Введение 3
1 Теоретико-правовые основы функционирования некоммерческих организаций
в Российской
Федерации 7
1.1 Этапы становления некоммерческих организаций в
России 7
1.2 Особенности и сущность некоммерческих организаций в
РФ 15
1.3 Механизмы взаимодействия государства и некоммерческих организаций ..30
2.Анализ и практика развития некоммерческих организаций в Пензенской области 39
2.1 Анализ деятельности некоммерческих организаций в регионе 39
2.2 Проблемы и перспективы развития сектора некоммерческих организаций в
Пензенской области 58
3 Предложения и рекомендации по совершенствованию некоммерческого сектора в Пензенской области 67
Заключение 78
Список использованных источников 81
Приложения 88
Актуальность темы определяется, прежде всего, тем, что современный некоммерческий сектор - это система относительно независимых от государства и самоуправляемых негосударственных неправительственных некоммерческих организаций неполитического и политического характера. Некоммерческие организации являются оформленными официальными объединениями граждан, деятельность которых соответствует их уставным принципам, целям и задачам.
Некоммерческие организации выполняют роль индикатора уровня развития общества, выражают его различные свойства - национальную специфику, наличие и остроту существующих общественных проблем.
Российский некоммерческий сектор уже играет заметную роль в социально-экономической жизни страны, выступая источником различных социальных инноваций. Он развивается динамично и работает эффективно, о чем свидетельствуют высокие темпы роста выпуска продукции и услуг некоммерческих организаций в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного на безвозмездных поступлениях от юридических и физических лиц. Однако потенциал российского некоммерческого сектора остается существенно не раскрытым. НКО практически не включены систему предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством, не развивают платные услуги для населения.
Сильный некоммерческий сектор - важный фактор обеспечения социальной и политической стабильности, повышения жизненного уровня населения и, в конечном счете, устойчивого развития страны.
Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей 4
граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
На сегодняшний день некоммерческий сектор в Пензенской области в целом сформировался как социальный институт. Он вполне активно и эффективно взаимодействует с властью, бизнес-структурами, населением.
Некоммерческий сектор достаточно успешно использует различные каналы коммуникации, включая средства масс-медиа. По мнению экспертов, НКО-сектор играет роль общественного эксперта, осуществляет общественный контроль над властью и бизнесом. Государство и бизнес-сообщество признают влиятельность некоммерческого сектора и зачастую прислушиваются к тем сигналам, которые некоммерческие организации адресуют власти и бизнесу через каналы массовой коммуникации.
Деятельность некоммерческого сектора сокращает разрыв между властью и обществом, снижает социальную напряженность, смягчает протестный потенциал населения. Благодаря приобретенному в последние десятилетия опыту самоорганизации и профессионализму отечественные гражданские объединения являют собой не только значительный кадровый, но и интеллектуальный ресурс для выработки государственной политики в самых разных сферах и принятия управленческих решений. Это особенно важно при сегодняшней номенклатурной стагнации.
Научная новизна связана с тем, что именно гражданские инициативы, гражданский контроль и образование способны сейчас заложить основу правового государства, повсеместного соблюдения законности, защиты прав человека и предотвращения коррупции - наиболее острых проблем, тормозящих развитие страны. С помощью гражданских структур возможна и большая прозрачность государственного управления и, следовательно, повышение доверия граждан к государственным институтам.
Негосударственные некоммерческие организации и, в том числе, общественные объединения служат посредником между государством и 5
населением, выводя принятие управленческих решений за узкие рамки политической элиты, организуя публичный диалог по ключевым вопросам развития страны, расширяя самоуправление, утверждая активную гражданственность и ответственность людей за собственные судьбы и судьбу России в целом....
В ходе написания данного дипломного проекта (выпускной квалификационной работы) автор пришел к следующим выводам.
На сегодняшний день некоммерческие организации заявили себя в качестве реальной общественной силы, что обусловило выход «третьего сектора» на арену самостоятельного общественного действия и сделало возможным партнёрство отдельных, и при этом многих, его представителей с органами власти.
Необходимость и целесообразность взаимодействия власти и некоммерческих организаций определяется тем, что государство и общественно-добровольческий сектор имеют во многом схожие цели, интересы и функции. Относительно новый для сегодняшней России термин «социальное партнерство», в широком его значении, подразумевает конструктивное взаимодействие представителей трех секторов общества (государственного, коммерческого и некоммерческого) при решении социально значимых проблем (бедность, бездомность, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.), осуществляемое в рамках действующего законодательства и направленное на улучшение нормативно-правовой базы проведения рациональной социальной политики.
Некоммерческие организации должны играть значительную роль в процессе становления общества, обеспечивая граждан механизмом участия в делах общества и влияния на государственные решения, а также предоставляя им возможность напрямую реализовать свои инициативы. Гражданское общество в такой большой стране, как Россия, невозможно без развитых гражданских структур и социальной защиты населения, которые и составляют некоммерческий сектор.
Именно многообразие и разветвленность некоммерческого сектора - необходимая составляющая системы социальной защиты населения и, 83
соответственно, важная составляющая региональной политики в отношении некоммерческих организаций.
Тот факт, что в Пензенской области «третий сектор» достаточно развит, говорит о том, что система социальной защиты в нашем регионе находится на хорошем уровне. При этом существует ряд проблем, которые свидетельствуют о том, что необходимо постоянно развивать и улучшать механизмы работы «третьего сектора» нашего региона.
В целом, анализ успехов и неудач некоммерческих организаций при взаимодействии с региональной властью свидетельствует о том, что обе стороны достигли определенного уровня взаимопонимания, необходимого для конструктивного сотрудничества. Также стоит отметить и то, что деятельность некоммерческих организаций по разработке социальной политики, как правило, находит признание и поддержку представителей законодательной власти.
Главным сдерживающим фактором дальнейшего сближения и укрепления сотрудничества в области социальной политики является низкая гражданская активность населения и низкий профессионализм кадров в целом. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что эффективность взаимодействия некоммерческого сектора и власти во многом предопределена глобальными и многоплановыми процессами, происходящими в обществе.
Отсюда напрашивается вывод о необходимости активизировать деятельность как некоммерческих организаций, так и представителей власти по «воспитанию» гражданского самосознания населения и формированию его правовой культуры.
И, наконец, хотелось бы отметить, что некоммерческий сектор является посредником между органами власти и гражданами. Это тот важнейший социальный институт, в который граждане объединяются на основе каких-либо общественных интересов, организуют свою общественно полезную деятельность и выражают свои интересы.
Необходимо учесть все существующие проблемы, нерешенные вопросы и приложить все усилия для ликвидации недостатков и диспропорций. Причем конструктивные действия в этом направлении должны исходить как со стороны органов власти, так и со стороны некоммерческого сектора.
Поэтому стимулирование развития некоммерческого сектора в Пензенской области - одна из важнейших задач, стоящих перед региональными органами власти, их структурными подразделениями и перед населением региона в целом. Во многом именно от развития некоммерческого сектора зависит развитие системы социальной защиты и демократии, а значит и развитие общества в целом.
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 г. № 51- ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 06.04.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145- ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 15.02.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
4. Об общественных объединениях: федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.01.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
5. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.04.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
6. О благотворительной деятельности благотворительных организациях: федеральный закон Российской Федерации от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.05.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
7. О некоммерческих организациях: федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 30.03.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
8. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности:
федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 12-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.01.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
9. О свободе совести и религиозных объединениях: федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 30.03.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
10. Об общественной палате Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.10.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
11. О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям: постановление правительства Российской Федерации от 23.02.2011 г. № 713 [Электронный ресурс] Дата обновления: 09.09.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
12. Об общественной палате Пензенской области: закон Пензенской области от 14.10.2006 г. № 1143-ЗПО [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.02.2011. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
13. О взаимодействии органов государственной власти Пензенской области с некоммерческими организациями: закон Пензенской области от 11.09.2009г. № 2445-ЗПО [Электронный ресурс] Дата обновления: 18.10.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
14. Об утверждении государственной программы Пензенской области «Региональная политика, развитие гражданского общества в Пензенской области на 2014 - 2020 годы»: Постановление Правительства Пензенской обл. от 27.09.2013 № 733-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 17.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
15. Абросимова Е.А. Некоммерческие организации в экономике: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С, 9 - 13....58