ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры
1.1. Понятие, сущность и типы корпоративной культуры
1.2. Влияние корпоративной культуры на успех организации
1.3. Формирование и развитие корпоративной культуры предприятия
Глава 2. Анализ корпоративной культуры на примере ООО «Краском»
2.1. Общие сведения
2.2. Алгоритм формирования корпоративной культуры и ее анализ на ООО «Краском»
2.3. Современное состояние корпоративной культуры
3. Основные направления развития корпоративной культуры в ООО «Краском»
3.1. Мероприятия по развитию корпоративной культуры предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях радикальных социально-экономических преобразований в России корпоративная культура стала значимым фактором, влияющим на эффективность и конкурентоспособность предприятий. Зарубежными исследователями установлено, что процветающие предприятия характеризуются высоким уровнем развития корпоративной культуры. Современными российскими учеными этот факт признается, ими делаются определенные шаги применения и адаптации методик диагностики зарубежных авторов. Умение анализировать и оценивать корпоративную культуру способствует принятию управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.
В создании благоприятных предпосылок для реализации стратегических целей предприятия приоритетное значение приобретает понимание руководителями роли корпоративной культуры. Корпоративная культура - это набор ценностей и принципов, которые разделяются большинством сотрудников и определяют их поведение по отношению к самой организации, клиентам и коллегам.
Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данному предприятию, таких, которые отражают ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественном средах проявляется в поведении, взаимодействия, восприятии себя и окружающей среды.
Каждое предприятие должно формировать свою систему корпоративной культуры, чтобы достичь намеченной цели бизнес-цели. Эта система должна состоять из определенных ценностей и быть воспринята для понимания со стороны менеджеров предприятия. Именно поэтому корпоративная культура формируется, становится своеобразной визитной карточкой предприятия. На предприятии корпоративная культура создает особую внутреннюю атмосферу, которая побуждает людей к выполнению порученных им задач и миссии: повышаются качество и интенсивность работы каждого работника, сводятся к минимуму трудовые конфликты.
Целью исследования в дипломной работе является определение направлений совершенствования корпоративной культуры производственного предприятия в современных условиях.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность корпоративной культуры предприятия;
- изучить структуру и содержание корпоративной культуры;
- ознакомиться с формированием и развитием корпоративной культуры предприятия;
- дать общую характеристику деятельности предприятия;
- провести анализ финансового состояния ООО «Краском»;
- проанализировать алгоритм формирования корпоративной культуры ООО «Краском»;
- разработать мероприятия по развитию корпоративной культуры предприятия.
- провести оценку экономической эффективности мероприятий на ООО «Краском».
Предмет исследования - корпоративная культура производственного предприятия. Объектом исследования выступает ООО «Краском».
Теоретической и методической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, таких как И.В. Алешина, И. Ансофф, К. Балдин, Ж.-П. Бодуан, Е.А. Иванова, К. Камерон, Э.А. Капитонов, В.в. Козлов, И.Н. Кузнецов, Т.А. Лапина, В.А. Спивак, Э. Шейн и других, а также материалы периодической печати и Интернет - источники.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе дипломной работы рассматриваются теоретические аспекты управления корпоративной культуры предприятия в современных условиях.
Во второй главе проводится алгоритм формирования корпоративной культуры и ее анализ на примере ООО «Краском», а также разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры.
В третьей главе определяется экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры на ООО «Краском».
Современные условия рыночного хозяйствования требуют новых перспективных форм управленческого и властного влияния, обеспечивающие максимально возможное достижение желаемых результатов деятельности предприятия. А это, в свою очередь, предполагает создание системы управления, при которой наемному работнику объективно была бы невыгодной пассивная трудовое участие в производстве. С учетом этого менеджер должен заботиться о формировании личности сознательного, активного работника и культуры поведения в целом. Корпоративная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и пр.
Корпоративная культура - это совокупность господствующих на предприятии ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей.
Корпоративная культура является инструментом достижения целей развития и выполняет функции:
- внутренней интеграции предприятия в единое целое (повышает уровень организованности и управляемости предприятия);
- мотивированности каждого сотрудника на достижение общей цели;
- адаптации к изменениям ситуации на рынке.
Проект по оптимизации корпоративной культуры - это диагностическая работа, которая реализуется для выявления «проблемных зон» отношений в формате «персонал - персонал», «персонал - внешний клиент» и «персонал - организация». Результаты проекта решают потребности предприятия в системных изменениях, которые приведут к более высокому уровню мотивированности и лояльности персонала и улучшению внешнего имиджа.
Основные этапы работы по формированию и развитию корпоративной культуры:
1. Анализ существующей культуры.
2. Разработка Корпоративного Кодекса.
3. Определение форм и методов работы.
4. Реализация проектов.
5. Анализ изменений.
Анализ существующей корпоративной культуры проводится по следующим основным направлениям:
1. Базовые ценности.
2. Традиции и символика.
3. Стандарты поведения.
4. «Герои» организации.
5. Восприятие бренда.
Присущая любому предприятию, корпоративная культура одновременно является и средством управления, и рычагом мотивации сотрудников. Формируя лояльность к предприятию, она напрямую влияет на производительность и эффективность трудовой деятельности, на качество работы, на характер производственных и личностных отношений на предприятии, на творческий потенциал людей и предприятия в целом.
Если рассматривать корпоративную культуру как систему, то можно выделить три уровня, на которых она проявляется: содержательный, ментальный и деятельностный. Для эффективного использования корпоративной культуры как инструмента управления бизнесом нужно, чтобы все эти уровни были понятны и осознаны. На содержательном уровне корпоративная культура представляет собой набор зафиксированных в текстах и документах блоков, составляющих нормативную базу деятельности организации. Ментальный уровень корпоративной культуры - это ее существование на уровне человеческого сознания и в его формах.
Для того чтобы перспективные стратегии, новые программы, более продуктивные нормы, эффективный стиль управления и так далее, могли начать «работать» и приносить весомые финансовые результаты, они должны трансформироваться в убеждения, приверженность и мотивацию руководителей и персонала.
Деятельностный уровень корпоративной культуры - это уровень практических действий людей, которые направлены на достижение миссии и стратегии, реализацию концепции, философии предприятия, корпоративных ценностей и норм, соответствующего стиля управления, традиций, программ, проектов и т.д. Каковы содержание и качество корпоративной культуры, каковы глубина и степень ее принятия работниками предприятия на ментальном уровне, таковы будут действия работников и эффективность этих действий.
Основополагающим элементом корпоративной культуры являются ценности. Они проявляются во всем предприятии и отражаются в его целях и политике. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами предприятия, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а стремление к общим ценностям способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей. Нормативное значение в корпоративной культуре имеют девизы и лозунги, которые в лаконичной форме подчеркивают значимые ориентиры и установки предприятия.
Анализ финансового состояния ООО «Краском» позволил сделать следующие выводы.
По оценке риска ликвидности предприятия находится в зоне допустимого риска. Структура оборотных активов свидетельствует о том, что наибольшая часть средств на 1 октября 2017 г. используется за пределами организации (35,8%).
На 1 октября 2013 года коэффициенты ликвидности в пределах своих нормативных значений. Из-за недостаточности наиболее ликвидных активов для покрытия срочных обязательств платежный недостаток на 1 октября 2016г. составлял - 9098 тыс. руб., на 1 января 2013 г. - 6437 тыс. руб. К 1 октября 2013 г. платежный недостаток увеличился до 10343 тыс. руб.
Анализ корпоративной культуры ООО «Краском» позволил сделать следующие выводы.
Для ООО «Краском» фактором, наиболее негативно влияющим на трудовую активность сотрудников, является моральное стимулирование. В ООО «Краском» хорошо разработана материальная компонента стимулирования труда и корпоративной культуры на уровне нормативов, регламентов, а также на практике управления персоналом.
Наибольшей степенью удовлетворения сотрудников ООО «Краском» характеризуются материальные инструменты стимулирования труда. Также сотрудники предприятия удовлетворены стандартами, нормами, традициями предприятия своей работы.
К минусам корпоративной культуры ООО «Краском» относятся такие элементы, как наличие сплетен, неудовлетворенность сотрудников стилем руководства. Так же, не в пользу существующей корпоративной культуры говорит тот факт, что сотрудники возлагают всю ответственность на руководителей, не желая брать ее на себя.
Что же касается общей удовлетворенности работников, то она составляет приблизительно 5,27, что соответствует среднему уровню. Работники ООО «Краском» в качестве ключевого направления развития корпоративной культуры предприятия выбрали разработку и проведение тематических тренингов.
В целях совершенствования и развития корпоративной культуры ООО «Краском» предлагается проведение следующих мероприятий:
1. Организация конкурсов профессионального мастерства среди работников ООО «Краском».
2. Установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в ООО «Краском» определённое число лет.
3. Расширение ассортимента услуг, оказываемых службами ООО «Краском» (психологической, информационной, технической, транспортной и др.) своим сотрудникам.
4. Поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов.
5. Создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников ООО «Краском» (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).
6. Проведение мероприятий по командообразованию - тимбилдинг, корпоративные праздники.
7. Мероприятия по развитию взаимоотношений в коллективе ООО «Краском».
8. Улучшение организации обучения персонала ООО «Краском».
Реализация комплекса предложенных мероприятий позволит повысить корпоративную культуру ООО «Краском».
1. Аброськина В.Д. Оценка корпоративной культуры и ее влияние на деятельность предприятий / В.Д. Аброськина // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 106-108.
2. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации. - М.: Маркет ДС, 2013. - 384 с.
3. Алешина И.В. Корпоративный имидж. Рост значимости имиджа в деятельности организации. - М.: «Гном-пресс», 2010. - 342 с.
4. Андусенко Т. Корпоративная культура // Корпоративные системы,
2009, №5. - С. 15-18.
5. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие / Б.А. Аникин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 236 с.
6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 2010.- 256 с.
7. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб: Питер, 2013. - 412 с.
8. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом: Модели управления - М.: Эксмо, 2012. - 259 с.
9. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом - М.: Юнити,
2011. - 361 с.
10. Балдин К. Корпоративная культура - М.: Экзамен, 2011. - 196 с.
11. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 338 с.
12. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. - М.: Орион,
2010. - 256 с.
13. Бондаренко И. Эффективность управления предприятием - ключевая задача менеджеров / И. Бондаренко // Менеджмент. - 2010. - №5. - С. 54-66.
14. Гончарук В.А. Развитие фирмы. - М.: Дело, 2011. - 208 с.
15. Грошев И.В. Организационная культура / И.В. Грошев, И.В. Емельянов, В.М. Юрьев: Учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 288 с.
16. Гулимова А.В. Привилегированные сотрудники и их влияние на корпоративную культуру компании // Управление корпоративной культурой. -
2012. - №1. - С. 46-50.
17. Ерофеев А. Корпоративное управление в России // Экономика и жизнь. -2010. - №23.
18. Занковский А.Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры: автореф. дисс. доктора психологических наук/А.Н. Занковский. - М, 2012. - 33 с.
19. Иванова Е.А., Шишикина Л.В. Корпоративное управление. М.: Феникс, 2011. - 256 с.
20. Иванушкин Г.П. Организационное поведение. - СПб.: Питер,
2011. - 249 с.
21. Как эффективно управлять организацией?/ Галенко В, П., Страхова О.А. Файбушевич СИ. - М.: Бератор-Песс, 2011. - 206 с.
22. Камерон К., Куинн Р Диагностика и изменение организационной культуры. Пер.с англ. - С-Пб.: Питер, 2011. - 100 с.
23. Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика - М.: Дело, 2010. - 251 с.
24. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации - М.: Центр, 2011. - 348 с.
25. Козлов В.В. Корпоративная культура. - М.: Альфа-Пресс, 2012. - 304 с.
26. Колесников А.В. Корпоративная культура современных организаций. Курс лекций. М.: Альфа-Пресс, 2011. - 448 с.
27. Коломийцев С.С. Структура корпоративной культуры // Маркетинг в России и за рубежом, 2008, №7. - С. 41-45.
28. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами - М.: Дело, 2013. - 259 с.
29. Коновалова В. Возможно ли регламентировать корпоративную культуру? // Кадровик. - 2009. - №7. - С. 37-45.
30. Кричевский Р.Л. Корпоративная культура и имидж организации // Директор. - 2009. - №3. - С. 29-36.
31. Кузнецов А.А. Принципы управления корпоративной культурой предприятия в нестабильной экономике // Бизнес информ. - 2013. - №7. - С. 352-356.
32. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура - СПб.: Питер, 2012. - 364 с.
33. Лапина Т.А. Корпоративная культура. Учеб.-методич. пособие. М.: Инфра-М, 2011. - 297 с.
34. Львов Д.В. Архетипическая составляющая корпоративной культуры: автореф. дисс. канд. философских наук / Д.В. Львов. - Красноярск,
2012. - 22 с.
35. Магура М. Формирование корпоративной культуры // Управление персоналом, 2007, №1. - С. 11-14.
36. Макарова Е. Изучение организационно-психологического климата // Управление персоналом, 2009, №11. - С. 16-20.
37. Макорина Л.А. Корпоративная культура организации как фактор развития организационной культуры личности // Омский научный вестник. - 2011. - №6. - С. 164-166.
38. Марача В. О подходах к анализу «корпоративной культуры» в рамках практики процессного консультирования (постановка проблемы) // Системы управления - проблемы и решения, 2010, №10, с. 116-131.
39. Михайлина С.А. Социально-философский анализ поведенческих регуляторов в корпоративной культуре: автореф. дисс. канд. фил. наук / С.А. Михайлина. - М, 2013. - 27 с.
40. Мясникова Т.А. Управление корпоративной культурой в условиях кризиса // Регион: системы, экономика, управление. - 2012. - №1. - С. 89-93.
41. Несмеева А.Ф. Зачем исследовать корпоративную культуру: измеряем неизмеримое // Управление корпоративной культурой. - 2013. - №1. - С. 24-27.
42. Новикова Е.Д. Корпоративная культура и управление изменениями // Менеджмент в России и за рубежом, 2010, №7. - С. 19-22.
43. Овдеева Е. Диагностика корпоративной культуры // Управление персоналом, 2008, №11. - С. 31-36.
44. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2012. - 328 с.
45. Пихало В.Т., Карасев П.А. Управление корпоративной культурой современной организации // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2013. - №9. - С. 61-66.
46. Полищук Е.В. Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия / Е.В. Полищук // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 183-185.
47. Рогожина А.В. Структурные изменения в компании: как преобразовать корпоративную культуру и сохранить человеческий капитал // Банковское дело. - 2012. - №7. - С. 64-68.
48. Савичева И.Л. Организационная культура. - М.: Дело, 2013. - 364 с.
49. Сидорова В.Н. Совершенствование организационной культуры компании как один из факторов повышения эффективности ее работы / В.Н. Сидорова // Управление корпоративной культурой. 2010. №2. С. 35-42.
50. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. - СПб.: Серия «Университетский учебник», 2011. - 442 с.
51. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. - С-Пб.: Питер, 2011 - 213 с.
52. Струнин Ю. Диагностика корпоративной культуры предприятия // Кадровое дело. - 2011. - №6. - С. 39-42.
53. Тимофеев А.А. Менеджмент персонала - СПб.: Наука, 2013. - 205 с.
54. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О.Г. Тихомирова. - СПб.: Питер, 2012. - 148 с.
55. Турчинов А.И. Управление персоналом. - М.: Знание, 2012. - 488 с.
56. Трифонов Д. Организационный климат // Директор-инфо. - 2011. - №8. - С. 31-34.
57. Трофимов А.Г. Изменения в корпоративной культуре // Менеджмент в России и за рубежом, 2010, №9. - С. 5-8.
58. Уварова Е. Управление корпоративной культурой // Психология управления. - 2012. - №2. - С. 24-28.
59. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2010. - 336 с.
60. Яковлева Е.Н. Мониторинг корпоративной культуры // Менеджмент в России и за рубежом, 2009, №2. - С. 11-14.