Список использованных источников 64


Актуальность. В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в образовательные организации, проблема совершенствования физического воспитания школьников остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания обучающихся в школах функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями.
Рядом ученых-исследователей (Е.Я. Бондаревский, О.П. Панфилов, В.С. Гурфинкель, В.И. Лях), проведены исследования по выявлению наиболее чувствительных (сенситивных) периодов в развитии координационных способностей у школьников. Исследования показали, что координационные способности в определенные возрастные периоды более чувствительны, легче и эффективнее поддаются тренировке. Сенситивным периодом для лучшего развития координационных способностей у школьников является возрастной период с 7 до 12 лет. В научной и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «координационные способности». На наш взгляд, данное противоречие обусловлено неоднозначным пониманием авторами сущности координационных способностей. В специальной литературе изучение общих закономерностей возрастного развития двигательных качеств и возможностей управления движениями уже давно находится в центре внимания представителей различных областей науки (И.Л.Бернштейн, Л.И. Быкова, Э.С.Вильчковский, В.М. Волков, Л.П. Матвеев, Е.Ф. Орехов, А. Патрикеев и др.).Существенный вклад в развитие представлений о механизмах управления движениями внесен исследованиями Н.Л. Бернштейна. Значительное количество работ посвящено данным вопросам в теории и методике физической культуры (В.Д. Донской, В.Н. Платонов, Л.В.Самсонова и др.). Особое внимание уделяется изучению сущности координационных способностей, их структуры, классификации, методики развития о диагностики (М.О. Гурвич, Н.И. Озерецкий, В.И. Лях, К.С. Платонов, Е.А. Флейшман и др.).В результате проведенных исследований (В.К. Бальсевич, В.М. Волков, С.И. Завьялов, В.П. Филин и др.) при анализе онтогенеза выявлен ряд особенностей морфофункциональных изменений организма в пределах различных возрастных периодов, что нашло своё отражение в понятии «гетерохронности».
Развитие физических качеств у школьников в немалой степени зависит от возрастных особенностей восприимчивости к овладению соответствующими двигательными умениями и навыками. Школьной программой по физической культуре предусматривается обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у обучающихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных и спортивных играх. Педагогические воздействия, направленные на развитие координационных способностей, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в младшем подростковом возрасте (11-12 лет), который, по-видимому, является ключевым для координационно-двигательного совершенствования. Упущенные в этот период возможности развития координационных способностей едва ли можно наверстать позднее, поэтому учителя и родители должны позаботиться, чтобы эти годы использовать как можно более плодотворно для развития координационных способностей.
Нами было выделено противоречие между повышением требований к уровню координационных способностей обучающихся в современных условиях с одной стороны, и недостаточной разработанностью методик развития данных способностей на уроках физической культуры в школе - с другой. Данное противоречие актуализирует проблему развития координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе. Обозначенные противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе».
Объект исследования: процесс развития координационных способностей обучающихся в школах.
Предмет исследования: развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность комплексов физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе.
Гипотеза исследования. Процесс развития координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе будет более эффективным, если будут:
- проанализированы и охарактеризованы средства и методы развития координационных способностей обучающихся в школах, выявлены анатомо-физиологические особенности обучающихся 11-12 лет для развития их координационных способностей;
- составлены комплексы физических упражнений, направленные на развитие координационных способностей обучающихся 11 -12 лет на уроках физической культуры в школе;
- экспериментально проверены составленные комплексы физических упражнений, направленные на развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать комплексы физических упражнений, направленные на развитие координационных способностей обучающихся 11 -12 лет на уроках физической культуры в школе;
3. Экспериментально проверить составленные комплексы физических упражнений, направленные на развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описан процесс развития координационных способностей обучающихся 11-12 лет, рассмотрены и проанализированы различные виды методов, средств и упражнений по развитию координационных способностей обучающихся 11-12 лет, составлена комплексы физических упражнений, направленные на развитие координационных способностей у школьников выделенной возрастной группы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и практической апробации программы развития координационных способностей обучающихся 11-12 лет.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников (50 источников), 4 таблиц, 6 рисунков, 70 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На основе проведённого в работе исследования учебно-методической литературы можно сделать следующие выводы: координация движений является наиболее общим понятием в системе управления двигательными действиями, а ловкость характеризуется взаимосвязью центральной нервной системы с двигательными действиями, а координационные способности, проявляющиеся в таких двигательных действиях, являются частным выражением ловкости или координации движений.
Координационные способности человека разнообразны и специфичны, их можно дифференцировать на отдельные группы по особенностям проявления, критериям оценки и факторам, которые их обуславливают.
Можно выделить следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей: способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений; способность к сохранению равновесия; чувства ритма; способность к ориентированию в пространстве; способность к произвольному расслаблению мышц; координированость движений (ловкость).
2. Разработанный нами комплексы физических упражнений предлагают применение специальной системы упражнений, направленных на развитие координационных способностей.
В ходе педагогического эксперимента было реализовано четыре основных направления развития координационных способностей.
Первое направление преимущественно связано с систематическим обогащением двигательного опыта занимающихся при помощи общеподготовительных упражнений.
Второе направление связано с преодолением координационных трудностей, возникающих в процессе выполнения двигательных действий, развитие и совершенствование точности движений
Третье направление связано с выполнением специализированных упражнений для развития и совершенствования силового критерия координационных способностей.
Четвертое направление включает в себя систему полосы препятствий, требующих выполнение сложной координации.
4. В результате педагогического эксперимента была подтверждена эффективность разработанного нами комплекса физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе.
Уроки физической культуры с использованием специальных упражнений, направленных на развитие координационных способностей способствовали значительному повышению показателей координационных способностей в акробатических упражнениях. У девочек 11-12 лет экспериментальной группы прирост показателя составляет 29%, у мальчиков прирост показателя составляет 30%.
В экспериментальной группе способствовали значительному повышению показателей координационных способностей в циклических локомоциях. У девочек прирост показателя составляет 29%, у мальчиков прирост показателя составляет 21%.
Результаты координационных способностей в баллистических движениях с акцентом на дальность метания, в экспериментальной группе девочек и мальчиков показатели выросли на 30%.
Проведение педагогического эксперимента способствовало значительному сдвигу в показателях координационных способностей в спортивно-игровых двигательных действиях. Скорость выполнения тестового упражнения девочек экспериментальной группы улучшилась на24%, у мальчиков на 25%.
Полученные данные в экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента являются статистически значимыми.
В контрольной группе полученные различия статистически недостоверны.



1. Алексеева Е.Н., Колесников А.Р. Командные подвижные игры как средство развития координационных способностей юных баскетболистов // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 12 (47). - С. 62-63.
2. Андрианов М.В., Пильщикова У.В. Особенности развития
координационных способностей юных горнолыжников // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: материалы XIII Международной научно-практической конференции (28-30 января 2019 г., г. Смоленск). -
Смоленск, 2019. - С. 240-242.
3. Бабайкина Е.П., Федотова Г.А. Акробатические упражнения как средство развития координационных способностей обучающихся волейболу // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 35-2. - С. 14-20.
4. Баранова Е.А., Самойлова Н.И. Развитие координационных способностей у детей младшего и среднего школьного возраста методом круговой тренировки // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. - 2014. - № 1. - С. 30-34.
5. Беляева А.Р. Методика совершенствования координационных способностей// Электронный научный журнал. 2016. № 9 (12). С. 445-447.
6. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.pseudology.org/health/bershtemlovkost.pdf(дата обращения 05.03.2020)
7. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений:
избранныепсихологические труды. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.koob.ru/bertstein n/biomechanics physiology(дата обращения
02.03.2020)
8. Бойченко С.Д., Карсеко Е.Н., Леонов В.В., Смотрицкий А.Л. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003n8/p15-18.htm(дата обращения 25.04.2020)
9. Ботяев В.Л. Научно-методическое обеспечение отбора в спорте на основе оценки координационных способностей: дисс. .. докт. пед. наук: 13.00.04 / В.Л. Ботяев. - Сургут, 2015. - 415 с.
10. Брусенцев С.В., Гаврюшкина М.Ю., Фаляхова В.Е. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста средствами гимнастики // Развитие личности в образовательном пространстве: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции (16 мая 2019 г., г. Бийск). - Бийск, 2019. - С. 211-214.
11. Бубенщикова В.Г. Особенности развития координационных
способностей у школьников, занимающихся волейболом // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского
государственного университета: сборник статей (2-3 апреля 2019 г., г.
Нижневартовск). - Нижневартовск, 2019. - С. 94-97.
12. Бубякина Е.В. Развитие координационных способностей детей на уроках физической культуры // Научный альманах. - 2015. - № 11-2 (13). - С. 57¬59.
13. Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В. Координационные способности и факторы, влияющие на их развитие // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - С. 293-294.
14. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://www.studmed.ru/verhoshanskiy-yuv-osnovy-sfp-
sportsmenov 0748638ed25.html(дата обращения 02.03.2020)
15. Владимирова Е.В., Домолего Д.Н., Сень А.С. Развитие координационных способностей как способ развития физической подготовки с укреплением здоровья у детей и подростков // Экологическая безопасность, здоровье и образование: сборник научных трудов IX Всероссийской научно-практической конференции (22 апреля 2016 г., г. Челябинск). - Челябинск, 2016. - С. 62-67.
16. Григорьев О.А., Скрипкин А.Д. Развитие координационных
способностей у обучающихся 11-13 лет в процессе занятий в секции волейбола в школе // Инновационное развитие и потенциал современной науки: материалы Международной научно-практической конференции (17 февраля 2020 г., г.
Прага). - Прага, 2020. - С. 180-184.
17. Грызлова Л.В., Ботаницин Р.О. Использование игрового подхода в процессе развития координационных способностей юных спортсменов // ScienceTime. - 2016. - № 11 (35). - С. 131-135.
18. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
ййр8://па8ЙаисйеЬа.ги/у43348/гужаловский а.а. развитие двигательных скачеству школьников(дата обращения 02.03.2020)
19. Двейрина О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1. - С. 35-38.
20. Деушев Р.Х., Баландин В.А., Чернышенко К.Ю. Взаимосвязь показателей уровня развития специфических координационных способностей школьников 11-15 лет// Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2013. - Т. 15. - С. 21-25.
21. Деушев Р.Х., Баландин В.А., Чернышенко Ю.К. Информативность показателей координационных способностей учащихся 11 -15 лет // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2013. - Т. 15. - С. 26-30.
22. Жуков A.C. Критерии определения координационных способностей у детей //Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 7. - С.51-52.
23. Зданевич А.А., Шукевич Л.В. Развитие скоростных и координационных способностей школьников в возрасте 11-12 лет средствами игровой направленности// Физическая культура. Спорт. Туризм.Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 32-37.
24. Зубрилкин С.Д., Якимов С.С., Прекина Т.А. Характерные черты использования различных методик для улучшения развития координационных способностей // Эпоха науки. - 2019. - № 19. - С. 29-32.
25. Исмаилов Ш.О., Магомедов М.Г. Совершенствование методики развития координационных способностей у юных борцов на начальном этапе обучения // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (19 ноября 2019 г., г. Махачкала). - Махачкала, 2019. - С. 121-124.
26. Кирьякова Е.А., Чузова Е.С. Развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры // Студенческий вестник. - 2019. - № 44-1 (94). - С. 68-70.
27. Коломиец А.П. Поэтапный подход к формированию координационных и скоростных способностей школьников с применением координационной лестницы // Наука-2020: Физическая культура, спорт, туризм. - 2020. - № 3 (28). - С. 44-47.
28. Корчемкина А.Н., Свинар Е.В. Развитие координационных способностей с использованием «полосы препятствий» на занятиях единоборствами // Вопросы теории и методики профессионального образования: сборник статей научно-практической конференции (4 марта 2019 г., г. Ярославль). - Ярославль, 2019. - С. 85-89.
29. Кравцова Ж.З. Влияние акробатических упражнений на развитие двигательно-координационных способностей у подростков 13-14 лет, занимающихся айкидо // Студенческий вестник. - 2019 . - № 43-1 (93). - С. 36-40.
30. ЛяхВ.И. Координационныеспособности: диагностикаиразвитие
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://ksderbenceva.ucoz.ru/dokumenty/koordinacionnye sposobnosti diagnostika i razvitie.pdf(дата обращения 20.03.2020)
31. Магомедова Р.М., Пайзулаев М.К., Юсупов Н.А., Ибрагимова Ш.З.Развитие координационных способностей юных спортсменов в учебно-тренировочном процессе школьной секции по волейболу// Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (19 ноября 2019 г., г. Махачкала). - Махачкала, 2019. - С. 134-136.
32. Мартиросова Т.А. Игровая деятельность учащихся младшего школьного возраста как средство повышения их физической подготовленности (на примере баскетбола) // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 7 (51). - С. 104-108.
33. Мартиросова Т.А., Поборончук Т.Н., Трифоненкова Т.А. Физическая
активность молодого поколения как фактор укрепления здоровья // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием (15-16 ноября 2019 г., г. Сургут). - Сургут, 2019. - С. 331-335.
34. Матвеев Л.П.Теория и методика физической культуры (общие основы
теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм
физическойкультуры)[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
URL: https: //bms7 .ru/custom/default/books/book 1 .pdf(дата обращения 25.03.2020)
35. Никитин А.С., Симанина С.В., Архипов А.Е., Скрыпникова
Е.А.Использование специальных упражнений для развития координационных способностей юных волейболистов// Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (19 ноября 2019 г., г.
Махачкала). - Махачкала, 2019. - С. 138-141.
36. Никитушкин В.Г., Малиновский С.В., Разинов Ю.И., Аулова А.В. Формирование координационных способностей детей 4 -12 лет // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 2. - С. 25-29.
37. Пестрикова Д.О. Развитие координационных способностей у слабослышащих подростков // Фундирование инновационных подходов к
здоровьесбережению, обучению, социальной адаптации и реабилитации различных категорий населения: материалы Международной научно¬
практической конференции (29 апреля 2019 г., г. Липецк). - Липецк, 2019. - С. 116-119.
38. Реутова О.В., Григорьева Е.Л. Акробатика как средство развития ловкосных и координационных способностей у детей младшего школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 79-81.
39. Сабанцева Т.В. Педагогические приемы и значения развития координационных способностей студентов-хореографов // Культурное пространство русского мира. - 2019. - № 2 (10). - С. 140-147.
40. Серых М. Развитие координационных способностей средствами баскетбола // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 октября 2019 г., г. Казань). - Казань, 2019. - С. 199-202.
41. Снежницкая В.В., Бурханова И.Ю., Стафеева А.В. Оптимизация учебного процесса по физической культуре на основе использования современных физкультурно-спортивных технологий // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. -С. 271-275.
42. Тарасова Е.А., Халманских А.В. Развитие координационных способностей у лыжников-гонщиков 9-10 лет на начальном этапе подготовки // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации: материалы Международной научно-практической конференции (17-18 октября 2019 г., г. Тюмень). - Тюмень, 2019. - С. 207-211.
43. Толстоухов Я.Ф. Развитие координационных способностей у детей
среднего школьного возраста, занимающихся мини-
футболом//Физическоевоспитание и детско-юношеский спорт. - 2017. - № 2. - С. 30-33. 
44. Трофимов А.М. Психофизиологические икоординационных способностей// Ученые записки П.Ф.Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 240-244.
45. Троян Е.И. Использование полосы совершенствования координационных способностей // правоохранительных органах. - 2013. - № 1. - С. 43-45.
46. Хоанг К.М. Развитие координационных способностей у школьников 10-11 лет в процессе дополнительного образования (секции по гандболу) // Научный аспект. - 2019. - № 3. - Т.2. - С. 171-181.
47. Шишова С.В., Белицкий А.А., Маркидонов Ю.И., Колодина
И.А.Развитие координационных способностей дошкольников средствами физического воспитания игровой направленности// Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (19 ноября 2019 г., г.
Махачкала). - Махачкала, 2019. - С. 221-224.
48. Якимович Е.П., Немцова В.В., Ключников Д.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/view/131235429/?page=1(дата обращения 02.03.2020)
49. Savelsbergh G., Davids K., van der Kamp J., Bennett S.J. Development of Movement Coordination in Children: Applications in the Field of Ergonomics, Health Sciences and Sport. - Routledge, 2013. - 288 p.
50. SimonekJ. Coordination Abilities in Volleyball. - Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2014. - 80 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ