Методика развития координационных способностей обучающихся 10-12 лет во внеучебной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Общая характеристика координационных способностей 7
1.2. Классификация координационных способностей 9
1.3. Возрастная динамика естественного развития координационных
способностей у обучающихся школьного возраста 16
1.4. Средства и методы развития координационных способностей 19
1.5. Критерии и методы оценки координационных способностей 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 37
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 40
3.1. Средства и методы для развития координационных способностей у
обучающихся 40
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 44
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Общая характеристика координационных способностей 7
1.2. Классификация координационных способностей 9
1.3. Возрастная динамика естественного развития координационных
способностей у обучающихся школьного возраста 16
1.4. Средства и методы развития координационных способностей 19
1.5. Критерии и методы оценки координационных способностей 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 37
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 40
3.1. Средства и методы для развития координационных способностей у
обучающихся 40
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 44
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современный баскетбол - это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от обучающихся предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. За все время существования баскетбола, характер игры переживал существенные изменения. Новый характер игры предъявляет очень высокие требования к общей, специальной подготовке обучающихся. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств. Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в формировании двигательных способностей и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психологической напряженности [3].
Невысокий уровень физической подготовленности обучающегося лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствования его. Например, обучающийся, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть современной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Команда, игроки которой медлительны, не может эффективно применять быстрый прорыв, прессинг и т.д.
Поскольку проявление отдельных двигательных качеств очень разнообразно, то и совершенствование каждого физического качества требует дифференцированной методики. Так, в процессе совершенствования скоростных способностей возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных возможностей при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентации, принятия решений, выполнения различных передвижений, атакующих и защитных действий, сложных групповых взаимодействий с партнерами в условиях острого дефицита времени. В процессе развития различных физических качеств, следует также учитывать, что обучающийся должен проявлять силу, быстроту, гибкость и выносливость в сочетании с координацией и точностью движений в условиях различного состояния организма [15].
Важной особенностью современного баскетбола является то, что смена приемов и действий происходит в зависимости от ситуаций. Одновременно с быстрой ориентацией и решением тактических задач, с умением сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой, обучающийся проявляет высокие координационные способности, т.е. -ловкость движений [3].
Ловкость-сложное качество. Настолько сложное, что одни теоретики считают, будто его вообще не существует. Другие относят ловкость к сфере управления деятельностью, но не идентифицируют как качество двигательное. Третьи определяют ловкость как сумму координационных способностей, предопределенных центрально-нервными механизмами. Четвертые расценивают ее как способность обучаться. Причем каждый вроде бы приводит свои аргументы (хотя далеко не все используют их корректно) [25].
Позднее, наряду с термином «ловкость» стали применять термин «координационные способности».
Так, по мнению Е. П. Ильина, под ловкостью следует понимать совокупность координационных способностей, одной из которых является быстрота овладения новыми движениями, другой - быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.
Ловкость и координация движений имеют существенное значение в становлении двигательных навыков, в развитии физических качеств, они играют большую роль и в спортивной, и в производственной деятельности человека, в его повседневной жизни. И для игры в баскетбол, ловкость является чуть ли не самым главным качеством.
Целью исследование дипломной работы явилось разработка и экспериментальное обоснование эффективности средств и методов для развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности.
Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности.
2. Подобрать средства и методы для развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности.
3. Оценить эффективность средств и методов, применяемых для развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности.
Объектом исследования явился процесс развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности. Предметом исследования явились средства и методы развития координационных способностей у обучающихся.
В работе использовались методы научного исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы;
-педагогический эксперимент;
-контрольные испытания;
-математико-статистическая обработка результатов тестирования.
В качестве рабочей гипотезы использовалось предположение о том, что применение упражнений с динамическим характером будут эффективнее развивать координационные способности обучающихся. Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы как тренерами, так и учителями физической культуры.
Невысокий уровень физической подготовленности обучающегося лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствования его. Например, обучающийся, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть современной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Команда, игроки которой медлительны, не может эффективно применять быстрый прорыв, прессинг и т.д.
Поскольку проявление отдельных двигательных качеств очень разнообразно, то и совершенствование каждого физического качества требует дифференцированной методики. Так, в процессе совершенствования скоростных способностей возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных возможностей при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентации, принятия решений, выполнения различных передвижений, атакующих и защитных действий, сложных групповых взаимодействий с партнерами в условиях острого дефицита времени. В процессе развития различных физических качеств, следует также учитывать, что обучающийся должен проявлять силу, быстроту, гибкость и выносливость в сочетании с координацией и точностью движений в условиях различного состояния организма [15].
Важной особенностью современного баскетбола является то, что смена приемов и действий происходит в зависимости от ситуаций. Одновременно с быстрой ориентацией и решением тактических задач, с умением сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой, обучающийся проявляет высокие координационные способности, т.е. -ловкость движений [3].
Ловкость-сложное качество. Настолько сложное, что одни теоретики считают, будто его вообще не существует. Другие относят ловкость к сфере управления деятельностью, но не идентифицируют как качество двигательное. Третьи определяют ловкость как сумму координационных способностей, предопределенных центрально-нервными механизмами. Четвертые расценивают ее как способность обучаться. Причем каждый вроде бы приводит свои аргументы (хотя далеко не все используют их корректно) [25].
Позднее, наряду с термином «ловкость» стали применять термин «координационные способности».
Так, по мнению Е. П. Ильина, под ловкостью следует понимать совокупность координационных способностей, одной из которых является быстрота овладения новыми движениями, другой - быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.
Ловкость и координация движений имеют существенное значение в становлении двигательных навыков, в развитии физических качеств, они играют большую роль и в спортивной, и в производственной деятельности человека, в его повседневной жизни. И для игры в баскетбол, ловкость является чуть ли не самым главным качеством.
Целью исследование дипломной работы явилось разработка и экспериментальное обоснование эффективности средств и методов для развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности.
Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности.
2. Подобрать средства и методы для развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности.
3. Оценить эффективность средств и методов, применяемых для развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности.
Объектом исследования явился процесс развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности. Предметом исследования явились средства и методы развития координационных способностей у обучающихся.
В работе использовались методы научного исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы;
-педагогический эксперимент;
-контрольные испытания;
-математико-статистическая обработка результатов тестирования.
В качестве рабочей гипотезы использовалось предположение о том, что применение упражнений с динамическим характером будут эффективнее развивать координационные способности обучающихся. Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы как тренерами, так и учителями физической культуры.
1. Проанализировав научно-методическую литературу по развитию координационных способностей у обучающихся 11-12 лет было установлено:
а) координационные способности представляют собой совокупность морфофункциональных свойств организма человека, определяющих его возможности эффективно решать двигательные задачи, а также умение адекватно перестраивать двигательную деятельность при изменяющихся ситуациях;
б) возрастной период с 6-7 до 10-12 лет является наиболее благоприятным для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности.
2. Подобраны и применены комплексы упражнений для развития координационных способностей обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности, которые составлены из упражнений с динамическим характером, и возможностью их варьирования одним или несколькими способами.
3. Установлено, что подобранные нами комплексы по развитию координационных способностей, обучающихся 11-12 лет, являются эффективными.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп показывает, что применение средств и методов для развития координационных способностей в экспериментальной группе дало положительные результаты. Сравнение результатов тестов, оценивающих координационные способности, показало статистически значимое улучшение результатов в экспериментальной группе к концу эксперимента. Произошел прирост показателей уровня развития координационных способностей: в челночном беге на 12,68 %; в тесте «Три кувырка вперед» - на 15,71 %; в ведении мяча рукой в беге с изменением направления движения - на 26,07 %.
В контрольной группе тоже произошло улучшение абсолютных показателей результатов тестов, но значительно меньшее, чем в экспериментальной.
Результаты тестирования выявили, что в упражнениях на координационные способности, показатели у обучающихся экспериментальной группы оказались выше, чем у обучающихся контрольной группы. Хотя на исходном этапе не было обнаружено статистически значимой разницы показателей контрольных тестов.
Гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, подтвердилась.
а) координационные способности представляют собой совокупность морфофункциональных свойств организма человека, определяющих его возможности эффективно решать двигательные задачи, а также умение адекватно перестраивать двигательную деятельность при изменяющихся ситуациях;
б) возрастной период с 6-7 до 10-12 лет является наиболее благоприятным для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности.
2. Подобраны и применены комплексы упражнений для развития координационных способностей обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности, которые составлены из упражнений с динамическим характером, и возможностью их варьирования одним или несколькими способами.
3. Установлено, что подобранные нами комплексы по развитию координационных способностей, обучающихся 11-12 лет, являются эффективными.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп показывает, что применение средств и методов для развития координационных способностей в экспериментальной группе дало положительные результаты. Сравнение результатов тестов, оценивающих координационные способности, показало статистически значимое улучшение результатов в экспериментальной группе к концу эксперимента. Произошел прирост показателей уровня развития координационных способностей: в челночном беге на 12,68 %; в тесте «Три кувырка вперед» - на 15,71 %; в ведении мяча рукой в беге с изменением направления движения - на 26,07 %.
В контрольной группе тоже произошло улучшение абсолютных показателей результатов тестов, но значительно меньшее, чем в экспериментальной.
Результаты тестирования выявили, что в упражнениях на координационные способности, показатели у обучающихся экспериментальной группы оказались выше, чем у обучающихся контрольной группы. Хотя на исходном этапе не было обнаружено статистически значимой разницы показателей контрольных тестов.
Гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие координационных способностей обучающихся 7-8 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Методика развития координационных способностей обучающихся 10-12 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Развитие координационных способностей у обучающихся 13-14 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2024 - Средства и методы развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование методики развития скоростно-силовых способностей обучающихся 10-12 лет на внеучебных занятиях по футболу
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2024 - Развитие быстроты у обучающихся 12-14 лет на внеучебных занятиях по баскетболу при помощи светового когнитивного тренажера
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2024 - «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОРЬБЫ САМБО»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительный анализ развитии координационных способностей
спортсменов 13-14 лет в классических и экстремальных видах спорта
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Развитие координационных способностей у детей 10-13 лет,
занимающихся регби, посредством специального комплекса упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024



