Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие математической речи младшего школьника при изучении нумерации чисел первого десятка

Работа №149534

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития математической речи младших школьников при изучении нумерации чисел первого десятка 6
1.1 Актуальность проблемы развития математической речи младших школьников в свете ФГОС НОО 6
1.2. Развитие математической речи младших школьников при изучении
чисел первого десятка 9
1.3. Изучение нумерации и основные этапы обучения числам первого
десятка на уроках математики в первом классе 14
Глава 2. Методика развития математической речи младших школьников
2.1. Особенности развития математической речи младших
школьников 22
2.2. Методика изучения нумерации чисел первого десятка 25
2.3. Методы развития математической речи и их применение в
современной школе 38
2.4. Апробация разработанной системы заданий в школе 44
Заключение 48
Список литературы 50

В настоящее время в практику работы школы внедряется федеральный государственный образовательный стандарт. Основной целью этого стандарта является развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД) при изучении всех учебных дисциплин, в том числе, и математики. Овладение учениками системой этих действий позволит школьникам самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, что приведёт к умению самостоятельно осуществлять деятельность учения, «научиться учиться». Необходимым условием формирования УУД при обучении математике является развитие математической речи учащихся: новый стандарт выделяет речь как необходимый компонент личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В частности, отмечается необходимость развития школьниками математической речи.
Развитие математической речи школьников как одна из целей математического образования обсуждается в теории и методике обучения математике всеми авторами учебников по методике преподавания математики. В научно-методической литературе имеется ряд работ, посвящённых развитию речи в целом и разным аспектам развития математической речи школьников. Развитию речи посвящено множество работ психологов.
Вопросом развития математической речи учащихся занимались М. К. Аминова, А. А. Борисенко, Ю. Б. Великанов, И. А. Гибш, Б. В. Гнеденко, О. Б. Епишева, Т. А. Иванова, Ю. М. Колягин, В. А. Кузнецова, Н. А. Курдюмова, В. В. Репьёв, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, А. Я. Хинчин, Р. С. Черкасов, Д. В. Шармин и др. Не смотря на значительный вклад указанных авторов в развитие математической речи школьников, анализ имеющихся работ показал, что: - в настоящий момент в теории и методике обучения математике нет системного взгляда на решение этой проблемы. В литературе содержатся лишь частные рекомендации по развитию математической речи, к тому же большая их часть относится к речи устной, а также к речи учителя как эталона правильной математической речи для ученика; - нет достаточной опоры на психологические исследования речи и на современные теоретико-методические концепции обучения математике; - не достаточно анализируется учебная математическая деятельность самого ученика, которая обуславливает развитие всех его психических процессов, в том числе, и речи. Вместе с тем авторы отмечают, что без достаточно развитой математической речи школьники не смогут стать активными участниками процесса обучения, поскольку математическая речь позволяет обеспечить: деятельностную составляющую процесса обучения, развивать мышление учащихся, диагностировать степень понимания учащимися материала, улучшить общение между учителем и учениками, и т.д. В результате мы пришли к выводу о том, что в настоящее время в методике обучения математике сложилось противоречие между необходимостью развития математической речи учащихся как важного условия достижения стратегических целей образования в целом и математического в частности, и недостаточной разработанностью для этого теоретико­методической концепции, и, как следствие, адекватной ей методики. Необходимость разрешения этого противоречия определяет актуальность проблемы исследования.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся первого класса.
Предмет исследования - развитие математической речи младших школьников при изучении нумерации чисел первого десятка.
Цель исследования заключается в разработке системы упражнений, направленных на развития математической речи первоклассников при изучении чисел первого десятка.
В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить проблему исследования по литературным источникам и школьной практике.
2. Разработать систему заданий на развитие математической речи первоклассников при изучении нумерации чисел первого десятка.
3. Апробировать разработанную систему заданий в школьной практике.
Для решения сформулированных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ имеющихся источников, связанных с темой исследования непосредственно или потенциально (работа с литературой, стандартами, учебниками, отбор наиболее эффективных задач и т.д.);
• метод наблюдения (за учениками, работой учителей на уроках);
- эксперимент (при апробации разработанной методики на практике).
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, а также федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал, необходимость развития математической речи у школьников. Эта необходимость обуславливается разными причинами: математическая речь является важным фактором формирования личностных, метапредметных и предметных УУД; учёные- методисты отмечают развитие математической речи как необходимое условие обучения математике; учителя математики говорят о необходимости развития математической речи у школьников. Однако в методике преподавания математики нет достаточно систематических исследований, посвящённых этому вопросу. В имеющихся работах, приводятся рекомендации частного характера, и, чаще всего, рассматривается речь учителя, а не речь ученика. Таким образом, математическая речь является целью и средством обучения математике. Её развитие является важным аспектом процесса обучения. С точки зрения психологии, развитие речи в целом способствует развитию всех высших психических функций, и, прежде всего, мышления. Развитие речи неотделимо от развития мышления, а значит развитие математической речи возможно только в совокупности с развитием математического мышления учащихся.
В результате проведённого теоретического анализа нами были выделены условия формирования математической речи:
• развитие математической речи школьников неотделимо от процесса развития его мышления;
• понимание смысла предметного содержания;
• владение математическим языком и математической символикой;
• речь учителя как образец правильной математической речи.
Определены качества математической речи школьников:
содержательность; понимание сказанного; владение математическим языком и математической символикой; владение способами построения математических высказываний; владение логической составляющей математической деятельности. Выделены критерии математической речи школьников: содержательность; осознанность, осмысленность речи; логичность и лаконичность высказываний; владение математическим языком: его алфавитом, синтаксисом и семантикой.
Была разработана система заданий направленных на развития математической речи школьников.
Разработанные задания были апробированы на практике, при проведении уроков в школе. Результаты исследования показали положительную динамику развития математической речи школьниками, повышение общего уровня успеваемости учащихся. Это подтвердилось в результате наблюдения за учениками первого класса в конце второй четверти.


1. Александрова Э.И. Методичка обучения математики в начальной школе 1 класс. - М.Е Изд-во Вита, 2013. - Методическое пособие + CD-ROM.
2. Александрова Э.И. Условия успешной реализации стандарта в первые месяцы изучения математики // Начальная школа. - 2011. - №9. - с.31
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. Пособие для учащихся школ. отд-ий пед. уч-щ / Под ред. М.А. Бантовой - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1984
4. Бельтюкова Г.В. Первый концентр - числа от 0 до 20 // Начальная школа. - 1992. - №1. - С. 24-27.
5. Быкова Т.П. Овладение навыком смыслового чтения как метапредметный результат обучения матема тики // Начальная школа. - 2012. - №8. - с.37
6. Быкова Т.П. Черногрудова Е.П. Исследовательский проект «Однозначные числа в русских пословицах» // Начальная школа. - 2013. - №11. - с. 71
7. Вапняр Н.Ф., Чекин А. Л. Число и цифра. К вопросу о терминологии // Начальная школа. -1991. - №8. -
8. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей: Кн. Для учителя и родителей. - М.: Знание, 1993. -
9. Гаврилова Маргарита Алексеевна. Теория и методика обучения математике (Проблемы учащихся в процессе обучения математике): Учеб. пособие для вузов/ М.А. Гаврилова. М-во образ. РФ. ПГПУ - Пенза, 2004
10. Горчаков, А. С. Критерии и качества математической речи школьников / А.С. Горчаков // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Выпуск 14: Периодический межвузовский сборник научно-методических работ. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. - С. 376-384.
11. Горчаков, А. С. Развитие математической речи школьников в контексте теории поэтапного формирования умственных действий / А. С. Горчаков // Известия Волгоградско го государственного педагогического университета, 2012. Т.71, №7. - С. 70-73.
12. Григорьева Ж.В. Развитие визуального мышления первоклассников на первых уроках математики // Начальная школа. - 2011. - №8. - с.42
13. Депман И.Я., Виленкин И.Я. За страницами учебника математики. - М., 1989. -
14. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики. - М. 1995. -
15. Иванова Т.И. Моделирование состава чисел в пределах 10 // Начальная школа. - 2004. - №10. -...53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ