Введение 3
1 Теоретические и нормативно-правовые основы реализации политики
в области образования РФ 9
1.1 Система высшего профессионального образования в Российской
Федерации 9
1.2 Особенности формирования национальной модели образования ... 26
1.3 Реформа российского образования: выбор адекватной модели 35
2 Высшее образование в России: характерные аспекты 43
2.1 Анализ результатов реформирования системы высшего образования
в России на современном этапе 43
2.2 Международная практика трансформации высшего образования .. 51
2.3 Проблемы эффективности высшего образования в России 57
3 Основные тенденции развития системы высшего образования в
России 66
3.1.Оценка процесса реформирования высшего образования в России 66
3.2 Основные направления совершенствования управления в
условиях модернизации образования 83
Заключение 94
Список использованных источников 104
Приложения 111
Актуальность исследования. Система образования является отражением не только состояния общества, но и процессов, протекающих в нем на конкретном этапе. В настоящее время ситуацию в российском социуме можно назвать переломной, так как реформированием высшего образования запущены кардинальные преобразования самой образовательной парадигмы, как предметного содержания, так и комплекса идей и представлений. Эти преобразования провоцируют формирование новых «западных» жизненных стратегий и характеристик молодого поколения, как основы человеческого капитала экономики. В этой связи цели и задачи, поставленные в рамках реформирования системы образования, смогут обеспечить формирование нового типа личности с новым образовательным капиталом.
Реформа образования является в настоящее время одной из наиболее обсуждаемых тем, так как затрагивает интересы не только непосредственных участников образовательного процесса, но и каждого гражданина страны, а также потенциальных и действующих работодателей и государство в целом.
Актуальной проблемой является и определение соотношения понятий, характеризующих социальную динамику: «социальное изменение»,
«социальный процесс», «модернизация», «реформа». Нечеткость в определении их соотношения, подмена одного понятия другим приводят к неадекватной оценке процессов, происходящих сегодня в высшем профессиональном образовании.
Важной проблемой является и непроработанность адекватной системы показателей, используемых для оценки процесса реформирования и его результатов. Существующие показатели в большинстве случаев позволяют оценить лишь количественные аспекты реформы. Именно поэтому возникает необходимость разработки системы показателей, которая позволит оценить не только количественные, но и качественные стороны реформы высшего профессионального образования.
При изучении социальных оценок процесса и результатов реформирования высшего профессионального образования вне поля зрения социологов остается определение социальных оценок в контексте элементов общественного мнения, его состава и структуры, что также является важной теоретической проблемой.
Практическая проблема состоит в несоответствии между ожиданиями от реформы и достигаемыми результатами, так как на протяжении более чем двадцати лет реформирования цели преобразований постоянно корректируются и пересматриваются. В программных документах о реформе высшей школы заявлено реформирование системы, но система как раз и не изменяется, и, кроме того, определенные в документах цели и задачи и реально осуществляемые мероприятия не соответствуют друг другу.
Еще одной практической проблемой несоответствие между поставленными перед образованием задачами и качествами кадров, которые на практике должны реализовать мероприятия реформы. В условиях инновационного развития нашей страны не все руководители вузов и преподаватели обладают качествами, компетенциями для подготовки специалистов «новой формации». Происходит старение профессорско- преподавательского состава, которое усугубляется недостаточным притоком в вузы молодых специалистов высокой квалификации.
Наконец, третья проблема - несоответствие между высшим профессиональным образованием и запросами экономики и рынка труда. Данная проблема включает в себя несколько составляющих: подготовка выпускников не соответствует ожиданиям работодателей, многие выпускники не стремятся работать по специальности, диплом является необходимым статусным документом, но не всегда имеет реальное значение. Кроме того, высшее образование сегодня вынуждено ориентироваться на современные условия и запросы рынка, но каждые несколько лет данные
ориентации изменяются и устаревают....
Понятие образование весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.
Система образования - это модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления/
Сегодня российское образование находится в состоянии реформирования, сопровождающегося структурными изменениями на всех уровнях системы. Декларируемое «отставание» от Запада, попытки его «догнать» привели к тому, что инородные компоненты сегодня не просто слепо пересаживаются на отечественную почву, но и абсолютизируются с точки зрения своей содержательной составляющей. Подобный сценарий развития едва ли способен привести к положительному результату. Поэтому целесообразно задаться вопросом о правильности избранного направления реформирования, и о возможных вариантах развития ситуации. На наш взгляд, проблему выбора модели системы образования можно поставить как проблему «ориентации на себя» (т.е., на внутренние цели, задачи и интересы государства) или «ориентации на других» (т.е., на внешнеполитические задачи - интеграции в мировое сообщество, глобализации и пр.). В данном случае подобные формулировки частично могут быть соотнесены с типологией социального характера Дэвида Рисмена. «Ориентация на себя, означающая внутренний, а не внешний источник мотивации, большую свободу выбора целей, разнообразие средств их достижения...», говоря в целом, подразумевает концентрацию государства на внутреннем социально-экономическом контексте, социокультурных особенностях и потребностях общества. Подобная модель образования в случае ее реализации могла бы играть значимую роль в формировании единого национального, социального, политического и культурного пространства....
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 21.07.2015. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 г. № 51— ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 06.04.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145—
ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.11.2017. Доступ из
Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
4. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 №7— ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 11.01.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273— ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 18.02.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
6. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Филатова Л.М., Николаенко Е.А. Тенденции изменения общественного спроса на высшее образования в современной России // Вопросы образования. - 2016. - №3. - С. 88-111
7. Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Частный интерес в образовании и политика в области заработной платы учителей // Вопросы образования. - 2012. - №2. - С. 192-206.
8. Адольф В., Степанова И. Конкурентоспособность - показатель качества ВПО // Высшее образование в России. - 2017. - № 6. - С.77-79
9. Айтмухаметова И. Р. Высшее образование как фактор экономического развития России // Экономика образования. - 2015. - № 4.- С.39-48
10. Андреев А. «Национальная модель» университетского образования:
возникновение и развитие. Часть 1 // Высшее образование в России -
Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. - 2015. - № 1. - С. 156 - 169
11. Андреев А. «Национальная модель» университетского образования:
возникновение и развитие. Часть 2. // Высшее образование в России -
Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. - 2015. - № 2. - С. 111 - 119
12. Арапов М.В. Бум высшего образования: масштабы причины и следствия // Общественные науки и современность. - 2015. - №6. - С. 30-31.
13. Барабанова С.В., Зиятдинова Ю.Н. Проблемы и перспективы развития законодательства об образовании в условиях международной интеграции и глобализации // Право и образование. - 2016. - № 1. - С. 24-27
14. Баразгова Е.С, Черных Н.А. Готовность абитуриентов и студентов к
включению в процесс структурной модернизации высшего
образования: эмпирическая диагностика // Вопросы управления. - 2012. - №2. - С. 16
15. Барон Ж., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2015. - 352 с....66