ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И
КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной литературе 6
1.2 Подходы к пониманию креативности 12
1.3 Особенности тревожности и креативности в младшем подростковом
возрасте 19
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты исследования и их анализ 28
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
В современном обществе большую роль играет человеческий капитал. Для того, чтобы быть успешной, конкурентоспособной личностью необходимо соответствовать ряду критериев. Одним из них является развитая креативность.
Определяющими факторами в образовании выступают внутренняя творческая активность, потребности обучающегося, его способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, содержащихся в ФГОС [47], можно заметить, что на первый план выходит развитая инициатива и творческие способности. Это подтверждает и тот факт, что одной из компетенций будущего в модели 4К названа креативность [32].
Именно поэтому важно понимать, что может способствовать развитию креативности у обучающихся, а что наоборот является препятствием для её проявлений.
Существует довольно большой пласт научной литературы по данной теме. В публикациях нередко можно встретить факт того, что предметом внимания ученых становились соотношения креативности или ее компонентов с другими феноменами. Так, например, были рассмотрены взаимосвязи и взаимовлияния креативности и мышления, интеллекта, эмоциональной сферы, ценностно-мотивационной сферы.
В нашей же работе предметом обсуждения стало то, какую роль играет тревожность в развитии креативности, и можно ли, изменяя параметры тревожности, воздействовать на неё?
Исследователи проблемы выдвигают несколько точек зрения на этот счет. Некоторые считают, что тревожность способна проявлять своё негативное влияние на процесс формирования креативности. Другие отмечают, что креативной личности свойственны проявления высокого уровня развития тревожности. Также выдвигается мнение, что развитие креативности может способствовать коррекционной работе с тревожностью.
В отличие от взрослых подростки более чувствительны к происходящему в их жизни. Воздействие негативных факторов, таких как высокая тревожность, на их эмоциональную сферу, может привести к серьезным последствиям в процессе становления их личности.
С одной стороны, подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития креативности, однако в этот же период проблема высокой тревожности может стать особенно острой для человека.
Цель: способствовать развитию креативности младших подростков с высоким уровнем тревожности.
Объект: креативность.
Предмет: развитие креативности младших подростков с высоким уровнем тревожности.
Гипотеза: между показателями тревожности и креативности существует некоторая связь. Изменения показателей тревожности могут способствовать развитию креативности.
Задачи:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме тревожности и креативности.
2. Выделить методы проведения эмпирического исследования.
3. Охарактеризовать роль тревожности в развитии креативности в младшем подростковом возрасте.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие креативности подростков, имеющих высокий уровень тревожности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы, классификация и систематизация;
- эмпирические: опрос, тестирование;
- метод количественной и качественной обработки данных: корреляционный анализ.
Диагностический материал:
1. Шкалы ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина.
2. Фигурный тест креативности П. Торранса «Закончи рисунок» (сокращенный вариант).
3. 14-факторный личностный опросник Р.Б Кеттелла (подростковый вариант).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, состоящего из 58 источников, приложений.
Цель нашей работы состояла в том, чтобы способствовать развитию креативности младших подростков с высоким уровнем тревожности.
Исследование проблемы по вопросам тревожности и креативности в трудах отечественных и зарубежных ученых позволило сделать определенные выводы.
В первую очередь, стоит сказать, что тревожность рассматривается с разных точек зрения. И тем не менее практически все ученые -психологи сходятся во мнении в том, что постоянно завышенный уровень этого явления является показателем неблагополучия развития личности.
В психологии имеются довольно разные подходы к понятию «креативность». Обобщив мнения разных исследователей в этой области, можно говорить о том, что креативность представляет собой способность к выдвижению новых, нетипичных, оригинальных идей, взглядов, созданию нечто нового, умению находить разнообразные способы решения трудных задач и ситуаций. Авторы называют креативность - ключевым навыком нынешнего века и подчеркивают значимость ее развития среди молодого поколения. Именно это является одной из причин, по которой важно заниматься исследованием того, что способно создавать препятствия для проявлений креативности.
При изучении литературы были рассмотрены и особенности тревожности и развития креативности в младшем подростковом возрасте. Установлено, что этот возрастной период наиболее благоприятный для проявления креативности и вместе с этим возраст также называется и «возрастом тревог». Высокий уровень тревожности неблагоприятно воздействует не только на личность подростков, но и на другие сферы их жизни.
В практической части исследования было установлено, что тревожность взаимосвязана с показателями креативности через степень внутреннего напряжения. Чем выше тревожность, тем выше напряжение и тем ниже креативность.
На основе этого был проведен комплекс занятий по работе с младшими подростками, имеющих высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, с целью создания условий, которые бы способствовали развитию креативности.
Результаты, полученные после его проведения, позволяют говорить о том, что снижение уровня тревожности и взаимосвязанной с ней степенью внутреннего напряжения может способствовать росту таких показателей креативности как «гибкость», «оригинальность» и «разработанность».
В ходе проведенной работы поставленные задачи были полностью решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Per Se, 2008. 160 с.
2. Барышева Т.А. Когнитивные факторы развития креативности в младшем подростковом возрасте // Научное мнение. 2022. № 1-2. С. 66-74.
3. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. М.: Детство-Пресс, 2006. 205 с.
4. Барышева Т.А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. №145. С. 54-64.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 1997. 348 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 499 с.
7. Ваулина Т.А., Зуева Д.Е. Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве //Вестник университета №351. 2011г. С. 121 - 123.
8. Волгуснова Е.А Развитие креативности в младшем подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №3 (43). С. 194-204.
9. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст / Е.В. Бурмистрова, Д.А. Донцов, М.В. Донцова // Вестник практической психологии образования. 2015. № 1(42). С. 3-14.
10. Диагностика эмоционально-нравственного развития. / ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Питер, 2002. 218 с.
11. Дмитриева С.Н, Евдокарова Т. В, Попова И. И. Влияние тревожности на успеваемость подростков // Современное педагогическое образование. 2019. №12. С. 104-106.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер, 2007.
368 с.
13. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: Сарат, 2000. 137 с.
14. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
15. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1. С. 42-47.
16. Ерофеева М.А. Психолого-педагогическая характеристика межличностного общения подростков с повышенным уровнем тревожности // Перспективы науки и образования. 2020. № 5(47). С. 293-303.
17. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 1997. 287 с.
18. Захарова О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе // Материалы II Международной научной конференции «Аспекты и тенденции педагогической науки» (г. Санкт-Петербург, 20-23 июля 2017 года.) Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. С. 15-17.
19. Изард К. Эмоции человека. М.: Просвещение, 1987 г. 260 с.
20. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Спб.: Печатный двор им. А. М. Горького, 2009. 433 с.
21. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб. : Питер, 2005. 412 с.
22. Коломиец Е.Ф. Основные направления изучения феномена креативности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №3. С. 381-387.
23. Косых Ю.Ф. Гендерные особенности проявления тревожности у подростков и пути ее коррекции в условиях школьного образования // Молодежный инновационный вестник. 2018. Т. 7. № S3. С. 53-54.
24. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. М.: Альянс, 2020. 336 с.
25. Крайник В.Л., Диянова Р.Т. Педагогике-психологический анализ проблемы исследования креативности личности // МНКО. 2019. №3 (76). С. 333-335.
26. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный цикл развития человека: учебное пособие для вузов. М.: Акад. проект, 2013. 420 с.
27 Матвеева О.А, Айсувакова Т.П, Сорокопуд Ю.В Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70 (3). С.307-310.
28. Малахова И.А. Развитие креативности личности в социокультурной
сфере: педагогический аспект. Минск: Белорусский государственный
университет культуры и искусств, 2006. 327 с.
29. Ободникова И.А. Психолого-педагогические подходы к определению креативности // Вестник БГУ. 2013. №1. С. 125-127.
30. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. М.: Эко-Пресс, 2018. 113 с.
31. Параничева Т.М., Макарова Л.В., Тюрина Е.В Особенности проявления тревожности у подростков 13-14 лет // Новые исследования. 2018. №2 (55). С. 88-101.
32. Пинская М.А., Михайлова А.М. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации. М.: Дрофа, 2019. 76 с.
33. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998, № 2 С. 11-18.
34. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Московский психолого-социальный институт, 2000. 303 с.
35. Прихожан А.М. Тревожность: явление, причины, диагностика // Школьный психолог. 2004. № 8. С. 64-73.
36. Психологический словарь / под. ред Р.С. Немов. М.: Владос, 2007.
441 с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. Пособие. М.: ВЛАДОС-Пресс, 1999. 384 с.
38. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
39. Романенко О.Н. Классические представления о тревожности // Форум молодых ученых. 2019. №3 (31). С. 690-696.
40. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологи. М.: Педагогика, 1977. 424 с.
41. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Эксмо-Пресс, 2011. 448 с.
42. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005. 599 с.
43. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. 208 с.
44. Тетерятникова Т.В. Теоретические основы изучения личностной креативности подростков // Вестник науки. 2021. №3 (36). С. 34-44.
45. Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. СПб.: Речь, 1992. 220 с.
46. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбГУПМ, 2002. 34 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. [Электронный ресурс]:
URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be 16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 12.04.2023).
48. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 264 с.
49. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире: Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Питер, 2008. С. 171-175.
50. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. №6. С. 103-109.
51. Чербиева С.В. К вопросу о взаимосвязи тревожности личности юношеского возраста и последствий стресса / С. В. Чербиева, С. Н. Бостанова // Алиевские чтения: Материалы научной сессии (Карачаевск, 16-20 апреля 2020 г.) Карачаевск: КГЧУ им. У.Д. Алиева, 2020. С. 81-87.
52. Шумакова Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т.9. №4. С.108-117.
53. Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 8-16.
54. Щербатых Ю.В Психология страха. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 504 с.
55. Эрдынеева К.Г. Факторы и механизмы развития творческих способностей младших подростков // Психология способностей: от самораскрытия к профессиональной реализации: Материалы Всероссийской научной конференции (Владивосток, 11-12 апреля 2018 г.) Владивосток: ВГУЭС, 2018. С. 64-70
56. Яголковский С. Р Психология креативности и инноваций: учебное пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 157 с.
57. Barron F. Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge, 1988. P. 76-98
58. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge, 1988. P. 99-124.