Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты развития социально-значимых качеств студентов-первокурсников в процессе тьюторского сопровождения 10
1.1 Адаптация студентов-первокурсников как психолого-педагогическая
проблема 10
1.2 Ретроспективный анализ тьюторского сопровождения в зарубежном
и отечественном образовании 24
1.3 Модель развития социально-значимых качеств студентов в процессе
тьюторского сопровождения 42
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию социально- значимых качеств студентов в процессе тьюторского сопровождения 51
2.1 Диагностика уровня сформированности социально-значимых качеств
студентов-первокурсников 51
2.2 Программа тьюторского сопровождения по развитию социально-
значимых качеств студентов 61
2.3 Динамика развития социально-значимых качеств студентов в
процессе тьюторского сопровождения 71
Заключение 81
Список использованных источников 83
Актуальность темы исследования. Возникновение института тьюторства, как сложившейся формы университетского наставничества, относится к XIV веку и связано с историей классических английских университетов Оксфорда и Кембриджа. Сотни ученых и мыслителей пытались выразить свой взгляд на значение понятия “тьютор”, предписывая ему определенные роли, которые в большинстве своем были направлены на индивидуальное обучение или обучение в малых группах. В XX веке происходят кардинальные изменения в институте тьюторства, где на смену наставничеству и авторитарному контролю, приходят сопровождение и сотрудничество. Если поподробнее проанализировать и рассмотреть понятие тьюторства, то можно увидеть, как оно изменялось, совершенствовалось в историческом процессе.
Тьюторы должны обладать определенным набором необходимых социально-значимых качеств для своей успешной деятельности: порядочность, честность, способность к эмпатии, чувство такта и сдержанность, обладать высокой степенью ответственности, быть коммуникабельным,
самоорганизованным и хорошо развитые организаторские способности, проявлять способность быстро ориентироваться и решать неожиданные задачи. Но в первую очередь у тьютора должно быть хорошее, достойное образование.
Социально-значимые качества личности студент приобретает в процессе обучения и воспитания в университете. При обучении личность проходит через социально-психологические процессы: адаптацию, коммуникацию и
идентификацию, а тьютор ведет активную работу со студентами, помогает интегрироваться им в новый коллектив и влияет на дальнейшую судьбу обучающихся, поэтому таможенникам требуется соответствующая подготовка [15, с. 92].
В результате работы тьютора со студентами, проявляются процессы формирования обязательных качеств современного человека, таких как:
• образовательная маневренность;
• способности к организации дела;
• дар к мобилизации разнообразных источников для исполнения
образовательных и профессиональных целей;
• осуществление актуальных и профессиональных задач;
• умение вести диалог с окружающими, различными по положению в обществе и профессиональной принадлежности.
Таким образом, на сегодняшний день работа тьютора со студентами достаточно востребована и разнообразна. Тьютор играет очень важную роль в процессе развития социально-значимых качеств у студентов, оказывая на них значимое влияние.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной и зарубежной литературе существует достаточное количество работ, раскрывающих данную тему. В психологии проблемами студенчества, как особой социально-психологической и возрастной категории в разные годы занимались Г.А. Абрамова, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, A.A. Реан, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон. Проблема социально-обусловленного научения исследовалась в рамках бихевиоризма и необихевиоризма такими психологами, как Дж. Уотсон, Ф.Б. Скинер, Э.Ч. Толмен, Р. Хэнки, и др.
Одинаковой позиции придерживались представители гуманистической психологии Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Шпрангер, которые рассматривали личность как целостную систему, стремящуюся к высшим ценностям и самоактуализации в деятельности.
Особый интерес для данного исследования представляют работы отечественных авторов, посвященные стратегии «приобщения» - А.В. Андриенко, В.В. Игнатова, стратегии «ориентирования», ученый Н.В. Эверт, мнение ученого О.В. Глинкина про успешность процесса адаптации [57, с. 53].
В тоже время следует отметить, что проблема развития социальнозначимых качеств студентов-первокурсников в процессе тьюторского сопровождения не получила должного теоретического освещения и остается открытой для научного поиска, что делает её актуальной....
Проведенное исследование решает актуальную проблему тьюторского сопровождения в контексте развития социально-значимых качеств студентов высшей школы.
Общетеоретический анализ философских, психологических и педагогических взглядов о тьюторстве позволил раскрыть сущность и определить его как научное понятие, на котором основывается исследование.
Тьюторское сопровождение развития социально-значимых качеств студентов высшей школы реализуется как процесс взаимодействия тьютора и сопровождаемого, результатом которого является индивидуализация развития личности, способной к конструктивному и созидательному преобразованию себя и окружающего мира посредством самореализации в различных видах социально-значимой деятельности.
Анализ научной литературы подтвердил необходимость и обосновал возможность решения исследуемой проблемы с позиций личностноориентированного, гуманистического, и деятельностного подходов.
Социально-значимые качества современного студента (социальная активность, направленность на самореализацию в деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность) представлены как совокупность свойств, позволяющих личности включаться в общую систему общественных отношений и различные виды деятельности. Критериями развития СЗК являются: мотивационно-ценностный (установка на развитие социально-значимых качеств); конативно-деятельностный (способность к проявлению социально-значимых качеств в деятельности); рефлексивнооценочный (анализ собственных достижений в социально-значимой деятельности). Развитие СЗК студентов определяется критическим (низким), допустимым (средним) и оптимальным (высоким) уровнями.
В процессе экспериментальной работы были выявлены психологопедагогические условия, обеспечивающие эффективность тьюторского
сопровождения развития социально-значимых качеств студентов: на
диагностическо-мотивационном этапе - формирование устойчивого интереса к развитию социально-значимых качеств; на реализационном этапе - предоставление возможности самореализации в различных видах социальнозначимой деятельности; на аналитическом этапе - анализ и оценка динамики развития социально-значимых качеств студента в процессе тьюторского сопровождения.
В результате анализа полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы, задачи исследования были решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Проведенное исследование доказало эффективность и целесообразность реализации авторской модели.
Материалы данного диссертационного исследования могут применяться при организации учебно-воспитательной работы со студентами первого курсав процессе тьторского сопровождения.
Развитие темы исследования может быть продолжено в различных направлениях: изучение новых подходов тьютора к студентам, выявление особенностей адаптации студентов различных направлений подготовки, изучение факторов способствующих и препятствующих развитию социальнозначимых качеств студентов.
1. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни: учеб. пособие. М.: Мысль, 1991. 230 с.
2. Агранович М. Тьютор - друг, товарищ и брат. В российском образовании появились новые должности // Российская газета. 2008. № 7. С. 77-98.
3. Адольф В. А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение как необходимое условие реализации ФГОС ВПО // Инновации в образовании. 2013. № 3. С. 5-13.
4. Александрова Е. А. Чем отличается работа освобожденного классного воспитателя от работы классного руководителя с позиции тьюторской деятельности? // Завуч. 2007. № 4. С. 57-59.
5. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока: Москва. «СФК-офис», 2013. 156 с.
6. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Изв. Сарат. ун-та. 2012. Т. 2. Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 2012. № 2. С. 222-231.
7. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: учеб.-метод. пособие. М., 1990. - 560 с.
8. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили: учеб.-метод. пособие. М.: И. Д. Шалвы Амонашвили, 1996. 494 с.
9. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания:учеб.- метод. пособие. М.: Наука, 1977. 260 с.
10. Ангеловский A. A. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм / A. A. Ангеловский // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 5. С. 306314.
11. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: учеб.-метод. пособие. М.: Казань, 1988. 240 с.
12. Андреев В.И. Педагогика.: учеб.-метод. пособие. М.: В. И. Андреев. Казань. Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
13. Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства // Образовательные технологии. 2011. № 1. С. 81-87.
14. Анохина Т. К. Тьютор - это помощь, поддержка, защита / Т. К. Анохина // Директор школы. Москва. 1995. № 4. С. 55-62.
15. Арсланова Р. А., Бушмина О. В., Матушанский Г. У. Тьюторство как составляющая современного образовательного процесса в вузе // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2011. №1 (8). С. 88-94....75