ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО АСТРОНОМИИ
1.1. Практические основы астрономии 4
1.2. Движение небесных тел 8
1.3. Методы астрофизических исследований 11
1.4. Природа тел Солнечной системы 14
1.5. Солнце и звезды 18
1.6. Строение и эволюция вселенной 21
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА АСТРОНОМИИ
2.1. Плакаты 24
2.2. Карты 27
2.3. Макеты 29
2.4. Лабораторные работы по астрономии 31
2.4.1. "Солнечные пятна" 32
2.4.2. "Луна - спутник Земли" 36
2.5. Экскурсии в кабинете астрономии 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Физическое школьное образование требует от обучающего освоения базового школьного курса физики на уровне понимания физической сущности процессов и явлений, законах и теорий открытых в земных условиях и наблюдаемых во всей Вселенной. Количество часов, отводимых на изучение астрономии в школе мало, поэтому особую роль здесь играют различные методические и наглядные пособия. В связи с этим, тема бакалаврской работы, посвященная методическому обеспечению кабинета астрономии является актуальной.
Кроме соблюдения стандартных требований, касающихся инженерностроительных, санитарных и эстетических норм, оборудование кабинета астрономии, как одной из наиболее сложных для понимания и усвоения дисциплин, должно состоять из большого количества наглядных пособий. Не стоит также забывать о приборах для научных исследований, аппаратуры, позволяющей хранить, обрабатывать и воспроизводить полученные данные.
Таким образом, цель данной работы заключается в составлении перечня оборудования, научных пособий и рекомендаций, необходимых для учителей для преподавания астрономии в современной школе, а также повышении интереса школьников к изучению астрономии через использование на уроках дополнительной анимации небесных светил, лабораторных работ, а также наглядных пособий. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу, необходимую для раскрытия тематики и проблематики заявленной цели.
2. Описать уже существующие на сегодняшний день проблемы в изучении астрономии и предложить пути их решения.
3. Составить список методического обеспечения кабинета астрономии.
4. Разработать дополнительные практические задания для полного, качественного и интересного изучения астрономии.
Тема данной работы действительно очень интересна своей неординарностью, актуальностью и безграничностью. Конечно, в одной выпускной работе нельзя перечислить и затронуть все новые разделы и темы, которые появились в астрономии. Детально получилось разобрать лишь основные факторы, которые обязательно должен учитывать учитель в составлении учебной программы для астрономии.
Итак, можно сделать вывод, что оборудование кабинета астрономии в современной школе - важная задача не только школы в целом, но и учителя в частности. Ведь оборудование кабинета астрономии учебными телескопами, или, по возможности, школьной обсерваторией и использование их в образовательном процессе способствует взрывному росту интереса учащихся к точным и естественным наукам.
Таким образом, цель данной работы, заключавшаяся в составлении перечня оборудования, необходимого для преподавания в современной школе, выполнена. Методическое обеспечение должно состоять из научной литературы, наглядных плакатов, демонстрационных фильмов, телескопов, а в лучшем случае целого кабинета для астрономии или даже школьной обсерватории. Конечно, проблем ещё предстоит решить немало, например, оснащение каждой школы дополнительным оборудованием, которое является достаточно дорогостоящим в наше время. Однако, как мне кажется, лучше потратить средства на благо и воспитать всесторонне развитое поколение, чем стоять на одном месте и на вопросы о космосе загадочно отводить взгляд.
1. Герасимов И.А., Мушаилов Б.Р. «Небесная механика. Общий курс». Москва. 2007г. - 550с.
2. Сильченко О.К. «Происхождение и эволюция галактик», Москва, 2017г. -
224с.
3. Засов А.В., Постнов К.А. «Курс общей астрофизики» (2-е изд.: Фрязино: Век 2), 2011г. - 192с.
4. Сурдин В.Г. «Небо и телескоп», М.: Физматлит, 2009г. - 424 с.
5. Пантелеев В.Л. «Физика Земли и планет», курс лекций, МГУ им. Ломоносова, Москва, 2001г. - 118с.
6. Вайнберг С. «Космология», Издательство Либроком, 2013г. - 340с.
7. Виленкин А. «Мир многих миров. Физики в поисках параллельных вселенных», Издательство Астрель, Corpos, 2010г. - 256с.
8. Румянцев А.Ю. «Методика преподавания астрономии», курс лекций, Магнитогорск : МаГУ, 2001г. - 188с.
9. Страут Е.К. «Школьная астрономия», методические рекомендации по изучению астрономии, Просвещение/Учлит, 2017 г. - 80с.
10. Холшевников К В, Питьев Н П, Титов В Б. «Притяжение небесных тел». С-Пб: изд-во С-Пб университета, 2005г. - 110 с.
11. Пантелеев В.Л. «Теория фигуры Земли», курс лекций, МГУ им. Ломоносова, Москва, 2000г. - 98с.
12. Решетников В.П. «Почему небо тёмное. Как устроена Вселенная» (2-е изд.: Фрязино: Век 2), 2012г. - 220с.
13. Т. В. Ильина «Методические указания по проведению лабораторнопрактических работ по астрономии; ФОС ГАПОУ «Подмосковный колледж «Энергия», 2018г. - 28с.
14. Роджер Пенроуз, Стивен Хокинг «Природа пространства и времени», издательство Амфоора, 2016г. - 192с.
15. Арсенов О.О. «Параллельные Вселенные», М.: Эксмо, 2011 г. - 272с....25