Введение...3
Глава 1. Буддизм в раннесредневековой Корее...8
1.1 Проникновение буддизма на территорию Корейского полуострова............8
1.2 Тенденции развития буддизма в период Объединенного Силла..................10
Глава 2. Влияние буддизма на культуру Объединенного Силла...19
2.1 Влияние буддизма на архитектуру в период Объединенного Силла.........19
2.2 Влияние буддизма на изобразительное искусство в период Объединенного Силла..29
Заключение...36
Список используемых источников и литературы………………………..…….38
Приложения ......42
Актуальность. Объединенная Силла была основана в 668 г., когда два королевства Когурё и Пэкче потерпели поражение в битве против Силла. Королевство сохраняло свою власть более 200 лет до основания династии Корё. Объединение трех государств является важным моментом в корейской истории, поскольку все три различных языка, культуры, образа жизни и обычаев были объединены, интегрированы и попали под управление единой системы. С приходом буддизма на территорию Корейского полуострова можно проследить значительные изменения в искусстве, архитектуре и живописи. Буддийские верования стремительно развивались и вели к научному и культурному росту. Развивалось строительство храмом, буддизм способствовал появлению исторически значимых архитектурных сооружений в период Объединенного Силла.
На настоящий момент актуальность изучаемой темы заключается в нескольких факторах. Благодаря изучению данного вопроса, можно проследить изменения в искусстве Корейского полуострова, узнать о тенденциях развития отдельных сфер искусства, выделить основные особенности относительно различных периодов истории.
Степень изученности. Данной тематике посвящен широкий ряд научных статей и исследований. Этот вопрос рассматривался такими российскими авторами, как Н.В. Кочешков «Искусство и архитектура Кореи» в данной работе отмечены основные тенденции развития буддизма на территории Корейского полуострова, также особое внимание к данному вопросу прослеживается в работах А.В. Коротича «Художественные особенности современной архитектуры Южной Кореи» , где рассматривается буддийское влияние на живопись в период существования Объединенного Силла. Также данный вопрос рассматривали и зарубежные авторы, такие как, Чхве Ынг-Чан «Буддийское искусство металла в Корее» , данная работа рассказывает про основные направления искусства в период Объединенного Силла связанные с развитием и распространением буддизма в тот период времени. Чонг Ки Р. Вон «Буддизм: история и теология новой религии Кореи» , обращает внимание на изучение аспектов влияния буддизма на различные сферы жизни общества в периоды правления династий Коре, Чосон и существования Объединенного Силла.
Объектом исследования является искусство Объединенного Силла, а предметом – влияние Буддийских элементов на искусство Объединенного Силла.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 668 г. по 935 г. Верхняя граница – 668 г., – характеризуется объединением территории Корейского полуострова под властью Объединенного Силла, нижняя граница в 935 г., связана с окончанием существования данного государства. Однако для достижения заданной цели мы вынуждены были выйти за установленные хронологические рамки. В частности, необходимо рассмотреть искусство в период существования Трех государств, искусство династии Корё и Чосон.
Целью исследования является изучение буддийских элементов в искусстве Объединенного Силл¬а.
Задачами исследования стали:
1. рассмотреть проникновение буддизма на территорию Корейского полуострова;
2. изучить изменения в корейском буддизме в период Объединенного Силла;
3. проанализировать влияние буддизма на архитектуру в период Объединенного Силла;
4. исследовать влияние буддизма на изобразительное искусство в период Объединенного Силла.
В процессе написания курсовой работы использовались следующие методы исследования, как историко-сравнительный для выявления различий в искусстве нескольких государств на территории Корейского полуострова, в которых сравниваются события и устанавливаются исторические закономерности. Диахронный метод использовался для изучения изменений в отдельно взятых регионах и городах в период существования Объединённого Силла. Также был применён принцип историзма, для того чтобы рассмотреть все процессы в рамках истории, выделить отличительные черты в искусстве, архитектуре и живописи Объединенного Силла в период развития буддизма. Историко-генетический метод использовался для рассмотрения различных событий и явлений с точки зрения его развития.
Источниковой базой исследования являются различные экспонаты выставок и музеев, такие как «Памятник мученичеству Ли Ча-Дона» Национального музея Кёнджу , этот прямоугольный каменный монумент, известен как «Столп Ли Ча-дона», был построен на 10-м году правления короля Хондока (818 г. н.э.), через 290 лет после смерти Ли. Также в Национальном музее Кёнджу находятся такие экспонаты как, «Реликварий Шарира» , был обнаружен в трехэтажной каменной пагоде в храме Попгванса в провинции Северный Кёнсан. «Керамическая плитка с цветочным рисунком» , эта плитка использовалась для напольного покрытия, имеет тщательно продуманный цветочный медальон на лицевой стороне и динамичный рисунок дракона на узких сторонах. «Будда» , эта статуя, по оценкам, была создана в середине VIII в., и считается самой выдающейся среди статуй Будды, раскопанных в пруду Вольжи. «Реликварий из Восточной пагоды» Национальный музей Кореи, согласно записям, храм Гамеунса был основан в 682 году в честь короля Мунму, под правлением которого Силла объединила три королевства древней Кореи, однако сейчас храм исчез. Для изучения живописи в период Объединённого Силла были взяты следующие экспонаты, ряд которых находится в Национальном музее Кореи. «Общий вид Внутреннего Кымгана» , гора Кымган внушала не просто трепет, но и тоску. Для корейских художников горы всегда представляли собой густой клубок природных красот, исторических легенд и политического символизма. «Рок Пунчондэ» , в этом альбоме использовались точные штрихи для горных хребтов, а не плавные контуры. Для растительности на вершинах, линии были расставлены перпендикулярными дефисами, каждый и з которых представлял собой четкое действие. «Пруд девяти драконов, Алмазные горы» Художественный музей Джордана Шнитцера, данное произведение предлагает более современный взгляд на старую традицию.
Обзор литературы. Исследованиями по данной тематике занимались: А.А. Токарева «Традиционные корейские мотивы в живописи» , в данной статье были рассмотрены изменения и пути развития корейского искусства, проведет анализ изменения живописи с периода появления государства Объединенного Силла; О.Н. Глухарева «Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в.» , в данном источнике автор подробно рассказывает про развитие различных видов и направлений в искусстве с периода древнего времени на территории Корейского полуострова; О.Н. Глухарева «Архитектура Кореи» в данном источнике раскрываются темы, касающееся архитектуры, подробные описания строительства буддийских храмов в период Объединенного Силла.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Королевство Силла было наиболее изолированным от Корейского полуострова, поскольку располагалось на юго-востоке; королевство также было последним, принявшим буддизм и иностранные культурные влияния. Силла в конечном итоге завоевал два других королевства, Пэкче в 660 г. и Когурё в 668 г. После этого Объединенная Силла (или Поздняя Силла) заняла большую часть Корейского полуострова, а северная часть вновь возникла как Пархэ, государство-преемник Когурё. После почти 1000 лет правления Силла распалась на краткие Поздние Троецарствия, передав власть своей преемнице династии Корё.
Гробницы королевства Силла были в основном недоступны для мародеров, поэтому сохранилось много образцов корейского искусства. Мастера Силла были известны своими способностями к обработке золота, которые имеют сходство с этрусскими и греческими методами, примером чего являются золотые серьги и короны. Короны Силла были сделаны из чистого золота и дополнены украшениями в виде деревьев и рогов, что свидетельствует о шаманской традиции. Поскольку золотые артефакты Силла имеют сходство с европейской техникой, а стекло и бусы с изображением голубоглазых людей были найдены в королевских гробницах, многие считают, что Шелковый путь простирался до самой Кореи.
Ремесленники Силла славились своими способностями к обработке золота и буддийской архитектурой. Буддизм также повлиял на архитектуру и строительство. Монастыри и храмы стали важными объектами, а их архитектура была тесно связана с буддийской религией. Большинство храмов были построены на горных вершинах или в глубине лесов, чтобы создать атмосферу покоя и уединения.
Примеры единого искусства Силла включают грот Соккурам и храм Пульгукса. Две пагоды на земле, Сокгатап и Даботап, также являются уникальными примерами каменной кладки и искусства Силла. Мастера создавали массивные храмовые колокола, реликварии, статуи. Столицу Объединенного Силла прозвали «городом золота» из-за использования золота во многих предметах искусства.
Кроме того, буддизм повлиял на развитие искусства. Живопись, скульптура и каллиграфия были тесно связаны с религией и изображали Будду, бодхисатв и других святых фигур. Эти произведения искусства стали не только символом религиозных убеждений, но и важным элементом культуры Кореи. Пейзажная живопись стала преобладающей формой в изобразительном искусстве Объединенного Силла, так как изначально природа рассматривалась как живое существо и символизировалась со священным значением. Её рассматривали как неотъемлемую часть в жизни человека. С течением времени пейзажная живопись подверглась изменениям в зависимости от государственной религии в определенные периоды истории Корейского полуострова.
В целом, буддизм стал основой моральных и этических ценностей общества. Он учил людей терпимости, состраданию и смирению. Буддийские монастыри стали центрами образования, где люди изучали не только религиозные тексты, но и науку, философию и литературу. Религия оказала огромное влияние на все сферы жизни общества, архитектуру, скульптуру, изобразительное искусство и образ поведения населения.
1. Ким Бусик. Самгук саги: Летописи Силла / Пер. и вступ. ст. М. Н. Пака. М.: Вост. лит., 2001. – С. 117-138.
2. Art of Silla, Владелец коллекции: National Museum of Korea (137 Seobinggo-ro, Yongsan-gu, Seoul) [Электронный ресурс] // URL: https://artsandculture.google.com/partner/national-museum-of-korea (дата обращения: 02.09.2023).
3. Buljeongdae Rock from Album of Mount Kumgang, Владелец коллекции: National Museum of Korea (137 Seobinggo-ro, Yongsan-gu, Seoul). [Электронный ресурс] // URL: https://www.nytimes.com/2018/02/08/arts/design/south-korea-north-korea-metropolitan-museum-diamond-mountains-olympics.html (дата обращения: 02.09.2023).
4. Buddhist Art of Silla, Владелец коллекции: Gyeongju National Museum (Wolji, Inwang-dong, Gyeongju, Gyeongsangbuk-do Province, Korea) [Электронный ресурс] // URL: https://artsandculture.google.com/story/OwVxtkScJSZLJQ (дата обращения: 28.08.2023).
5. General View of Inner Kumgang, Leaf from the Album of Gyemojae Jeong Seon, Владелец коллекции: National Museum of Korea (137 Seobinggo-ro, Yongsan-gu, Seoul). [Электронный ресурс] // URL: https://www.nytimes.com/2018/02/08/arts/design/south-korea-north-korea-metropolitan-museum-diamond-mountains-olympics.html (дата обращения: 02.09.2023).
6. Nine Dragon Pool, Diamond Mountains, Владелец коллекции: Jordan Schnitzer Museum of Art (1430 Johnson Lane Eugene, OR 97403 On the University of Oregon Campus). [Электронный ресурс] // URL: https://www.nytimes.com/2018/02/08/arts/design/south-korea-north-korea-metropolitan-museum-diamond-mountains-olympics.html (дата обращения: 02.09.2023).
7. Tile with Floral Medallion and Dragon Designs, Unified Silla (668-935), Владелец коллекции: Gyeongju National Museum (Wolji, Inwang-dong, Gyeongju, Gyeongsangbuk-do Province, Korea) [Электронный ресурс] // URL: https://artsandculture.google.com/asset/tile-with-floral-medallion-and-dragon-designs-unknown/cAFeA58uD7cSzw (дата обращения: 18.06.2023).
II. Используемая литература:
8. Абрамов Л.К. Народное зодчество Кореи // Корейское классическое искусство – М., 1972. – С. 80—93.
9. Ан Су Ми. Диалог культур в истории Кореи. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15824827 (дата обращения: 29.11.2022).
10. Баранова Н.В. Развитие архитектуры Кореи через призму времени. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49351479 (дата обращения: 29.11.2022).
11. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в. М., 1982. – 250 с.
12. Глухарева О.Н. Архитектура Кореи / / Всеобщая история архитектуры. – М., 1958. – Т. 1. – С. 358—362.
13. Каневская H.A. "Искусство Кореи. Государственный музей искусства народов Востока", М,1990. – 40 с.
14. Картушенков М.В. История культурного развития этноса и государств в древности. Корея. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49186748 (дата обращения: 29.11.2022).
15. Кочешков Н.В «Искусство и архитектура Кореи»: традиции и современность [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-i-arhitektura-korei-traditsii-i-sovremennost (дата обращения: 29.11.2022).
16. Коротич А.В. Художественные особенности современной архитектуры Южной Кореи //Academia. Архитектура и градостроительство. - 2017. – С. 34-56.
17. Ланьков А.Н. Старая корейская архитектура. [Электронный ресурс] // URL: https://guide.travel.ru/south_korea/4584.html?ysclid=l3u2dbyewo (дата обращения: 29.11.2022).
18. Пронина С.Ю. История и культура корейской кухни (с древнейших времен и до эпохи Корё). // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2019. – С. 1-4.
19. Стоякин М.А. Буддийская культовая архитектура бохайского времени в северной части Корейского полуострова // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. №3. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buddiyskaya-kultovaya-arhitektura-bohayskogo-vremeni-v-severnoy-chasti-koreyskogo-poluostrova (дата обращения: 29.11.2022).
20. Токарева А.А. Традиционные корейские мотивы в живописи. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48405168 (дата обращения: 29.11.2022).
21. Тян В.Д. Архитектура буддийских храмов средневековой Кореи. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30080863 (дата обращения: 29.11.2022).
22. Чо Иок. Историко-культурное наследие столицы Древнего Королевства Силла. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41266857 (дата обращения: 29.11.2022).
23. Эскина Э. Знакомство с национальной культурой Кореи. [Электронный ресурс] // URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/131883 (дата обращения: 29.11.2022).
24. Квон Бён Рин. Бесценные находки в пагоде Камынса - свидетельства непревзойденного искусства мастеров Силла. // Сеул. - Зима 1996. - С. 19-25
25. Квон Бён Рин. Соккурам: скульптурный шедевр в граните. // Сеул. - Лето 1996. - С. 34-48
26. Chung Byong Jo. Korean Buddhism: Exploring ways of harmonizing the contradictory, in KOREANA: Korean Culture and Arts – 1992. – p. 6 – 13.
27. Chung Myung Sub. Encyclopedia of Korean Folk Beliefs // Seoul: The National Folk Museum of Korea – 2013. – С. 87-95.
28. Chung Young Ho. Pagoda: symbols of the Buddha throughout Korean history, in KOREANA: Korean Culture and Arts – 1992. – p. 32 - 39.
29. Choi Eung-Chan. Korean Buddhist Metal Art – 1988. – 276 с.
30. Chong Key R. Won Buddhism: A History and Theology of Korea's New Religion. Durango, Colo.: Hollowbrook Publishing – 1995. – 168 с.
31. Kim Djun Kil. The History of Korea. Greenwood Press – 2005. – 232 с.
32. Lee Ki-baik. A New History of Korea. Harvard University Press – 1984. – 474 с.