Метапредметные задания в процессе обучения математике: содержательно- методический аспект
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования метапредметных заданий в процессе обучения математике 6
1.1. Характеристика понятия «метапредметные результаты» и его структура . 6
1.2. Формирование метапредметных результатов в процессе обучения
математике 12
1.3. Метапредметное задание как средство достижения метапредметных результатов в процессе обучения математике 19
1.4 Обзор итоговых контрольно-измерительных материалов по математике на
наличие метапредметных заданий 26
Глава 2. Методические аспекты использования метапредметных заданий в процессе обучения математике 33
2.1. Основы проектирования метапредметных заданий учителем 33
2.2. Методика использования метапредметных заданий в процессе обучения
математике 36
2.3. Разработка системы метапредметных заданий по содержательной линии
«Тригонометрия» в курсе геометрии основной школы 42
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение
Глава 1. Теоретические основы использования метапредметных заданий в процессе обучения математике 6
1.1. Характеристика понятия «метапредметные результаты» и его структура . 6
1.2. Формирование метапредметных результатов в процессе обучения
математике 12
1.3. Метапредметное задание как средство достижения метапредметных результатов в процессе обучения математике 19
1.4 Обзор итоговых контрольно-измерительных материалов по математике на
наличие метапредметных заданий 26
Глава 2. Методические аспекты использования метапредметных заданий в процессе обучения математике 33
2.1. Основы проектирования метапредметных заданий учителем 33
2.2. Методика использования метапредметных заданий в процессе обучения
математике 36
2.3. Разработка системы метапредметных заданий по содержательной линии
«Тригонометрия» в курсе геометрии основной школы 42
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение
В связи с быстрым развитием всех сфер жизни человека обостряется проблема универсальности способов познания. Первостепенное решение возникшего вопроса остаётся за школьной системой образования, которая предлагает в качестве эффективного инструмента работы с обозначенной задачей метапредметный подход. Можно выделить этапы разработки данного направления в сфере образования: 1) ранний этап продолжался с 4 века до н.э. вплоть до начала 20 века и связан с определением понятия «метапредметность» как философской категории о высших принципах познания; 2) на философском этапе произошло переосмысление роли образования в формировании личности ребёнка, ведущее место в системе обучения приобретают методы научного познания (начало 20 века - середина 20 века); 3) с конца 20 века до начала 21 века труды педагогов были посвящены формированию научно-методической системы метапредметного подхода применительно к образованию [7]. В настоящее время изучением метапредметного подхода занимаются целые коллективы, наставниками которых стали А. В. Хуторской, Ю. В. Громыко, А. Г. Асмолов и др. Концептуальные основы метапредметного подхода в процессе обучения не имеют единой системы. Существует множество интерпретаций, что обусловлено динамикой развития теории в течение всего периода существования.
Новая тенденция нашла своё выражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения через метапредметные результаты обучения, обозначенные в системе требований к результатам освоения образовательных программ [22]. Эффективным средством достижения как метапредметных, так и предметных результатов обучения математике, по моему мнению, могут стать метапредметные учебные задания.
Актуальность темы исследования: отсутствие в настоящее время единообразной трактовки понятия «метапредметное задание» влечёт за собой расхождения в подходах к проектированию заданий обозначенного типа, не разработанность методической системы использования таких заданий на уроках математики, что является одним из факторов, препятствующих достижению метапредметных образовательных результатов по учебной дисциплине.
В большинстве случаев достижение метапредметных образовательных результатов уходит на задний план, а весь образовательный процесс остаётся ориентирован на обучение предметное. Ответы на вопросы: «как интегрировать отработку общеучебных навыков без потери предметного содержания в урок?», «как часто уделять этому внимание?», «как учитель может создать метапредметные задания?», «как правильно организовать работу над такими заданиями с методической точки зрения?», найти для учителя достаточно проблематично. Именно в этом состоит проблема рассматриваемой темы.
Цель исследования: на основе исследования содержательно-методического аспекта использования метапредметных заданий в процессе обучения математике разработать систему заданий обозначенного типа по содержательной линии «Тригонометрия» в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: содержание и методика использования
метапредметных заданий в процессе обучения математике в основной школе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой систематическое использование специально разработанных метапредметных заданий на уроках математики способствует планомерному достижению метапредметных образовательных результатов учебной дисциплины.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой
исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и структурировать научную и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание выбранной темы.
2. Познакомиться с понятием «метапредметные результаты», описать его структуру.
3. Рассмотреть особенности формирования метапредметных результатов в процессе обучения математике....
Новая тенденция нашла своё выражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения через метапредметные результаты обучения, обозначенные в системе требований к результатам освоения образовательных программ [22]. Эффективным средством достижения как метапредметных, так и предметных результатов обучения математике, по моему мнению, могут стать метапредметные учебные задания.
Актуальность темы исследования: отсутствие в настоящее время единообразной трактовки понятия «метапредметное задание» влечёт за собой расхождения в подходах к проектированию заданий обозначенного типа, не разработанность методической системы использования таких заданий на уроках математики, что является одним из факторов, препятствующих достижению метапредметных образовательных результатов по учебной дисциплине.
В большинстве случаев достижение метапредметных образовательных результатов уходит на задний план, а весь образовательный процесс остаётся ориентирован на обучение предметное. Ответы на вопросы: «как интегрировать отработку общеучебных навыков без потери предметного содержания в урок?», «как часто уделять этому внимание?», «как учитель может создать метапредметные задания?», «как правильно организовать работу над такими заданиями с методической точки зрения?», найти для учителя достаточно проблематично. Именно в этом состоит проблема рассматриваемой темы.
Цель исследования: на основе исследования содержательно-методического аспекта использования метапредметных заданий в процессе обучения математике разработать систему заданий обозначенного типа по содержательной линии «Тригонометрия» в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: содержание и методика использования
метапредметных заданий в процессе обучения математике в основной школе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой систематическое использование специально разработанных метапредметных заданий на уроках математики способствует планомерному достижению метапредметных образовательных результатов учебной дисциплины.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой
исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и структурировать научную и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание выбранной темы.
2. Познакомиться с понятием «метапредметные результаты», описать его структуру.
3. Рассмотреть особенности формирования метапредметных результатов в процессе обучения математике....
Метапредметное задание - эффективное средство достижения образовательных результатов, которое позволяет получить предметные знания, отработать их применение в изменяющихся, нестандартных ситуациях. Кроме этого задания с метапредметным компонентом обладают большим развивающим потенциалом, так как позволяют учащимся повысить интерес к изучению математики, приобщить к творческой деятельности, развить кругозор, развить гибкое и вариативное математическое мышление.
При внедрении метапредметных заданий в учебный процесс важно учитывать возрастные особенности учащихся, их склонности и интересы, чтобы они смогли в большей мере проявить свой потенциал. Плановое использование специально разработанной в рамках определённой темы системы метапредметных заданий позволит целенаправленно, поэтапно достигать поставленных целей в области достижения как предметных, так и метапредметных образовательных результатов. Разработанная в рамках исследования система заданий может быть использована учителем математики для внедрения в уроки, внеурочные занятия по математике с целью достижения метапредметных результатов обучения по указанной учебной дисциплине.
В результате проделанной работы были получены следующие результаты:
1 .Изучена и структурирована научная и учебно-методическая литература, раскрывающая содержание содержательно-методического аспекта
использования метапредметных заданий в процессе обучения математике.
2. Изучено понятие «метапредметные результаты», описана его структура.
3. Рассмотрены особенности формирования метапредметных результатов в процессе обучения математике.
4. Определены преимущества использования метапредметных заданий как средства достижения метапредметных результатов в процессе обучения математике.
5. Проведён обзор итоговых контрольно-измерительных материалов по математике на наличие метапредметных заданий.
6. Описаны основы проектирования метапредметных заданий.
7. Разработаны методические рекомендации по использованию
метапредметных заданий в процессе обучения математике.
8. Разработана система метапредметных заданий по содержательной линии «Тригонометрия» в курсе геометрии основной школы.
Решение сформулированных во введении задач свидетельствует о достижении поставленной цели.
При внедрении метапредметных заданий в учебный процесс важно учитывать возрастные особенности учащихся, их склонности и интересы, чтобы они смогли в большей мере проявить свой потенциал. Плановое использование специально разработанной в рамках определённой темы системы метапредметных заданий позволит целенаправленно, поэтапно достигать поставленных целей в области достижения как предметных, так и метапредметных образовательных результатов. Разработанная в рамках исследования система заданий может быть использована учителем математики для внедрения в уроки, внеурочные занятия по математике с целью достижения метапредметных результатов обучения по указанной учебной дисциплине.
В результате проделанной работы были получены следующие результаты:
1 .Изучена и структурирована научная и учебно-методическая литература, раскрывающая содержание содержательно-методического аспекта
использования метапредметных заданий в процессе обучения математике.
2. Изучено понятие «метапредметные результаты», описана его структура.
3. Рассмотрены особенности формирования метапредметных результатов в процессе обучения математике.
4. Определены преимущества использования метапредметных заданий как средства достижения метапредметных результатов в процессе обучения математике.
5. Проведён обзор итоговых контрольно-измерительных материалов по математике на наличие метапредметных заданий.
6. Описаны основы проектирования метапредметных заданий.
7. Разработаны методические рекомендации по использованию
метапредметных заданий в процессе обучения математике.
8. Разработана система метапредметных заданий по содержательной линии «Тригонометрия» в курсе геометрии основной школы.
Решение сформулированных во введении задач свидетельствует о достижении поставленной цели.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - «Формирование метапредметных результатов обучающихся с рисками учебной неуспешности в процессе обучения математике в 5-6 классах»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Формирование учебных исследовательских действий обучающихся 5-6 классов в
процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 - 9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024





