Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей
1.1. Основное содержание учебного предмета «Физическая культура» на этапе реализации ФГОС НОО
1.2. Понятие о координационных способностях, их виды и характеристика
1.3 Анатомо-физиологические особенности обучающихся 4-х классов
1.4. Методы и средства развития координационных способностей
Глава 2. Разработка и апробация комплекса упражнений для развития координационных способностей у обучающихся 4-х классов
2.1. Определение уровня развития координационных способностей
2.2. Разработка и апробация комплексов упражнений направленных на развитие координационных способностей у обучающихся 4-х классов
2.3. Практические рекомендации по организации и проведению комплексов упражнений
Заключение 39
Список использованной литературы и источников 41
Приложение 1. Протоколы оценки развития координационных способностей у обучающихся 4-х классов
Приложение 2. Практические рекомендации по организации и проведению комплексов упражнений
Приложение 3. Разность показателей между 1-ым и 2-ым
контрольными замерами в 1 тесте.
Приложение 4. Разность показателей между 1-ым и 2-ым
контрольными замерами во 2-ом тесте.
Приложение 5. Разность показателей между 1-ым и 2-ым
контрольными замерами в 3 тесте.
Приложение 6. Разность показателей между 1-ым и 2-ым
контрольными замерами в 4 тесте
Приложение 7. Разность показателей между 1-ым и 2-ым
контрольными замерами в 5 тесте
Приложение 8. Средний прирост показателей по всем тестам после апробации комплекса
Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у обучающихся младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для совершенствования этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно разбить на несколько групп.
1группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
2группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
3группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Позже, в одном ряду с термином «ловкость» стали использовать термин «координационные способности».
Так, по мнению Е. П. Ильина, под ловкостью следует понимать совокупность координационных возможностей, одной из которых считается быстрота овладения новыми движениями, другой — быстрая перестройка двигательной деятельности в согласовании с требованиями внезапно изменившейся ситуации.
Л. П. Матвеев координационные способности определяет как:
Во-первых, способность целенаправленно координировать перемещения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий;
Во-2х, способность перестраивать координацию движении при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на иное действие в согласовании с требованиями меняющихся условий.[10.С.211].
Введя новый термин «координационные способности», авторы, определяя его, использовали трактовку понятия «ловкость».
Совместно с тем, в книге «о ловкости и ее развитии» Н. А. Бернштейн показал на значительное отличие рассматриваемых понятий.
Он отмечал, что, действительно, ловкость имеет место быть в двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее, быстрой, точной гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений к неожиданным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды.
Координационные же способности, по мнению автора, появляются при осуществлении любого двигательного действия.
Младший школьный возраст называют «золотым возрастом » имея ввиду темп становления координационных способностей.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.
Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Большинство учёных, практиков, авторов современных программ по физической культуре для средних школ признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.
Период развития координационных способностей приходится на младший школьный возраст, так как анатомо-физиологические возможности детей именно этого возраста позволяют максимально развить это качество (Матвеев Л.П. 1991; Л.Б. Кофмана 1998; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов 2000). [7,9,12,35].
Актуальность проблемы сводится к приобретению как можно более обширного двигательного опыта в младшем школьном возрасте, включающего большое количество движений для различных частей тела и имеющих различную пространственно-временную и динамическую структуру.
Определена зависимость развития координационных способностей от анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Доказано, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития данного качества, так как физиологические функции детей 7-10 лет еще находятся на этапе созревания, а анатомические особенности костно-мышечной, нервной, кровеносной дыхательной и выделительной систем позволяют выполнять работу в максимальном двигательном режиме, без учета силовых нагрузок.
Особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются.
Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила - нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устойчива.
Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия. Части стопы окостеневают только лишь к 15 - 16 годам.
Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развитием координационных способностей у школьников младших классов и отсутствием наиболее универсальной методики, позволяющей развивать координационные способности в ходе учебного процесса в школе. Выявленное нами противоречие определяет необходимость проведения исследования для выявления эффективной методики развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс физического развития детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплексы упражнений для развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, апробировать и оценить комплексы упражнений для развития координационных способностей у обучающихся 4-х классов на уроках физической культуры.
Гипотеза: предполагается, что применение физических упражнений и гимнастических упражнений с динамическим характером на уроках физической культуры позволит качественно повысить уровень координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть методику развития координационных способностей обучающихся 4-х классов;
3. Определить уровень развития координационных способностей у обучающихся 4-х классов;
4. Разработать и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность комплексов упражнений для развития координационных способностей обучающихся 4-х классов;
5. Разработать практические рекомендации по использованию комплексов упражнений на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа методической литературы были подобраны комплексы упражнений направленные на развитие координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы, разработанные и представленные в практической части исследования, могут быть использованы на уроках физической культуры для обучающихся начальных классов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Тестирование.
3. Комплекс упражнений на развитие координационных способностей у обучающихся 4-х классов на уроках физической культуры.
4. Математико-статистическая обработка данных
Этапы исследования:
Первый этап (ноябрь -декабрь-2022): Утверждение темы выпускной квалификационной работы. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов программы, направленных на развитие координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста.
Второй этап исследования (декабрь2022 г. - середина марта 2023 г.) был освящен реализации программы опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (середина марта - май 2023 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
База исследования: МБОУ Астафьевская СОШ, 4 класс, Красноярский край, Канский район, с.Астафьевка.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников), 8 приложений, 53 страниц.
При изучении научно -методической литературы по данной теме были получены следующие сведения: координационные способности - умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций;
Рассмотрев средства и методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста, мы подобрали тестовые задания для определения уровня развития координационных способностей младших школьников. Основным методом определения развития координационных способностей обучающихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.
Самым рациональным и точным, по мнению В.И. Ляха, является тестовый метод. По его рекомендации, нами использованы следующие тесты.
Для определения координационной способности к равновесию используются статические пробы Ромберга (все пробы проводятся без зрительного контроля)
Критерием для оценки данного теста является время.
Для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям используют тесты Карпеева А.Г.
Рассмотрев и проанализировав методы, применяемые для развития координационных способностей у обучающихся, был применен повторный метод, который показал положительный результат показателей воспитания координационных способностей.
Исследование координационных способностей проводились в 4 классе МБОУ «Астафьевская СОШ», с.Астафьевка на уроке физической культуры. Принимали участие в тестировании 10 человек. Результат показал низкий уровень развития координационных способностей обучающихся.
Комплекс упражнений для развития координационных способностей составлялся с учетом физиологических особенностей обучающихся младших классов и принципами физического воспитания таких как: доступность, наглядность, систематичность, оздоровительная направленность, сознательность и активность, индивидуализация; непрерывность; системное чередования нагрузок и отдыха и т.д.
Комплексы упражнений проводились на протяжении 3 недель, что позволило добиться значительных результатов. После проведения комплексов результаты показали: 70% обучающихся повысили свои результаты после апробации комплексов упражнений, у 20-ти % обучающихся результаты стали ниже, после апробации всех комплексов упражнений, у 10-ти % обучающихся результаты остались без изменений.
Нами были разработаны практические рекомендации по использованию комплекса упражнений на улучшение координационных способностей. Материалы разработанные и представленные в практической части исследования, могут быть использованы на уроках физической культуры для обучающихся начальных классов.
1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 235с.
2. Блинов Н.Г., Игишева JI.H., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 200с.
3. Верхошинский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошинский. - М. :Физкультура и спорт, 2016.
4. Гогунов Е.Н., Мартьенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 264с.
5. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001 г. - 186с.
6. Губа, В. П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов [Текст ] / В. П. Губа, А. В. Родин, А. Д. Скрипко // Физич. культура в шк. - 2015. -№1. - С. 57-60.
7. Карпеев А Г О многолетней стратегии спортивно -технической подготовки с учетом возрастных закономерностей развития двигательной координации Журнал «Образование
8. Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физической культуры - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
9. Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001 г. - 146с.
10. Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г. - 204с.
11. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999 г. - 165с.
12. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 211с.
13. Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. - М.: Физкультура и спорт, 1997 г. - 235с.
14. Минаева, Н.А. Приёмы определения координационных способностей юных гимнастов / Н.А. Минаева // Ежегодник: Гимнастика. - М.: ФиС, 2003. - Вып.1.- 124 с.
15. Минаева, Н.А. Педагогическая характеристика
проявления координационных способностей гимнастов / Н.А. Минаева // Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2019. - Вып.1. - 136 с.
16. Мир движений мальчиков и девочек. Методическое пособие для руководителей физического воспитания школьных учреждений. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс », 2018. - 156 с.
17. Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2019 г. - 354с.
18. Приймаков, А.А.Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет / А.А. Приймаков, И.И. Козетов // Наука в олимпийском спорте. - 2019. - №1.- С.53-59.
19. Психомоторика: Сб. научн. трудов / Б.А. Ашмарин, Е.П. Ильин. - СПб, 2018. - 186 с.
20. Развитие равновесия у детей школьного возраста: Метод. рекомендации. - Минск, 2019. - 56 с.
21. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2021. - 126 с.
22. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция / И.И. Сулейманов. - Омск: ОГИФК, 2019. - 46 с.
23. Сулейманов, И.И. Общее физкультурное образование: Учеб. Т. 1. Школьное физкультурное образование / И.И. Сулейманов. - Омск: СибГАФК, 2020. 430 с.
24. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) : учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф.образования/ М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов.-6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2018. - 384 с.
25. Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М.: Академия, 2018 г. - 156с.
26. Сулейманов И.И. и др., Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физкультурное образование. Часть 3. - Омск: СибГАФК, 2019 г. - 128с.
27. Суслов Ф.П., Теория и методика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2018 г. - 105с.
28. Титова К.Т., Анатомия человека : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ.культура».-М.: Просвещение, 2000.-240 с.
29. Тихвинский, С.Б. Детская спортивная медицина / С.Б.Тихвинский, С.В.Хрущев. - М. : Медицина, 2018
30. Управление движением / Под ред. А.А. Митькина. - М.: Наука, 2019. - 68 с. 58
31. Физическая культура в школе. - 2021. - №1. - С. 5 -11.
32. Филиппович, В.И. Двигательная ловкость / В.И. Филипович // Легкая атлетика. 2019. - №7. - С. 12-16.
33. Фомин Н.А., Физиология человека. -3-е изд. - М.: Просвещение; Владос, 2018.-416 с.
34. Харре Л., Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 2020 г. - 107с.
35. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2018 г. - 348с.
36. Хотунцев Ю.Л., Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие для студентов высшего педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2021. -480 с.
37. Художественная гимнастика // Спорт в школе. - 2017. - №27.- С.6-11.