ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 ЛЕТ 5
1.1. Ловкость и координационные способности 5
1.1.1. Значение координационных способностей 7
1.1.2. Связь координационных способностей и ловкости с другими физическими качествами 9
1.2. Равновесие и координация движений 12
1.2.1. Развитие и совершенствование координации движений 15
1.3. Анатомо-физиологические особенности обучающихся младшего школьного возраста 19
1.3.1. Возрастные и индивидуальные особенности развития координационных способностей 22
1.4. Средства и методы развития координационных способностей 26
1.4.1. Основные методические подходы к развитию координационных способностей 30
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Задачи исследования 33
2.2. Методы исследования 33
2.3. Организация исследования 35
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬКАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 36
3.1. Результаты тестирования обучающихся в начале эксперимента 36
3.2. Методика развития координационных способностей 37
3.3. Характеристика контрольных упражнений для определения уровня координационных способностей. 39
3.4. Результаты тестирования и их обсуждение 41
3.5. Динамика развития координационных способностей у обучающихся в течение эксперимента и ее анализ 43
ВЫВОДЫ 46
РЕКОМЕНДАЦИИ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность. В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Под координационными способностями подразумеваются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).[3]
К настоящему времени количество работ, посвященных исследованию влияния физических упражнений и подвижных игр на развитие координационных способностей невелико. Прежде всего, это объясняется сложностью данного двигательного качества. Вот почему информация о средствах, направленных на развитие этих способностей приобретает большое теоретическое значение, является актуальной и требует более углубленного исследования.
Объект исследования: учебный процесс по физическому воспитанию обучающихся 1 классов.
Предмет исследования развитие координационных способностей у обучающихся начальных классов.
Цель исследования. Повышение координационных способностей (КС) у учеников 1 класса на уроках ФК.
Задачи:
• Исследовать по литературным источникам состояние вопроса по развитию координационных способностей у обучающихся начальных классов
• Разработать методику направленную на развитие координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
• Проверить эффективность данной методики и внедрить ее в учебный процесс.
Гипотеза: мы предположили, что разработанная методика целенаправленного использования подвижных игр, будет способствовать более эффективному развитию координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста.
1. Обзор литературы выявил, что в младшем школьном возрасте (7-8 лет) происходит эффективное развитие координационных способностей, что, по-видимому, обеспечивается активным биологическим ростом.
2. Установлено, что подобранные нами физические упражнения и подвижные игры, используемые в подготовительной и начале основной части урока способствуют развитию координационных способностей и повышают эффективность педагогического процесса.
3. Внедрение разработанной методики в учебный процесс обучающихся младших классов, способствовало более эффективному развитию координационных способностей в экспериментальной группе.
1. Анатомия человека, учебник для студ-ов институтов Ф] под ред. В.И. Козлова, М.: ФиС, 1978г.
2. Ашмарин Б.А. ТиМФВ, М.: "Просвещение", 1979г.
3. Ашмарин Б.А. ТиМФВ, М.: "Просвещение", 1990г.
4. Беритов И.О. О механизме пространственной ориентации человека, - 1959, T.XI,вып.17.
5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии, - ФиС, 1991г.
6. Бехтерев В.М. О значении органов равновесия в наших представлениях о пространстве. Избр. Произвед. - М.: 1954:
7. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх, М.: ФиС, 1980г.
8. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф., Теоретическая подготовка юных спортсменов, М.; ФиС, 1981г.
9. Вайцеховский С.М. Книга тренера -М.: ФиС, 1971г.
10. Волков В.М. Физиологические особенности спортивной
тренировки детей дошкольного возраста/сп. Физиологи уч. для институтов физ.культуры/Под ред. Л.М. Кода - N ФиС, 1986г.
11. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок, М.: ФиС, 1980г.
12. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств, М.: ФиС,1980г.
13. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: учебник для институтов
14. Донской Д.Д. Теория строения действий/теория и практика ФК. -1991 - №3.
15. Жуков М.Н. Подвижные игры, М.: ФиС, 2001г.
16. Журавлев В.И. Методы педагогических исследований/Лекции для студентов пед. институтов, М.: Просвещение, 1972г.
17. Журнал "Физкультура и спорт", -М.: Знание - 1989, №4, с.6-8.
18.Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж., Рагимов Р.М., Сергиенко Л.П.// Теория и практика ФК, 1973г.
19. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, -М.: ФиС, 1970г.
20. Ильин Е.П. Психофизиологические ФВ/Уч. пособие для студентов пед. Институтов/М.: Просвещение, 1983г.
21. Иоффе Л.А. Ортостатические пробы/В кн.: Сердце и спорт, - М.: Медицина, 1968г.
22. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тести¬рование в спортивной медицине, -М.: ФиС, 1988г.
23. Ковалев В.Д. Спортивные игры, -М.: Просвещение, 1988г.
24. Лях В.И. Координационные способности школьников, -
Минск.1977г.
25. Лях В. И. Координационные способности//Физическая культура в школе, -2000, №4, с.6-9.
26. Матвеев Л.П. Общие основы спортивной тренировки// Очерки о теории ФВ - М. ФиС, 1959г.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, М.: ФиС, 1976г.
28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, М.: ФиС, 1991г.
29. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физкультурной подготовкой на уроках ФК, - Красноярск, 2000г.
30. Медицинский справочник тренера/Под ред. Геселевич В.А., М.: ФиС, 1976г.
31. Минаева Н.А., Филин В.П. Основы управления подготовкой юных спортсменов/Под ред. Набатниковой М.Л., М.: ФиС, 1982г.
32. Мурза В.П., Туров Б.Д., морозов В.Н. Использование вестибулярных проб для отбора и ориентации спортсменов к занятиям сложно координационными видами спорта//Тезисы докладов XIX Всесоюзной конференции "Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности", - Волгоград, 1988г.
33. Основы теории физической культуры: Учебник для
техникумов ФК/Под ред. А.А. Гужаловского, М.: ФиС, 1986г.
34. Панфилов О.П. Соотношение чувствительности и устойчивости вестибулярного анализатора у детей школьного возраста/Проблемы физиологии спорта: Адаптация спортсменов к работе при разном кислородном режиме, м.: ФиС, 1969г.
35. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры, 2-е изд., - М.: ФиС, 2000г.
36. Пономарев Н.И. Еще раз о теории ФК//Теория и практика ФК 1985, №6.
37. Ратов И.П. Проблемы возможностей функционального совершенствования в движениях, - Тбилиси: 1980, М.: 1973г.
38. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способно¬стей, -М.: ФиС, 1973г.
39. Серопегин И.М., Волков В.М., Синайский М.М. Физиология человека, М.: ФиС,1979г.
40. Соковня - Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков, - М.: ФиС,1999г.
41. Спортивная метрология//Учебник для институтов физической
50
культуры/Под ред. Зациорского В.М., - М.: ФиС,1982г.
42. Спортивная метрология//Учебник для институтов физической культуры/ Под ред. Коца Л.М., - М.: ФиС, 1986г.
43. Теория и методика физической культуры/Учебное пособие. Под ред. Ю.Ю. Куромшина, В.И. Попова, - СПб,1999г.
44. Тешков Ю.Н. Особенности применения сложнокоординированных упражнений в спортивной тренировке/Автореферат на соискание ученой степени кандидата наук, - Красноярск, 1999г.
45. Тихвинский С. Б. Роль ФВ в здоровье подростка, Ленинград, Знание, 1987г.
46. Тристан В.Г. практикум по физиологии спорта, Омск: СГАФК, 1997г.
47. Физическое воспитание: Учебник/Под ред. В.А. Головина, В,А. Масмекова, а, в, Коробкова и др., М.: Высшая школа, 1983г.
48. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных качеств у детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореферат дис. Доктора педагогических наук, М.: 1970г.
49. Фомин Н.А., Филин В.П. Основы юношеского спорта, -М.: ФиС, 1980г.
50. Фомин Н.А. Физиология человека, - М.: Просвещение, Владос, 1995г.
51. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта, -М.: Академия, 2000г.
52. Шиян Б.М., Минаев Б.Н. Основы методики физического
воспитания школьников, - М.: Просвещение, 1989г.
53. Шиян Б.М., Теория и методика физического воспитания, -М.: Просвещение, 1988г.