ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
обучающихся 13-14 лет 7
1.2. Особенности развития координационных способностей у обучающихся .. 14
1.3. Методы развития координационных способностей у обучающихся 19
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2. Комплекс упражнений для развития координационных способностей 28
2.3. Результаты педагогического эксперимента 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 37
Методические рекомендации для развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста 38
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Игра - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Современные медико¬биологические и социологические исследования показывают, что систематические занятия волейболом вызывают значительные морфофункциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, улучшается глубинное и периферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания обучающихся в школе.
Существуют фундаментальные разработки по совершенствованию двигательных возможностей занимающихся, что позволяет использовать в тренировке волейболистов уже известные закономерности построения тренировочного процесса. Однако неуклонно возрастающий уровень достижений в современном волейболе, требует постоянного совершенствования системы спортивной тренировки. Совершенствование мастерства рассматривается, как непрерывный процесс. В настоящий момент ведется широкий поиск более совершенных средств и методов повышения мастерства волейболистов, позволяющих эффективно осуществлять учебно¬тренировочный процесс. Расширяется и конкретизируется научно - методическое обеспечение тренировочного процесса, взаимодействие тренера, научных сотрудников и спортсмена, позволяющих оперативно вносить коррективы и достигать наибольшей эффективности подготовки волейболистов [23].
В процессе игровой деятельности занимающиеся испытывают положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Благодаря этому игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
По мнению ученых и специалистов основу игры в волейбол составляет техника владения мячом, а развитие координации и чувства ориентировки в пространстве - одна из основных составляющих при обучении технике игры. К наиболее значимым способностям при подготовке обучающихся многие авторы относят координационные способности. Они напрямую связаны с обучаемостью технико-тактическим действиям, что впоследствии должно проявиться в эффективности и результативности соревновательной деятельности. В связи с этим, исследование, посвященное воспитанию координационных способностей в процессе подготовки обучающихся является актуальным.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс упражнений для развития координационных способностей обучающихся 7-го класса.
Цель исследования - спроектировать и оценить эффективность комплекса упражнений для развития координационных способностей обучающихся 7-го класса на занятиях по волейболу.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. На основании анализа информационных источников определить особенности развития координационных способностей обучающихся средней школы.
2. Разработать комплекс упражнений для развития координационных способностей обучающихся 7-го класса и оценить его эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Гипотеза: предполагается, что применение разработанного комплекса упражнений на внеурочных занятиях по волейболу повысить уровень развития координационных способностей обучающихся 7 класса.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что предложенный в данной работе комплекс упражнений является эффективным для развития координационных способностей обучающихся. На основе анализа результатов, полученных в педагогическом эксперименте, были сделаны следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что проблема развития координационных способностей обучающихся средней школы является актуальной и требует изучения.
2. Предложенный экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей показал свою эффективность и позволил улучшить показатели обучающихся в экспериментальной группе на 12-30%, тогда как в контрольной группы динамика этих показателей составила 1-7%.
3. На основании проведенного эксперимента были разработаны методические рекомендации для развития координационных способностей обучающихся на внеурочных занятиях.
1. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: // Учеб.пособие. - СПб.: ЛГОУ, 1999. - 352 с.
2. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 144с.
3. Большенков В.Г., Нарбаев Р.Д. // Подвижные игры с мячом. - №3. - 25 с.
4. Виера, Б. Волейбол: Шаги к успеху // Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. - М. : АСТ : Астрель, 2004. - 170 с.
5. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры // Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с..
6. Волейбол. // Спортивная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2018. - 56 с.
7. Григорьев О.А. Для развития координационных способностей // Физическая культура в школе, 2001.- №6 с. 46.
8. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2005.- 112 с.
9. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. // Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М.: Академия, 2004. - 400 с.
10. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Академия, 2004. - 520 с.
11. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И. // Основы медико-биологических знаний. М.: Высшая школа, 2001.
12. Журов М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 160 с.
13. Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении / Л.М.Иванова // Омский научный вестник.
2006. - №6 (41), сентябрь. - 262 с.
14. Ильинич В.И. Физическая культура: // Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 448 с.
15. Клещев Ю.Н. Волейбол. - М.: // Спорт Академия Пресс, 2003. - 189 с.
16. Коваленко В.А. Физическая культура: // Учеб. пособие. - М.: Ассоциация спортивных вузов, 2000. - 432 с.
17. .Коджаспиров Ю.Г. Игровая рационализация уроков // Физическая культура в школе, 2000.- №7 С. 32.
18. Конева Е.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника. - // Ростов-на- Дону: Феникс, 2004. - 448 с
19. Лях В.И. Координационные способности школьников. №4 с.6, №5 с.3 // Журнал Физическая культура в школе. 2000 г.
20. Лях В.И. Развивать координационные способности. №5 с.32. // Журнал Физическая культура в школе. 1996 г.
21. Лях В.И. Совершенствование специальных координационных возможностей. №2 с.7. // Журнал “Физическая культура в школе. 2001 г.
22. Лях В.И. Циклические упражнения в развитии координационных способностей младших школьников. // Журнал Физическая культура в школе. 1990 г. - № 9.- с. 20.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: // Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
24. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. // Общая теория и ее практические приложения. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
25. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: // Тезисы докладов Всерос. научн.-практ. конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
26. Рунцов Б.С. Подвижные игры на уроках в малокомплектованной школе // Физическая культура в школе, 1991.- №1 22 с.
27. Седунов Н.В. Диагностика психических состояний на начальном этапе отбора в волейболе. // - Красноярск: Издательство КГУ, 2004. - 213 с.
28. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
29. Фурманов А. Подготовка волейболистов. // - М.: АСТ, 2007.- 336 с.
30. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. // Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000.
31. Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол: // Методическое пособие для студентов ФФК. - М., ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007. - 56 с