Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования метапредметных заданий в процессе обучения математике 6
1.1. Характеристика понятия «метапредметные результаты» и его структура . 6
1.2. Формирование метапредметных результатов в процессе обучения
математике 12
1.3. Метапредметное задание как средство достижения метапредметных результатов в процессе обучения математике 19
1.4 Обзор итоговых контрольно-измерительных материалов по математике на
наличие метапредметных заданий 26
Глава 2. Методические аспекты использования метапредметных заданий в процессе обучения математике 33
2.1. Основы проектирования метапредметных заданий учителем 33
2.2. Методика использования метапредметных заданий в процессе обучения
математике 36
2.3. Разработка системы метапредметных заданий по содержательной линии
«Тригонометрия» в курсе геометрии основной школы 42
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение
В связи с быстрым развитием всех сфер жизни человека обостряется проблема универсальности способов познания. Первостепенное решение возникшего вопроса остаётся за школьной системой образования, которая предлагает в качестве эффективного инструмента работы с обозначенной задачей метапредметный подход. Можно выделить этапы разработки данного направления в сфере образования: 1) ранний этап продолжался с 4 века до н.э. вплоть до начала 20 века и связан с определением понятия «метапредметность» как философской категории о высших принципах познания; 2) на философском этапе произошло переосмысление роли образования в формировании личности ребёнка, ведущее место в системе обучения приобретают методы научного познания (начало 20 века - середина 20 века); 3) с конца 20 века до начала 21 века труды педагогов были посвящены формированию научно-методической системы метапредметного подхода применительно к образованию [7]. В настоящее время изучением метапредметного подхода занимаются целые коллективы, наставниками которых стали А. В. Хуторской, Ю. В. Громыко, А. Г. Асмолов и др. Концептуальные основы метапредметного подхода в процессе обучения не имеют единой системы. Существует множество интерпретаций, что обусловлено динамикой развития теории в течение всего периода существования.
Новая тенденция нашла своё выражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения через метапредметные результаты обучения, обозначенные в системе требований к результатам освоения образовательных программ [22]. Эффективным средством достижения как метапредметных, так и предметных результатов обучения математике, по моему мнению, могут стать метапредметные учебные задания.
Актуальность темы исследования: отсутствие в настоящее время единообразной трактовки понятия «метапредметное задание» влечёт за собой расхождения в подходах к проектированию заданий обозначенного типа, не разработанность методической системы использования таких заданий на уроках математики, что является одним из факторов, препятствующих достижению метапредметных образовательных результатов по учебной дисциплине.
В большинстве случаев достижение метапредметных образовательных результатов уходит на задний план, а весь образовательный процесс остаётся ориентирован на обучение предметное. Ответы на вопросы: «как интегрировать отработку общеучебных навыков без потери предметного содержания в урок?», «как часто уделять этому внимание?», «как учитель может создать метапредметные задания?», «как правильно организовать работу над такими заданиями с методической точки зрения?», найти для учителя достаточно проблематично. Именно в этом состоит проблема рассматриваемой темы.
Цель исследования: на основе исследования содержательно-методического аспекта использования метапредметных заданий в процессе обучения математике разработать систему заданий обозначенного типа по содержательной линии «Тригонометрия» в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: содержание и методика использования
метапредметных заданий в процессе обучения математике в основной школе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой систематическое использование специально разработанных метапредметных заданий на уроках математики способствует планомерному достижению метапредметных образовательных результатов учебной дисциплины.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой
исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и структурировать научную и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание выбранной темы.
2. Познакомиться с понятием «метапредметные результаты», описать его структуру.
3. Рассмотреть особенности формирования метапредметных результатов в процессе обучения математике....
Метапредметное задание - эффективное средство достижения образовательных результатов, которое позволяет получить предметные знания, отработать их применение в изменяющихся, нестандартных ситуациях. Кроме этого задания с метапредметным компонентом обладают большим развивающим потенциалом, так как позволяют учащимся повысить интерес к изучению математики, приобщить к творческой деятельности, развить кругозор, развить гибкое и вариативное математическое мышление.
При внедрении метапредметных заданий в учебный процесс важно учитывать возрастные особенности учащихся, их склонности и интересы, чтобы они смогли в большей мере проявить свой потенциал. Плановое использование специально разработанной в рамках определённой темы системы метапредметных заданий позволит целенаправленно, поэтапно достигать поставленных целей в области достижения как предметных, так и метапредметных образовательных результатов. Разработанная в рамках исследования система заданий может быть использована учителем математики для внедрения в уроки, внеурочные занятия по математике с целью достижения метапредметных результатов обучения по указанной учебной дисциплине.
В результате проделанной работы были получены следующие результаты:
1 .Изучена и структурирована научная и учебно-методическая литература, раскрывающая содержание содержательно-методического аспекта
использования метапредметных заданий в процессе обучения математике.
2. Изучено понятие «метапредметные результаты», описана его структура.
3. Рассмотрены особенности формирования метапредметных результатов в процессе обучения математике.
4. Определены преимущества использования метапредметных заданий как средства достижения метапредметных результатов в процессе обучения математике.
5. Проведён обзор итоговых контрольно-измерительных материалов по математике на наличие метапредметных заданий.
6. Описаны основы проектирования метапредметных заданий.
7. Разработаны методические рекомендации по использованию
метапредметных заданий в процессе обучения математике.
8. Разработана система метапредметных заданий по содержательной линии «Тригонометрия» в курсе геометрии основной школы.
Решение сформулированных во введении задач свидетельствует о достижении поставленной цели.
1. Андронов И. К. Тригонометрия острого угла на основе практических задач: Пособие для сред. школы. М. : Учпедгиз, 1959. 96 с.
2. Атанасян Л. С. Геометрия. 7-9 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2017. 384 с.
3. Бережная Г. С. Реализация метапредметного подхода в основной школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016. №4. С.62-67.
4. Гаврилюк А. С. Метапредметность результатов обучения: исторический аспект // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. №1. С.130-137.
5. Глазков Ю. А. Универсальные учебные действия. Рабочая тетрадь по геометрии : 9 класс : к учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Г еометрия 7-9 классы». ФГОС. М. : Издательство «Экзамен», 2018. 79 с.
6. Глазков Ю. А. Универсальные учебные действия. Рабочая тетрадь по геометрии: 9 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 классы». ФГОС. М. : Издательство «Экзамен», 2017. 80 с.
7. Дылгырова Р. Д. Идеи метапредметности в истории педагогики // Ученые записки ЗабГУ. 2014. №5. С.6-13.
8. Косолапова И. В., Власова И. Н., Магданова И. В. Формирование универсальных учебных действий средствами учебного предмета «Математика» в основной школе: учеб.-метод. пособие. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2015. 122с.
9. Костюченко Р. Ю. Методика обучения учащихся решению математических задач: содержание этапов решения // Вестник СИБИТа. 2018. №4. С.117-123.
10. Новоселов С. И., Стратилатов П. В. Тригонометрия: Доп. материал к курсу геометрии 9-х, 10-х классов. М. : Просвещение, 1966. 80 с.
11. Позднякова Е. В., Малышенко Г. А. Метапредметные задания как средство развития универсальных учебных действий поколения альфа в процессе математической подготовки в 5-9 классах // Наука и школа. 2022. №6. С.216-231.
12. Позднякова Е. В., Семиколенных Е. А. Проектирование метапредметных заданий по математике для учащихся 5—6 классов // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе : материалы 7-й Междунар. науч. интернет-конф. / Моск. пед. гос. ун-т ; под ред. М. В. Егуповой. М. : МПГУ, 2022. С. 416—424.
13. Позднякова Е. В., Фомина А. В. Открытые задачи как средство развития “soft skills" на уроках математики // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. №2. С.29-45.
14. Примерная рабочая программа основного общего образования. Математика. Базовый уровень: [одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27. 09. 2021 г.]. М. : Институт стратегии развития образования, 2023. 106 с.
15. Приставко Е. Н. Принципы выбора и составления заданий, формирующих УУД на уроках математики // Наука и образование сегодня. - 2022. №1. С. 7-19....22