Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научных данных о влиянии компьютерных игр на познавательную сферу младшего школьника
1.1. Познавательные процессы в младшем школьном возрасте 6
1.2. Компьютерные игры и их влияние на детей младшего школьного
возраста 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей познавательных процессов у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми
2.1 Описание схемы эмпирического исследования 37
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Выводы 57
Заключение 59
Список используемых источников 61
Приложения 66
Познавательная сфера человека является базисом всякой собственно человеческой активности и состоит, как принято считать в психологии, из комплексно функционирующих познавательных процессов-восприятия, памяти, мышления,воображения,внимания. Эти процессы, постепенно развиваясь в онтогенезе, в младшем школьном возрасте уже имеют свое полное представительство в психике ребенка, отличаясь, в то же время, своеобразием. Важнейшие изменения, происходящие в психике детей на данном возрастном этапе, связаны, прежде всего, с ведущей деятельностью - учением. Самое главное, что привносит учение в развитие познавательных процессов младшего школьника- то, что из «действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения» [23, с.224].
Важнейшая задача образования, которуюнельзярешить без знания природы познавательных процессов -развитие задатков и превращение их в способности. Знание законов формирования познавательных процессов ребенка необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания.
Вопросыспецифики и развития познавательных процессов младших школьников поднимались такими учеными, какЛ.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн,Б.М. Теплови др.
Цифровые технологии, породившие тотальную компьютеризацию населения мира, являются естественной средой социализации современного поколения школьников. Польза и вред использования персональных компьютеров широко обсуждаются родительской и педагогической общественностью. В настоящее время подавляющее большинство детей (68,3%) играет в компьютерные игры, при этом приобщение к ним происходит намного раньше, чем у их сверстников 10 лет тому назад.
Исследования свидетельствуют, что, с одной стороны, увлечение компьютерными играми благотворно сказывается на развитии некоторых свойств восприятия, внимания, мышления растущей личности, с другой стороны - есть риск формирования игровой компьютерной зависимости. «Этот поведенческий феномен рассматривается как альтернативная форма адаптации некоторых детей и подростков к жизненным условиям, средство их самореализации и эмоционально-психической регуляции. В то же время игровая компьютерная зависимость, как и любая форма поведенческой аддикции, имеет разрушительные последствия для формирующейся личности и ее социальной адаптации. Чрезмерное увлечение компьютерными играми проявляется в негативных изменениях поведения, мотивации, эмоционально-аффективной сферы, в снижении успеваемости в школе, ухудшении физического самочувствия. В настоящее время психологи, педагоги и родители сталкиваются с этой проблемой ежедневно и остро нуждаются в эффективных инструментах её разрешения» [28].
Исходя из сказанного, мы считаем, что тема нашего исследования «Особенности познавательных процессов у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми» актуальна и на данный момент изучена недостаточно.
Цельюданной работы явилось исследование особенностей познавательных процессов у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, для использования эмпирических данных в работе педагога-психолога, учителя начальных классов.
Объект исследования: познавательная сфера младшего школьника.
Предмет исследования:особенности познавательных процессов у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми.
Гипотеза:у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, по сравнению со сверстниками, не увлекающимися такими играми, выше показатели скорости мышления, переключения и распределения внимания, и ниже показатели концентрации внимания и уровня развития воображения....
К основным новообразованиям когнитивной сферы в младшем школьном возрасте относят: произвольность; формирование теоретического мышления; рефлексию как осознание своих собственных изменений; способность к планированию.Именно существенные преобразования всей когнитивной сферы в связи со становлением основ теоретического мышления, рефлексией, составляют основное содержание умственного развития данного этапа онтогенеза, преображая не только учебнопознавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям, к миру и к самим себе.
В настоящее время подавляющее большинство детей играет в компьютерные игры, при этом приобщение к ним происходит намного раньше, чем у их сверстников 10 лет тому назад.Сегодня активно обсуждается новый тип нехимической зависимости - от взаимодействия с компьютером и заменяющими его гаджетами. Различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются дети и подростки до 18 лет. В психологии "аддиктивной реализацией" называют уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой "уход".
В работе представлены не только негативные, но и позитивные аспекты влияния компьютерных игр на познавательную и личностную сферы младшего школьника. Имеющиеся несколько лет назад исключительно негативные установки исследователей и общественности на увлечение детей компьютерными играми сегодня сменяются пониманием, что эти игры могут и благотворно сказываться на развитии ребенка.
59
Перечисленные в работе позитивные эффекты компьютерных игр не должны успокаивать взрослых, давать основания для пренебрежения возможными отрицательными последствиями взаимодействия «ребенок- компьютер». Поэтому в тексте работы приведен ряд рекомендаций для родителей, направленных на профилактику кибераддикции и других нарушений психологического и физического здоровья ребенка.
Проведенное исследование было направлено на изучение особенностей познавательных процессов у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми.
Полученные диагностические данные свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий в показателяхисследуемых параметров познавательной сферы у обучающихся, увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми.
Гипотеза исследования в отношении того, что у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, ниже показатели концентрации внимания, не подтверждается. Более того, в абсолютных значениях показатели уровня концентрации внимания, полученные с помощью двух методик, выше в группе младших школьников, увлеченных компьютерными играми. Лишь в тенденцииможно говорить о подтвержденности гипотезы в отношении переключения и распределения внимания, а также скорости мышления - они выше у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми. Гипотеза о том, что будет зафиксирован более высокий уровень воображения у младших школьников, не увлекающихся компьютерными играми, оказалась опровергнутой.
Таким образом, в процессе проведения диагностических акций и обработки эмпирических данных гипотеза нашего исследования не подтвердилась ни по одному параметру на уровне значимости. Некоторые положения гипотезы подтверждены на уровне тенденции. Интерпретация полученных результатов подробно изложена в п. 2.2. работы.
Цель исследования достигнута, все исследовательские задачи решены.
1. Абраменкова В. Ребёнок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр. - М.: Лепта Книга, 2009. - 112 с.
2. Антоненко А.А. Интернет-зависимость подростков от
компьютерных игр и онлайн-общения: клинико-психологические
особенности и профилактика: дисс. ... канд. психол. / Антоненко Анна Анатольевна.- Москва, 2014.- 105 с.
3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб.: 2009. - 398 с.
5. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 528 с.
6. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия: Учеб. пособие / Сост. И.В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: AcademiA, 2007. - 368 с.
7. Волков Б.С. Возрастная психология: Учеб. пособие в 2-х ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Владос, 2005. - 343 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 с.
9. Габай Т.В. Педагогическая психология : Учеб. для студ. вузов. - М.: AcademiA, 2008. - 240 с.
10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М. : Пед. о-во России,
2009. - 509 с.
11. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: Учебн. пособие для студентов вузов. - М., 2008. - 254 с.
12. Жукова М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11. - С. 120-129.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.,- 2001. - 212 с.
14. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: дисс. ... канд. псих. наук. - Кемерово, 2005. - 152 с.
15. Кагермазова Л.Ц.Возрастная психология (Психология развития). Электронный учебник [Электронный ресурс] // https://docviewer.yandex. ru/view/46545860/?*...47