Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
1.1 Воображение детей старшего дошкольного возраста в контексте
возрастного развития 8
1.2 Особенности развития воображения детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3 Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования 2.1 Методы исследования воображения детей старшего дошкольного
возраста 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
31
2.3 Организация работы по изобразительной деятельности с использованием
нетрадиционных техник рисования 32
2.4 Контрольный эксперимент и его анализ 42
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения 51
Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врождённых и приобретённых свойств. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребёнка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д. [25:29].
Особенности развития воображения детей дошкольного возраста привлекают к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в их изучении.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [46] и "Концепция дошкольного воспитания" (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно- образовательного процесса детского сада через "...реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников ... в соответствующих возрасту видах деятельности.". Это невозможно без эффективных методов и методик повышения качества дошкольного образования, которые способствуют качественной подготовке детей к самостоятельной сознательной жизни, когда ребенком успешно присваиваются культурологически обусловленные способы взаимодействия с окружающей действительностью.
Развитие воображения детей посредством изобразительной деятельности - одно из важных условий повышения качества дошкольного образования, поскольку традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.
Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему наиболее существенных когнитивных образований субъекта, воображение наиболее тесно связано с развитием эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. «Именно в нем можно увидеть тот узел "аффекта и интеллекта", который связывает эмоциональную и интеллектуальную жизнь личности» [11:127].
В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка). Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов. Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек). С.Л. Рубинштейн и др. посвятили свои исследования изучению механизмов воображения.
...
Выполняя работу, мы проанализировали научную и учебнометодическую литературу по проблеме исследования; определили особенности воображения детей старшего дошкольного возраста; систематизировали полученные в ходе эксперимента данные, проанализировали их; провели цикл занятий, направленный на развитие воображения, и сделали выводы:
1. Возрастной период детей старшего дошкольного возраста - важнейшее время по формированию и развитию мыслительной культуры.
2. В процессе организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста возникает индивидуальный маршрут продуктивной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельной деятельности по самовыражению. В основе данного продвижения - признание субъекта полноценным участником образовательного процесса.
3. Проведенное нами исследование выявило у детей экспериментальной и контрольной группы невысокий уровень воображения. В обеих группах показатели уровня «очень низкий» и «низкий» свидетельствовало о необходимости изменений психолого-педагогических подходов к развитию воображения детей данных групп. В целях повышения уровня воображения детей экспериментальной группы был проведён цикл занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
По завершении эксперимента была выявлена положительная динамика показателей уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста, причём у детей экспериментальной и контрольной групп отмечается улучшение, но в экспериментальной группе дети достигают более высоких показателей. Это позволяет нам утверждать: нетрадиционные техники рисования (тиснение, набрызг, граттаж и т.д.) являются эффективным средством развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель работы достигнута и решены поставленные задачи, гипотеза доказана.
Систематизированные нами теоретические материалы, разработанный системный подход и результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста как воспитателям, так и психологам, родителям.
Опыт организации экспериментально-исследовательской деятельности в МБДОУ Свердловского района города Красноярска и прилагающиеся аналитические материалы могут стать основой дальнейшего исследования. Например, как мы считаем, возможна детальная разработка системы заданий. Также нам представляется интересным вопрос об особенностях развития воображения у одаренных детей.
1. Алиева Т. Ребенок в мире образа // Дошкольное воспитание.- 1996.- №2.- С.68-73.
2. Аллаярова И.Е. Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.- М.: «Изд-во ГНОМиД», 2007.- 80 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2013.
4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 432 с.
5. Брушлинский А.В. Воображение и творчество //Научное творчество М., 1969.
6. Венгер Л. А. Воспитание и обучение. М., 1969.
7. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
8. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988.
9. Воронина Н. А. Динамика развития художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ. (ftp: //lib. herzen. spb .ru/text/voronina_105_155_159.pdf)
10. Воспитание и обучение в детском саду. Под редакцией А.В. Запорожца и Г.А. Марковой - М., 2003.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
12. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 т. Т. 1,2,3. М., 1982,1983.
13. Гладкова Л. Рисуем и лепим // Ребенок в детском саду.- 2003.- №6.- С. 51-54.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
15. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду.- 2004.- №4.- С. 21-29.
... всего 46 источников