ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи 5
1.2. Онтогенез лексической стороны речи дошкольников на материале
фразеологизмов 9
1.3. Особенности словаря фразеологизмов у дошкольников с общим
недоразвитием речи 12
1.4. Анализ методических работ по особенностям обогащения словаря
фразеологизмов у дошкольников с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения 19
2.2. Методика экспериментального изучения словаря фразеологизмов
дошкольников 20
2.3. Анализ результатов изучения словаря фразеологизмов у
дошкольников 24
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У ДЕТЕЙ С ОНР
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 29
3.2. Логопедическая работа по обогащению словаря дошкольников с
общим недоразвитием речи фразеологизмами 31
3.3. Контрольный эксперимент 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Развитие словарного запаса дошкольников является одним из важных направлений, так как именно в дошкольном возрасте начинается процесс формирования основных лексических навыков. Особую значимость имеет становление словаря, его расширение, активизация и закрепление.
Необходимо обогащать словарь дошкольников фразеологизмами, так как это способствует успешному овладению выразительной и эмоциональной речью. Фразеологизмы играют немаловажную роль как структурные единицы языка. Чаще всего фразеологические обороты встречаются в произведениях художественной литературы и устного народного творчества.
Данной проблемой занимались такие специалисты, как Е.В. Белобородова, М.И. Глухов, В.Н. Еремина, Л.В. Дубенчук, И.Н. Митькина, В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин. Они отмечают, что знакомство с фразеологизмами вызывает у детей особый интерес. Фразеологизмы служат источником эмоциональности и выразительности детской речи, дошкольники знакомятся с ними из речи взрослых, замечая необычные и яркие выражения. Услышав фразеологизмы во взрослой речи, дети часто задают вопросы и требуют объяснения значений выражений.
Этот вопрос особенно значим для детей дошкольного возраста, поскольку в этом возрастном периоде их словарный запас становится достаточно богатым, открывая всю красоту и разнообразие нашего родного языка.
Следовательно, вопрос пополнения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами имеет важное значение.
Объект изучения - фразеологический словарь дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет изучения - система игр, заданий и упражнений, направленных на развитие словаря фразеологизмов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы: формирование словаря фразеологизмов дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования словаря фразеологизмов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Провести экспериментальное изучение состояния словаря фразеологизмов у детей с общим недоразвитием речи.
3. Провести коррекционную работу с использованием заданий и игр для развития словаря фразеологизмов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза:
I. Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень овладения словарём фразеологизмов: отмечается ограниченность словарного запаса, встречаются трудности его актуализации.
II. Использование на занятиях комплекса специальных игр и заданий способствует повышению уровня овладения словарём фразеологизмов.
Методы исследования:
1. Анализ лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2. Констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент.
3. Количественно-качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальное изучение было организовано на базе МДОУ № 151 «Золушка» города Пензы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
В современной логопедии вопрос формирования словарного запаса дошкольников с отклонениями в речи считается очень актуальным. Развитие их лексики играет ключевую роль в успешной коммуникации и общем психическом развитии.
Для достижения выразительности в речи важно внедрять фразеологизмы, которые находят своё отражение в художественной литературе и устном народном творчестве.
В рамках экспериментального изучения мы выделили цель, задачи и методику изучения сформированности фразеологического словаря у детей с нарушениями речи, включая пассивный фразеологический словарь, владение семантическим значением фразеологизмов и исследование восприятия фразеологизмов в связных высказываниях.
Для решения поставленных задач нами было проведено экспериментальное изучение на базе МБДОУ № 151 «Золушка» города
Пензы.
В процессе изучения словаря фразеологизмов дошкольников с общим недоразвитием речи мы пришли к следующим выводам:
1. На границе низкого уровня сформированности фразеологического словаря находится 1 (10%) дошкольник.
2. Низкий уровень сформированности фразеологического словаря имеют 5 (50%) детей. У них возникли сложности в интерпретации значений фразеологизмов.
3. На среднем уровне сформированности фразеологического словаря расположились 4 (40%) ребёнка. Дети не могли назвать фразеологическое выражение одним словом, а также выделить фразеологизмы из связных высказываний.
4. Ни один дошкольник не перешел на высокий уровень сформированное™ фразеологического словаря.
Следует отметить особенности, выявленные в ходе изучения состояния фразеологического словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: пассивный словарный запас фразеологизмов имеет небольшой объем, дети затруднялись в соотнесении картинки с названным выражением. Дошкольники не знают значений многих выражений и не могут назвать фразеологические обороты одним словом. Также вызывает затруднение восприятие и выделение фразеологизмов в связных высказываниях.
В завершающей главе для развития фразеологического словаря дошкольников мы выделили направления работы, разработали и подобрали упражнения и игры, которые помогают обогатить и ввести в речь детей фразеологизмы. Мы проводили задания на развитие пассивного и активного словаря фразеологизмов, на развитие способности объяснять значения фразеологизмов и выделять их из связных текстов.
Далее мы рассмотрели результаты контрольного эксперимента и сравнили с данными первого исследования, а также с новыми результатами после экспериментального обучения. Нами было установлено, что после обучения наблюдается положительная динамика в развитии фразеологического словаря детей данной группы. При выполнении задании у дошкольников ещё возникают затруднения, поэтому важно продолжать коррекционную работу над данным процессом.
В результаты контрольного эксперимента выделены следующие уровни сформированности фразеологического словаря детей:
Результаты контрольного эксперимента позволили нам определить следующие группы детей:
1. Двое (20%) детей демонстрируют низкий уровень сформированности фразеологического словаря.
2. Восемь (80%) детей имеют средний уровень сформированности фразеологического словаря.
3. Мы не выявили детей, которые имеют высокий уровень сформированности фразеологического словаря.
Наша гипотеза подтверждается тем, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточно развитый фразеологический словарь, но применение на занятиях специального комплекса игр и упражнений приводит к положительной динамике.
1. Алесейчук, Г. А. Работа с фразеологическими оборотами в системе развития речи / Г. А. Алесейчук. // Практ. Психология и логопедия. - 2019. - № У2. - С. 31-35.
2. Афонькина, Ю. А. Правильно думать и говорить /
Ю. А. Афонькина // Дошкольное воспитание. - 2018. - №5. - С. 68-74.
3. Барсукова, О. Н. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / О. Н. Барсукова // Вестник науки и образования. - 2017. - №2 (4). - С. 81-85.
4. Белобородова, Е. В. Семантизация фразеологических оборотов детьми старшего дошкольного возраста / Е. В. Белобородова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2017. - № 10. - С. 28-31.
5. Бородич, A. M. Методика развития речи детей / А. М. Бородич.
[Электронный ресурс]: - М., 1981. - Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/5/0174/index.shtml?from page=1
6. Бронникова, Н. Г. Тавтологические и рифмованные фразеологизмы в детской речи / Н. Г. Бронникова. - М., 2008. - 523 с.
7. Валеева, Г. Х. Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе как средство овладения национальной специфики языка / Г. Х. Валеева // Вестник науки образования. - 2019. - №3. - С. 63-66.
8. Виноградов, В. В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке / В. В. Виноградов. [Электронный ресурс]: - М., 1947. - Режим доступа: https: //studfile. net/preview/401912/
9. Волонская, Т. В. Игры для развития словарного запаса с ОНР / Т. В. Волонская // Логопед. - 2018. - № 1. - С. 7-11.
10. Гавриш, Н. В. Развитие образности речи старших дошкольников /
Н. В. Гавриш. [Электронный ресурс]: - М., 2001. - Режим доступа:
https://search.rsl. ru/ru/record/0100013123
11. Глухов, В. М. Фразеологическое значение в сопоставлении с лексическим / В. М. Глухов. - Ростов н/Д., 2009. - 290 с.
12. Горбунова, Н. Д. Работа с фразеологизмами как способ развития речи младших школьников / Н. Д. Г орбунова // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - №3. - С. 57-58.
13. Дубинчук, Л. В. Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л. В. Дубинчук - У., 2018. - 157 с.
14. Емелина, Д. А. Задержки темпа психического развития у детей / Д. А. Емелина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2019. - № 3. - С. 11-16.
15. Еремина, В. Н. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами / В. Н. Еремина // Дефектология. - 2017. - № 5. - С. 73-75....48