Формирование анатомических представлений представлений у учащихся в куре "Окружающий мир"
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 5
1.1 Представления и их роль в процессе обучения младших
школьников в курсе «Окружающий мир» 5
1.2 Развитие анатомических представлений у учащихся в условии
реализации ФГОС НОО 8
1.3 Анализ учебно-методических комплектов 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 22
2.1 Констатирующий этап эксперимента 22
2.2 Формирующий этап эксперимента 26
2.3 Контрольный этап эксперимента 39
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 1 49
Приложение 2 50
Приложение 3 54
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 5
1.1 Представления и их роль в процессе обучения младших
школьников в курсе «Окружающий мир» 5
1.2 Развитие анатомических представлений у учащихся в условии
реализации ФГОС НОО 8
1.3 Анализ учебно-методических комплектов 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 22
2.1 Констатирующий этап эксперимента 22
2.2 Формирующий этап эксперимента 26
2.3 Контрольный этап эксперимента 39
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 1 49
Приложение 2 50
Приложение 3 54
В начальной школе естественнонаучные знания составляют существенную часть предмета «Окружающий мир», который сочетает в себе элементы как естествознания, так и обществоведения. Поскольку одной из задач всех традиционных и вариативных естествоведческих курсов является формирование научных знаний о природе и человеке, они напрямую способствуют становлению у детей научного взгляда на окружающую действительность, составляющего основу для развития элементов научного мировоззрения. В процессе изучения материала учащиеся не только знакомятся с природными объектами и явлениями (отражение, формирование образа - представлений и понятий), но и усваивают между ними связи. Полученные знания формируют взгляды на единство и целостность материального мира. Поскольку познание мира осуществляется в соответствии со следующими когнитивными ступенями: ощущение, восприятие, представление, понятие, то степень отражения образа мира будет проявляться через овладение ребенком такими единицами содержания образовательного компонента «Окружающий мир», как представление и понятие. Необходимо также отметить, что программа развития и формирования представлений и понятий до сих пор является одной из актуальных проблем методики преподавания любого предмета, поскольку решает соотношение между содержанием обучения и способом управления образованием [12].
В процессе обучения дети знакомятся с анатомическими представлениями и понятиями, необходимыми человеку в течение всей жизни. Но существует проблема в выборе наиболее продуктивных способов процесса организации деятельности, что дает возможность считать данное педагогическое исследование актуальным.
Объект исследования — формирование анатомических представлений у младших школьников.
Предмет исследования — продуктивные способы формирования анатомических представлений у младших школьников.
Цель исследования — выявление продуктивных способов, способствующих формированию у младших школьников анатомических представлений и понятий. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования
2. Определить уровень сформированности анатомических представлений и понятий у младших школьников;
3. Разработать и апробировать методический материал;
4. Оценить эффективность проведенной работы по формированию у младших школьников анатомических представлений и понятий.
Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и социологические методы исследования.
1. Изучение методической литературы по проблеме исследования;
2. Наблюдение за деятельностью обучающихся;
3. Тестирование, интервьюирование;
4. Опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие познавательных компетенций обучающихся.
Новизна и практическая значимость полученных результатов: разработаны методические рекомендации по оптимизации процесса формирования анатомических представлений и понятий у младших школьников.
Апробирование материалов педагогического исследования проходило на базе МБОУ СОШ №18 города Пензы с обучающимися 4 класса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В процессе обучения дети знакомятся с анатомическими представлениями и понятиями, необходимыми человеку в течение всей жизни. Но существует проблема в выборе наиболее продуктивных способов процесса организации деятельности, что дает возможность считать данное педагогическое исследование актуальным.
Объект исследования — формирование анатомических представлений у младших школьников.
Предмет исследования — продуктивные способы формирования анатомических представлений у младших школьников.
Цель исследования — выявление продуктивных способов, способствующих формированию у младших школьников анатомических представлений и понятий. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования
2. Определить уровень сформированности анатомических представлений и понятий у младших школьников;
3. Разработать и апробировать методический материал;
4. Оценить эффективность проведенной работы по формированию у младших школьников анатомических представлений и понятий.
Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и социологические методы исследования.
1. Изучение методической литературы по проблеме исследования;
2. Наблюдение за деятельностью обучающихся;
3. Тестирование, интервьюирование;
4. Опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие познавательных компетенций обучающихся.
Новизна и практическая значимость полученных результатов: разработаны методические рекомендации по оптимизации процесса формирования анатомических представлений и понятий у младших школьников.
Апробирование материалов педагогического исследования проходило на базе МБОУ СОШ №18 города Пензы с обучающимися 4 класса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Интерес к проблеме человека, в настоящее время, необычайно возрос и расширился. Как отмечал Б.Г. Ананьев, изучение человека на современном этапе характеризуется «всевозрастающим многообразием аспектов человекознания, связанным с взаимодействием естественных, технических и общественных наук, результатом чего является небывалое расширение и углубление междисциплинарных знаний, возникновение новых пограничных дисциплин, известная «антропологизация естественных и технических наук»».
Наряду со знаниями о человеке как биологическом организме, о его потребностях, присущих любому живому существу, необходимо показать и отличие человека от животного, то есть представить его существом разумным. В целом, разумность как качество, присущее людям должно быть представлено детям как способность думать, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих поступков, разумно относиться к себе, к другим живым объектам, к природе вообще. Чтобы младший школьник мог сравнивать биологические объекты, у него должна быть сформирована система представлений и понятий о человеке. Для того чтобы дети осознали и прочно усвоили полученные представления об организме человека, необходимо, чтобы выполняемая ими деятельность была им интересна и понятна. Интерес детей к изучению человека во многом зависит от формы организации обучения. Поэтому в настоящее время теоретики и практики начального образования ищут наиболее оптимальные формы организации обучения.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование представлений об общевитальных признаках человека и на развитие валеологических знаний.
Результаты, полученные в ходе проведенного нами педагогического эксперимента, подтверждают мнение о том, что педагогическая поддержка является эффективным средством формирования и развития представлений об организме человека в разных видах деятельности у младших школьников при соблюдении следующих условий:
• правильная ее организация на основании возрастных и психических особенностей детей;
• постоянный интерес к проводимым занятиям;
• личное участие каждого школьника в различных видах деятельности;
• желание ребенка знакомиться с человеком (строением его тела, основными функциями, процессами, протекающими в организме человека), с правилами и привычками здорового образа жизни и применять эти знания на практике.
Взаимосвязь различных форм работы позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, сделать процесс развития представлений о человеке более эффективным, при этом происходит воздействие на ребенка не прямо, а посредством интересных для него видов деятельности. Приобретаемые в этих условиях знания, умения и навыки становятся более прочными и могут применяться в различных условиях. Педагог должен не только учитывать индивидуальные и возрастные особенности участников, уметь организовать процесс и управлять им, но и обладать необходимым объемом знаний из области психологии, дидактики, социологии и методики. Результаты исследования могут быть использованы для обогащения педагогического процесса образовательных учреждений, повышения квалификации педагогических кадров.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о продуктивности разработанных методических рекомендаций и результативности проделанной работы.
Наряду со знаниями о человеке как биологическом организме, о его потребностях, присущих любому живому существу, необходимо показать и отличие человека от животного, то есть представить его существом разумным. В целом, разумность как качество, присущее людям должно быть представлено детям как способность думать, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих поступков, разумно относиться к себе, к другим живым объектам, к природе вообще. Чтобы младший школьник мог сравнивать биологические объекты, у него должна быть сформирована система представлений и понятий о человеке. Для того чтобы дети осознали и прочно усвоили полученные представления об организме человека, необходимо, чтобы выполняемая ими деятельность была им интересна и понятна. Интерес детей к изучению человека во многом зависит от формы организации обучения. Поэтому в настоящее время теоретики и практики начального образования ищут наиболее оптимальные формы организации обучения.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование представлений об общевитальных признаках человека и на развитие валеологических знаний.
Результаты, полученные в ходе проведенного нами педагогического эксперимента, подтверждают мнение о том, что педагогическая поддержка является эффективным средством формирования и развития представлений об организме человека в разных видах деятельности у младших школьников при соблюдении следующих условий:
• правильная ее организация на основании возрастных и психических особенностей детей;
• постоянный интерес к проводимым занятиям;
• личное участие каждого школьника в различных видах деятельности;
• желание ребенка знакомиться с человеком (строением его тела, основными функциями, процессами, протекающими в организме человека), с правилами и привычками здорового образа жизни и применять эти знания на практике.
Взаимосвязь различных форм работы позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, сделать процесс развития представлений о человеке более эффективным, при этом происходит воздействие на ребенка не прямо, а посредством интересных для него видов деятельности. Приобретаемые в этих условиях знания, умения и навыки становятся более прочными и могут применяться в различных условиях. Педагог должен не только учитывать индивидуальные и возрастные особенности участников, уметь организовать процесс и управлять им, но и обладать необходимым объемом знаний из области психологии, дидактики, социологии и методики. Результаты исследования могут быть использованы для обогащения педагогического процесса образовательных учреждений, повышения квалификации педагогических кадров.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о продуктивности разработанных методических рекомендаций и результативности проделанной работы.





