Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение показателей эмпатии и толерантности у подростков с разным локусом контроля

Работа №149538

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Широкий интерес к изучению характеристик личности подростков продиктован огромной важностью этого этапа онтогенетического развития.
Это период, когда у человека интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми.
В подростковом и юношеском периодах особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия и толерантность, как свойства личности, большинством исследователей рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. Успешные отношения между людьми возможны при наличии в людях именно этих качеств. Они являются основой конструктивного, положительного, дружеского общения, имеющего созидающее значение.
Большое значение для межличностного взаимодействия подростка и для его личностного развития имеют показатели эмпатии, толерантности, а также локализация контроля за происходящие с ним события.
Несмотря на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у представителей различных возрастных групп носят скорее фрагментарный характер. Представления о развитии эмпатии в подростковом возрасте недостаточно полны и систематизированы. Тезис Т.П. Гавриловой о необходимости изучения генезиса эмпатии и на сегодняшний день не потерял своей актуальности [13, с. 156].
Подростковый возраст, в котором ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками, является периодом, когда человек получает некое целостное представление о себе, своих возможностях и особенностях, осознает свое сходство с другими людьми и свое отличие. Подросток смотрит на себя как бы со стороны, сравнивая себя с другими, и ищет при этом критерии такого сравнения. Это позволяет ему выработать собственные критерии оценки себя и других. Формируется новая система взаимоотношений, устанавливаются качественно иные связи с окружающими с учетом новых возможностей и их ограничений. Для подростка важно понимать состояние и мотивы поведения другого человека. Способность к эмпатии основывается, как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, «потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать» [21, с. 537].
Эмпатия играет важную роль в становлении личности подростка. Она способствует установлению межличностных контактов, влияет на формирование нравственных качеств, способствует принятию ценностей других людей.
В результате влияния множества социальных и психологических факторов в подростковом возрасте активно формируется такая интегральная характеристика его личности как толерантность/интолерантность. Она определяет позитивный или негативный взгляд человека на мир. Толерантность определяют общую позитивную направленность личности, в основе которой лежит способность человека устанавливать конструктивные и позитивные отношения с другими, а также формировать позитивный образ самого себя. В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. Именно в этом возрасте формируются нравственные принципы, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении.
Локус контроля, как обобщенная характеристика, регулирует многие аспекты поведения подростка, определяя степень его самостоятельности и активности, а также развитие чувства личной ответственности за происходящие с ним события. Эта характеристика личности играет важную роль в формировании межличностных отношений, оказывая влияние на все аспекты межличностного взаимодействия.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Локализация контроля, как обобщенная характеристика, регулирует многие аспекты поведения человека, определяя степень его самостоятельности и активности, а также развитие чувства личной ответственности за происходящее. Эта характеристика личности оказывает влияние на все аспекты межличностного взаимодействия.
В своей теории Дж. Роттер предполагает, что индивиды с интернальным локусом контроля ведут себя целенаправленно и последовательно, упорно преодолевают трудности и склонны соблюдать социальные нормы. Однако многие исследователи считают невозможным противопоставление внутренних и внешних причин действий людей без их дополнительного уточнения.
В проведенном нами исследовании была предпринята попытка связать эмпирические данные о локализации контроля с такими характеристиками личности подростков, как эмпатия и толерантность.
Полученные данные свидетельствуют о том, что локализация контроля влияет на показатели коммуникативной толерантности подростков. Но это влияние не однозначное. Внутренний локус контроля у подростков не всегда связан с толерантным отношением к другим людям. Уверенные в себе интернальные подростки проявляют стремление влиять на партнера по общению, воспитывать его, ориентируя на свои собственные качества, используя себя в качестве эталона.
Результаты ряда исследований, направленных на изучение эмпатии, свидетельствуют о тесной связи эмпатийности с локусом контроля. В нашем исследовании, проведенном на подростковой выборке, такие данные не нашли подтверждения. Полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости изучения других характеристик личности подростков, которые могли бы уточнить психологические закономерности, связанные с показателем локуса контроля.


1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004 - 56 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреев. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
3. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. - М., 1999. - 271 с.
4. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности. // Вопросы психологии, 2003. - №4. - С. 11-13.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений - М.: Апрель пресс, ЭКСМО- Пресс, 1999. - 512с.
6. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности - М.: Владос, 2004. - 246 с.
7. Бенеш Н.Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество // Альманах современной науки и образования. - М., 2007. - №1. - С. 49-51.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Наука. - 1991.
10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: изд-во Московского ун-та, 1976. - 142 с.
11. Волчкова Н.И. Особенности эмпатии у современных подростков // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс] URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/705
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. Детская психология - М., 1984. - 432 с.
13. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С.147-158.
14. Елисеев О.П. - Локус контроля / Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С. 413-417.
15. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.- М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 448 с....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ