ГЛАВА 1. ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФИЛЬНОМ
БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1 Особенности организации и реализации проектной деятельности
школьников в процессе обучения биологии 9
1.2 Условия осуществления проектной деятельности в профильном
образовании 14
1.3 Методы проектного обучения биологии 20
1.4 Критерии оценки результатов проектной деятельности 23
1.5 Проектный метод как механизм профессиональной ориентации
школьников 27
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 32
2.1 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 33
2.2 Формирующий этап эксперимента 45
2.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 47
Выводы по главе 2 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Применение проектной технологии в системе образования на данный момент не является чем-то в корне новым, революционным. Актуальным в отношении проектной технологии является изучение влияния ее применения в различных областях знаний, оценка положительных и отрицательных сторон применения. Опыт, полученный при применении проектной технологии в современной школе на уроках биологии и уроках биологической направленности, показывает, что в зависимости от форм внедрения проектной технологии в учебный процесс, от применимых методов, от выбранных тем зависит изменение уровня мотивации, раскрытие творческого потенциала, направленность интереса учащихся (профориентация) для дальнейшего выбора будущей процессии.
Известно, что метод проектов возник в XVI веке. Изначально проектная технология начала использоваться при обучении предметам творческой направленности (архитектурные школы, академии художеств). Одно это уже говорит о направленности этой технологии на развитие творческих способностей.
Для удовлетворения запросов современного общества проектная технология получила свое широкое распространение после внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Метод проектов позволяет выявлять самых способных учеников при выполнении заданий базового уровня и в дальнейшем предоставлять им для выполнения более сложные задания, которые помогают учащимся понять направленность профессиональных требований и дают возможность использовать знания, которые были получены в рамках общеобразовательной программы.
К важнейшим задачам модернизации образования относится разноплановое, разностороннее развитие учащихся, их склонностей, умений и навыков, формирование и развитие навыков адаптироваться к непрерывно
меняющимся условиям окружающей реальности. Решить эти задачи помогает дифференциация содержания образования.
Дифференциация необходима на всех этапах образовательного процесса (особенно на этапе профильного образования). Дифференциация содержания, форм обучения, а также методов зависит оттекущих интересов и склонностей учащихся.
Определенную степень дифференциации содержания образования помогает добиться применение проектной технологии. Внедрение проектной технологии в образовательную деятельность позволяет изменять уровень мотивации к учению. Конечно, проектная технология не является единственным фактором в изменении уровня мотивации, но занимает не последнее место. В данной работе рассматривается применение проектной технологии в профильном биологическом образовании. Биология как наука обладает большим потенциалом в привлечении внимания школьников к интересным фактам, биологическим процессам, законам природы. Она широко использует межпредметные связи, аналогии, возбуждает активное мышление, любознательность, пробуждает эмоциональную сферу, тягу к изучению нового тем самым повышая уровень мотивации учения.
Одной из задач педагога является воспитание у школьников конкурентоспособности при постоянных изменениях жизни. Для этого педагогу необходимо формировать у учащихся способность занимать субъектную позицию по отношению к выполняемой деятельности, а также по отношению общения с окружающими и по отношению к самому себе. Формирование субъектной позиции происходит только в процессе активной творческой деятельности, что в условиях современного образования невозможно сделать без применения проектной технологии.
Анализ имеющегося опыта обучения биологии демонстрирует, что в процессе обучения школьников нарушается соотношение между интенсивностью воздействия учителя учебную деятельность учащегося и собственной учебно-познавательной активностью последнего....
В ходе проведённого исследования установлено, что применение проектной технологии в профильном биологическом образовании является актуальным в современной педагогической теории и практике.
Основные итоги исследования заключаются в следующем:
1. Показано положительное влияние использования проектной технологии в биологическом образовании на повышение уровня творческой активности, уровня мотивации к учению.
2. Формирование мотивации к учению школьников в процессе обучения происходит при активизации эмоциональной сферы учащегося и мотивационного потенциала уроков.
3. Проведение уроков биологического профиля с использованием современных образовательных технологий способствует созданию профориентационной среды.
Критериями и показателями динамики формирования учебной мотивации школьников в процессе обучения дисциплинам биологического профиля служат такие, как высокий уровень заинтересованности предметом, активное участие в процессе урока, и, как правило, положительные оценки во время всего процесса обучения.
Проблема повышения творческой активности и мотивации к учению школьников является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего осмысления и поиска новых способов совершенствования образовательного процесса.
Изучение профориентационного взгляда учащихся очень важно проводить на этапе профильного обучения для того, чтобы учащиеся могли максимально раскрыть свои склонности и способности для последующего продолжения образования.
Перспективы дальнейшего исследования основаны на продолжении
изучения влияния проектных технологий на профессиональную ориентацию
54
учащихся, так как влияние на профориентационный взгляд позволяет не
только предоставлять обществу высококвалифицированных и
заинтересованных в своей деятельности членов общества, но и наиболее
полно раскрывать свои способности каждой отдельно взятой личности.
1. Алексеев, С.В. Экологический практикум школьника: учебное пособие для учащихся. Самара: Учебная литература, 2005. 304 с.
2. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №1. С.41-45.
3. Андреева О.Л. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии с использованием информационных технологий // Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения / под ред. А.И. Чучалина [и др.]. Томск, 2011. С.193-195.
4. Бахарева С.Р., Семина Н.В., Вергун А.А. Особенности организации профильного обучения биологии в условиях предуниверсария // Актуальные проблемы химического и биологического образования. 2019. С.63-65.
5. Биологическое и экологическое образование в школе и ВУЗе: теория, методика, практика / под ред. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2017. 369 с.
6. Бокарева Е.А. Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии // Педагогика высшей школы. 2017. №41 (101). С.70-71.
7. Бутова А.В. Организация профориентационной работы с учащимися посредством выполнения индивидуальных проектов // Региональное образование: современные традиции. 2019. №1 (37). С.61-64.
8. Вегержинская О.А., Прошина И.И. Обучение учащихся средней (полной) общей школы по индивидуальным учебным планам: из опыта работы // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. 2013. №2(22). С.87-92.
9. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении [электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1997. №3.
10. Викторов В.П., Теремов А.В. Профильное обучение биологии в школе: теория и практика реализации // Наука и школа. 2018. №2. С.14-20.
11. Виненко В.Г. Синергетика в школе // Педагогика. 1997. №2. С.55-60.
12. Гауч О.Н. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся школы в условиях внедрения федеральных государственных стандартов // Научный диалог. 2016. №10 (58). С.324-335.
13. Глушенкова А.В., Харламова И.Э. Исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения / под ред. А.И. Чучалина [и др.]. Томск, 2011. С.3-7.
14. Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012.
15. Дьячкова Н.А. Применение информационных технологий в преподавании биологии на профильном уровне // Наука через призму времени. 2019. №3 (24). С.73-77....54