ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие и назначение общественного контроля 8
1.2 Субъекты общественного контроля 19
1.3 Формы общественного контроля 29
2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
2.1 Проблемы и тенденции развития правовых основ об общественном
контроле 35
2.2 Проблемы общественного контроля на выборах 46
2.3 Пути совершенствования законодательства в сфере общественного
контроля 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Актуальность исследования назначения и форм общественного контроля в России проявляется в том, что организация общественного контроля как элемента системы защиты прав и свобод человека и гражданина, имеющего исключительное значение для противодействия коррупции и иных негативных социальных явлений, порождающих повсеместные существенные нарушения прав человека, возможна лишь при активном включении в их преодоление всех членов общества. Эффективность защиты прав и свобод человека и гражданина во многом зависит от соблюдения законодательства органами власти, а наличие контроля со стороны общества за их деятельностью, в свою очередь, способствует более точному исполнению и применению нормативных правовых актов органами власти. Помимо этого, использование в данных целях институтов гражданского общества в современной России позволяет сформировать полноценную практику применения форм общественного контроля как правозащитного инструмента.
Эффективность правового регулирования данной сферы, спорные вопросы правоприменительной практики, позволяют говорить о наличии проблемы регулирования данных отношений. Высокая значимость данного института в обществе приводит к необходимости защиты как самого общества, так и государства от всевозможных коллизий и пробелов законодательства в данной области.
Институт конституционного права, в целом, а также проблемы общественного контроля, в частности, стали объектом исследования многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: А.А. Лихолетова, Е.В. Медведева, Н.Н. Надежина, А.А. Павлова, Н.В. Панову, М.Н. Попова, Д.В. Прохоренко, А.Ф. Пьянкова, И.М. Середу, А.А. Соловьева, С.В. Суханова, Т.Д. Устинову, Е.В. Хромова, С.А. Чернякова, Ю.В. Чукичева, М.Д. Шапсугову, С.А. Щеглову и других отечественных деятелей юриспруденции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля.
Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля, а также правоприменительная практика в данной области.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем и противоречий общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением общественного контроля.
Задачами исследования выступают:
• определение понятия и назначения общественного контроля;
• характеристика субъектов общественного контроля;
• определение формы общественного контроля;
• выявление проблем и тенденций развития правовых основ об общественном контроле;
• выявление проблем общественного контроля на выборах;
• определение путей совершенствования законодательства в сфере общественного контроля.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса права в ВУЗах, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей. Материалы работы могут оказать при подготовке к научным конференциям и семинарским занятиям, в написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также статей.
В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов общественного контроля в России и в других странах.
Методологическая база исследования сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала, нормативно-правовых актов, официальных документов, литературных источников и публикаций. Это вызвало необходимость
применения разнообразных методов исследования, в числе которых системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный,
поисковый, а также метод сравнительного правоведения.
Структура работы продиктована целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Проведенное исследование назначения и форм общественного контрол! в России позволило выявить следующие проблемы и возможные пути их решений.
Представляется необходимы! внести в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» поправки направленные на устранение неточностей и внутренних несогласованностей. В частности, учитывая несовершенство использованного в Федеральном законе определения общественного контроля, предлагает в процессе дальнейшего совершенствования законодательства об общественном контроле учитывать законопроект, разработанный Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и нравам человека, в когорт! понятие общественного контроля раскрывалось следующим образом: «Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля по изучению, проверке и оценке деятельности лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, по осуществлению возложенные на них публичных полномочий на предмет ее соответствия общественным интересам».
В целях совершенствования законодательства об общественном контроле также необходимо внести в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» иные поправки, направленные на уточнение перечня субъектов общественного контроля, расширение перечня объектов общественного контроля путем включения в него, например, естественных монополий, публично-правовых компаний и муниципальный предприятий, устранение пробелов в правовом регулировании. В частности, необходимым представляется дополнительная регламентация форм общественного контроля. В этой связи большой интерес вызывает ранее уже упоминавшийся разработанный Правительством РФ проект комплексного закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле. Как представляется, в указанном проекте удачно сформулированы формы контроля и достаточно детально прописан механизм их реализации. Такой детальный подход к правовой регламентации форм контроля представляется достаточно эффективным, поскольку предоставляет правоприменителю готовые процессуальные механизмы. Формулировки, использованные в Федеральном закон: «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», к сожалению, не предоставляют правоприменителю такое разнообразие форм и столь детализированные механизмы. Учитывая схожую природу государственного и общественного контроля, представляется возможным внесение изменений в Федеральный закон путем заимствования из разработанного Правительством РФ проекта комплексного закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле наиболее удачных, применимых к общественному контролю, правовых конструкций.
Дальнейшее исключение каких-либо сфер деятельности из-под действия Федерального закона недопустимо. Напротив, совершенствование законодательства об общественном контроле возможно лишь в контексте придания Федеральному закону структурообразующего характера и распространения его действия на все сфере деятельности.
В целях устранения пробелов в законодательстве об общественном контроле представляется необходимым внесение изменений в иные федеральные законы. В частности представляется целесообразны! внесение поправок в административное и уголовное законодательства, где будет установлена ответственность за нарушения законодательства об общественном контроле. При разработке поправок в уголовное законодательство за основу можно взять правовой механизм, заложенный в ст. 144 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ, которая устанавливает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. При этом в целях конкретизации понятия «воспрепятствование» представляется целесообразным раскрыть указанное понятие в положениях Федерального закона, например, путем приведения перечня правонарушений. В такой перечень, в частности, могут быть включены такие нарушения, как неправомерный отказ в предоставлении информации субъектам общественного контроля либо предоставление неполной или недостоверной информации; ограничение доступа в места проведения общественных слушаний и общественных обсуждений. Вместе с тем данный перечень необходимо оставить открытым с учетом многообразия форм общественного контроля и возможных неправомерных действий или бездействия должностных лиц....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
3. Федеральный закон от 29.12.2014 № 474-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ». - 2015. -№1. -Ст. 27.
Научна! и учебна! литература
4. Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. - М.: РЮИД, 2000. - 528 с.
5. Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие / И.А. Алебастрова. - М.: Юрайт-М, 2001. - 638 с.
6. Дудко, И.Г. Влияние европейского права на конституционное право государств Центральной и Восточной Европы: Монография / И.Г. Дудко И.А. Гагаева. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 278 с.
7. Игитян, М.Ю. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / М.Ю. Игитян, С.Г. Камолов, А.В. Павлюк; Ответственный редактор С.Г. Камолов. - Москва: Издательство Фонда поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
8. Калашников, С.В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав человека в России: вопросы теории и практики / С.В. Калашников. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 162 с.
9. Камолов, С.Г. Информационные технологии для государственных служащих: Учебное пособие / С.Г. Камолов, П.В. Артемова. - Москва, 2017. - 215 с.
10. Ковлер, А.И. Европейская конвенция в международной системе защиты прав человека: монография. / А.И. Ковлер. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 304 с.
11. Конституция Европейского союза. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы: с комментарием / С.Ю. Кашкин. - М.: ИНФРА-М 2005. - 619 с.
12. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков,
B. Д. Бордунов. - М.: Статут 2015. - 848 с.
13. Нарутто, С.В. Конституционный судебный процесс: Учебник /
C. В. Нарутто С.Э. Несмеянова Е.С. Шугрина. - М.: Норма, 2014. - 4331 с.
14. Пчелинцев, С.В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов / С.В. Пчелинцев. - М.: Норма, 2006. - 479 с.
15. Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции: Монография / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2005. - 319 с....50