ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения коммуникативности в подростковом возрасте и вовлеченности в виртуальное общение 6
1.1 Коммуникативность как предмет психологического анализа 6
1.2 Особенности подросткового возраста 13
1.3 Характеристика виртуального общения подростков как фактора,
определяющего уровень коммуникативности 17
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения коммуникативности подростков со степенью их вовлеченности в виртуальное общение 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ особенностей коммуникативности подростков с разной степенью
вовлеченности в виртуальное общение 32
2.3 Психолого-педагогическая работа по снижению уровня вовлеченности в
виртуальное общение 42
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 58
Глава 1. Теоретические основания изучения коммуникативности в подростковом возрасте и вовлеченности в виртуальное общение 6
1.1 Коммуникативность как предмет психологического анализа 6
1.2 Особенности подросткового возраста 13
1.3 Характеристика виртуального общения подростков как фактора,
определяющего уровень коммуникативности 17
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения коммуникативности подростков со степенью их вовлеченности в виртуальное общение 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ особенностей коммуникативности подростков с разной степенью
вовлеченности в виртуальное общение 32
2.3 Психолого-педагогическая работа по снижению уровня вовлеченности в
виртуальное общение 42
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 58
Современное общество на данный момент уже невозможно представить без высоких технологий и, в частности, Интернета. С каждым днем влияние сети на повседневную жизнь человека все увеличивается, отмечаются изменения психологических, социальных и культурных особенностей индивида, происходит формирование новых социальных групп, и все это отражается в современном мире. Интернет-среда многофункциональна и включает в себя многообразные виды деятельности, отличающиеся по своему характеру, целям, мотивам. С каждым годом растет количество пользователей Интернета, увеличивается количество используемых и созданных интернет-ресурсов, в деятельность в сети Интернет вовлекаются все социальные и возрастные слои населения.
Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникают сверхувлеченность сетью Интернет. Интернет- среда само по себе очень многоликое и гибкое пространство, которое можно сформировать под себя и выбрать наиболее привлекательную деятельность в сети. Помимо использования сети Интернет для поиска информации, покупок и общения в социальных сетях, среди подростков все более популярными становятся компьютерные игры, а также сервисы, связанные с общением в сети, такие как социальные сети, мессенджеры, форумы, имиджборды. Однако чрезмерное контпродуктивное использование интернет-ресурсов ведет к негативным последствиям: снижается уровень коммуникативности подростков, повышается отстраненность от реального общения. Подростки все больше стали предпочитать виртуальное общение реальному.
Проблема влияния Интернет-среды на личности, психические процессы активно исследуются и обсуждаются учеными: Т.Э. Абрамова исследует личностные факторы виртуального общения подростков, А.Е. Баранов исследует особенности Интернет-психологии в целом, А. Кирюшин рассматривает взаимосвязь коммуникативности и виртуальной реальности, С.В. Шик анализирует самопонимание подростков в системе общения и др.
Целью исследования является выявление особенностей коммуникативности подростков с разной степенью вовлеченности в виртуальную среду.
Объектом нашего исследования является коммуникативность подростков.
Предмет исследования - особенности коммуникативности подростков с разной степенью вовлеченности в виртуальное общение.
В качестве гипотезы выступило предположение, что вовлеченность в виртуальное общение связано с коммуникативностью подростков.
Достижению цели исследования будет способствовать решение следующих задач:
• изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
• определение уровня вовлеченности в виртуальное общение подростков;
• выделение соотношения коммуникативности и вовлеченности в виртуальное общение подростков;
• составление программы, направленной на повышение коммуникативности и снижение уровня вовлеченности в Интернет- пространство.
В работе использованы следующие методы:
• теоретический: изучение и анализ психологической, педагогической и методологической литературы, обобщение, сопоставление различных подходов и концепций;
• эмпирические методы: анкетирование, методика «Коммуникативные
и организаторские склонности» (В .В. Синявский, В. А. Федоршин), «Методика исследования коммуникативных установок личности» (А.Н. Ивашова, Е.В. Заика), «Тест на Интернет-зависимость» (С.А. Кулаков).
- количественный и качественный анализ полученных результатов (соотношение распределения ответов, статистический анализ).
База исследования: исследование проводилось в МБОУ «Гимназия №16» г. Красноярска. В исследовании приняли участие подростки старших классов в возрасте от 14 до 17 (средний возраст 15 лет), в количестве 26 человек. Из них 15 мальчиков, 11 девочек.
Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование психолого-педагогической работы в реализации комплекса психолого-педагогических условий, способствующих снижению степени вовлеченности подростков в виртуальное общение.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 64 источников, приложения.
Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникают сверхувлеченность сетью Интернет. Интернет- среда само по себе очень многоликое и гибкое пространство, которое можно сформировать под себя и выбрать наиболее привлекательную деятельность в сети. Помимо использования сети Интернет для поиска информации, покупок и общения в социальных сетях, среди подростков все более популярными становятся компьютерные игры, а также сервисы, связанные с общением в сети, такие как социальные сети, мессенджеры, форумы, имиджборды. Однако чрезмерное контпродуктивное использование интернет-ресурсов ведет к негативным последствиям: снижается уровень коммуникативности подростков, повышается отстраненность от реального общения. Подростки все больше стали предпочитать виртуальное общение реальному.
Проблема влияния Интернет-среды на личности, психические процессы активно исследуются и обсуждаются учеными: Т.Э. Абрамова исследует личностные факторы виртуального общения подростков, А.Е. Баранов исследует особенности Интернет-психологии в целом, А. Кирюшин рассматривает взаимосвязь коммуникативности и виртуальной реальности, С.В. Шик анализирует самопонимание подростков в системе общения и др.
Целью исследования является выявление особенностей коммуникативности подростков с разной степенью вовлеченности в виртуальную среду.
Объектом нашего исследования является коммуникативность подростков.
Предмет исследования - особенности коммуникативности подростков с разной степенью вовлеченности в виртуальное общение.
В качестве гипотезы выступило предположение, что вовлеченность в виртуальное общение связано с коммуникативностью подростков.
Достижению цели исследования будет способствовать решение следующих задач:
• изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
• определение уровня вовлеченности в виртуальное общение подростков;
• выделение соотношения коммуникативности и вовлеченности в виртуальное общение подростков;
• составление программы, направленной на повышение коммуникативности и снижение уровня вовлеченности в Интернет- пространство.
В работе использованы следующие методы:
• теоретический: изучение и анализ психологической, педагогической и методологической литературы, обобщение, сопоставление различных подходов и концепций;
• эмпирические методы: анкетирование, методика «Коммуникативные
и организаторские склонности» (В .В. Синявский, В. А. Федоршин), «Методика исследования коммуникативных установок личности» (А.Н. Ивашова, Е.В. Заика), «Тест на Интернет-зависимость» (С.А. Кулаков).
- количественный и качественный анализ полученных результатов (соотношение распределения ответов, статистический анализ).
База исследования: исследование проводилось в МБОУ «Гимназия №16» г. Красноярска. В исследовании приняли участие подростки старших классов в возрасте от 14 до 17 (средний возраст 15 лет), в количестве 26 человек. Из них 15 мальчиков, 11 девочек.
Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование психолого-педагогической работы в реализации комплекса психолого-педагогических условий, способствующих снижению степени вовлеченности подростков в виртуальное общение.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 64 источников, приложения.
Коммуникативность является важной качественной характеристикой личности и определяется как совокупность (объем) знаний, умений, навыков и коммуникативных характерологических качеств личности.
Разнообразие средств общения в сети Интернет и их простота и доступность привлекает подростков, так как в этом возрасте еще идет процесс формирования многих сторон личности. Возможность общаться, не видя человека, не выходя из дома - все это является преимуществом сети Интернет перед обычным общением. Все это ведет к увеличению времени присутствия в виртуальном общении, чем в реальном, способствует снижению коммуникативности, а также порождает зависимое поведение.
Исследование степени вовлеченности в виртуальное общение и уровня коммуниктивности проводилось по следующим методам и методикам:
1. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В .В. Синявский, В. А. Федоршин);
2. «Методика исследования коммуникативных установок личности» (А.Н. Ивашова, Е.В. Заика);
3. «Тест на Интернет-зависимость» (С. А. Кулаков).
При исследовании степени вовлеченности подростков в виртуальное общение было выявлено, что 65,4% из них проводят все свое свободное время в сети Интернет с целью общения; 19,2% находятся в сети с целью развлекательных и игровых целей и только 7,7% используются средства Интернета для учебы и получения знаний. По общим и неопределенным целям в сети присутствует 7,7% обучающихся.
Почти 77% опрошенных подростков проводят по 4 часа в день за играми, общением, просмотром фильмов и прослушиванием музыки, 8% проводят в сети более 4 часов и 15% не имеют компьютера и не находятся в сети.
Половина подростков отметили, что находятся в сети, потому что так им проще общаться, а также потому они могут выбирать с кем и когда общаться. Полученные результаты позволили разделить подростков по видам виртуального общения в сети: прямое виртуальное общение с друзьями и знакомыми, общение с целью обучения и получения информации, отсутствие виртуального общения ввиду наличия интересного увлечения в реальной жизни (спорт, хобби и др.).
Таким образом, если подростки находятся в Интернете с целью обучения, то они имеют низкий уровень вовлеченности и высокий уровень коммуникативности, если их цель - это общение и игра, то уровень вовлеченности будет от среднего до высоко со средним или низким уровнем коммуникативности.
Уровень вовлеченности зависит от содержательности цели, преследуемой подростками, находясь в Интернете: чем выше уровень вовлеченности, тем ниже уровень коммуникативности.
Разнообразие средств общения в сети Интернет и их простота и доступность привлекает подростков, так как в этом возрасте еще идет процесс формирования многих сторон личности. Возможность общаться, не видя человека, не выходя из дома - все это является преимуществом сети Интернет перед обычным общением. Все это ведет к увеличению времени присутствия в виртуальном общении, чем в реальном, способствует снижению коммуникативности, а также порождает зависимое поведение.
Исследование степени вовлеченности в виртуальное общение и уровня коммуниктивности проводилось по следующим методам и методикам:
1. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В .В. Синявский, В. А. Федоршин);
2. «Методика исследования коммуникативных установок личности» (А.Н. Ивашова, Е.В. Заика);
3. «Тест на Интернет-зависимость» (С. А. Кулаков).
При исследовании степени вовлеченности подростков в виртуальное общение было выявлено, что 65,4% из них проводят все свое свободное время в сети Интернет с целью общения; 19,2% находятся в сети с целью развлекательных и игровых целей и только 7,7% используются средства Интернета для учебы и получения знаний. По общим и неопределенным целям в сети присутствует 7,7% обучающихся.
Почти 77% опрошенных подростков проводят по 4 часа в день за играми, общением, просмотром фильмов и прослушиванием музыки, 8% проводят в сети более 4 часов и 15% не имеют компьютера и не находятся в сети.
Половина подростков отметили, что находятся в сети, потому что так им проще общаться, а также потому они могут выбирать с кем и когда общаться. Полученные результаты позволили разделить подростков по видам виртуального общения в сети: прямое виртуальное общение с друзьями и знакомыми, общение с целью обучения и получения информации, отсутствие виртуального общения ввиду наличия интересного увлечения в реальной жизни (спорт, хобби и др.).
Таким образом, если подростки находятся в Интернете с целью обучения, то они имеют низкий уровень вовлеченности и высокий уровень коммуникативности, если их цель - это общение и игра, то уровень вовлеченности будет от среднего до высоко со средним или низким уровнем коммуникативности.
Уровень вовлеченности зависит от содержательности цели, преследуемой подростками, находясь в Интернете: чем выше уровень вовлеченности, тем ниже уровень коммуникативности.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ЭСТРАДНОГО
ТАНЦА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Несамосохранительное поведение и личностные особенности подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Сравнительный анализ особенностей социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2025 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ГРУПП СМЕРТИ»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика кибербуллинга в отношении учащихся старших классов как направление психосоциальной работы
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023





