Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Работа №149429

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения коммуникативности в подростковом возрасте и вовлеченности в виртуальное общение 6
1.1 Коммуникативность как предмет психологического анализа 6
1.2 Особенности подросткового возраста 13
1.3 Характеристика виртуального общения подростков как фактора,
определяющего уровень коммуникативности 17
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения коммуникативности подростков со степенью их вовлеченности в виртуальное общение 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ особенностей коммуникативности подростков с разной степенью
вовлеченности в виртуальное общение 32
2.3 Психолого-педагогическая работа по снижению уровня вовлеченности в
виртуальное общение 42
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 58

Современное общество на данный момент уже невозможно представить без высоких технологий и, в частности, Интернета. С каждым днем влияние сети на повседневную жизнь человека все увеличивается, отмечаются изменения психологических, социальных и культурных особенностей индивида, происходит формирование новых социальных групп, и все это отражается в современном мире. Интернет-среда многофункциональна и включает в себя многообразные виды деятельности, отличающиеся по своему характеру, целям, мотивам. С каждым годом растет количество пользователей Интернета, увеличивается количество используемых и созданных интернет-ресурсов, в деятельность в сети Интернет вовлекаются все социальные и возрастные слои населения.
Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникают сверхувлеченность сетью Интернет. Интернет- среда само по себе очень многоликое и гибкое пространство, которое можно сформировать под себя и выбрать наиболее привлекательную деятельность в сети. Помимо использования сети Интернет для поиска информации, покупок и общения в социальных сетях, среди подростков все более популярными становятся компьютерные игры, а также сервисы, связанные с общением в сети, такие как социальные сети, мессенджеры, форумы, имиджборды. Однако чрезмерное контпродуктивное использование интернет-ресурсов ведет к негативным последствиям: снижается уровень коммуникативности подростков, повышается отстраненность от реального общения. Подростки все больше стали предпочитать виртуальное общение реальному.
Проблема влияния Интернет-среды на личности, психические процессы активно исследуются и обсуждаются учеными: Т.Э. Абрамова исследует личностные факторы виртуального общения подростков, А.Е. Баранов исследует особенности Интернет-психологии в целом, А. Кирюшин рассматривает взаимосвязь коммуникативности и виртуальной реальности, С.В. Шик анализирует самопонимание подростков в системе общения и др.
Целью исследования является выявление особенностей коммуникативности подростков с разной степенью вовлеченности в виртуальную среду.
Объектом нашего исследования является коммуникативность подростков.
Предмет исследования - особенности коммуникативности подростков с разной степенью вовлеченности в виртуальное общение.
В качестве гипотезы выступило предположение, что вовлеченность в виртуальное общение связано с коммуникативностью подростков.
Достижению цели исследования будет способствовать решение следующих задач:
• изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
• определение уровня вовлеченности в виртуальное общение подростков;
• выделение соотношения коммуникативности и вовлеченности в виртуальное общение подростков;
• составление программы, направленной на повышение коммуникативности и снижение уровня вовлеченности в Интернет- пространство.
В работе использованы следующие методы:
• теоретический: изучение и анализ психологической, педагогической и методологической литературы, обобщение, сопоставление различных подходов и концепций;
• эмпирические методы: анкетирование, методика «Коммуникативные
и организаторские склонности» (В .В. Синявский, В. А. Федоршин), «Методика исследования коммуникативных установок личности» (А.Н. Ивашова, Е.В. Заика), «Тест на Интернет-зависимость» (С.А. Кулаков).
- количественный и качественный анализ полученных результатов (соотношение распределения ответов, статистический анализ).
База исследования: исследование проводилось в МБОУ «Гимназия №16» г. Красноярска. В исследовании приняли участие подростки старших классов в возрасте от 14 до 17 (средний возраст 15 лет), в количестве 26 человек. Из них 15 мальчиков, 11 девочек.
Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование психолого-педагогической работы в реализации комплекса психолого-педагогических условий, способствующих снижению степени вовлеченности подростков в виртуальное общение.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 64 источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коммуникативность является важной качественной характеристикой личности и определяется как совокупность (объем) знаний, умений, навыков и коммуникативных характерологических качеств личности.
Разнообразие средств общения в сети Интернет и их простота и доступность привлекает подростков, так как в этом возрасте еще идет процесс формирования многих сторон личности. Возможность общаться, не видя человека, не выходя из дома - все это является преимуществом сети Интернет перед обычным общением. Все это ведет к увеличению времени присутствия в виртуальном общении, чем в реальном, способствует снижению коммуникативности, а также порождает зависимое поведение.
Исследование степени вовлеченности в виртуальное общение и уровня коммуниктивности проводилось по следующим методам и методикам:
1. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В .В. Синявский, В. А. Федоршин);
2. «Методика исследования коммуникативных установок личности» (А.Н. Ивашова, Е.В. Заика);
3. «Тест на Интернет-зависимость» (С. А. Кулаков).
При исследовании степени вовлеченности подростков в виртуальное общение было выявлено, что 65,4% из них проводят все свое свободное время в сети Интернет с целью общения; 19,2% находятся в сети с целью развлекательных и игровых целей и только 7,7% используются средства Интернета для учебы и получения знаний. По общим и неопределенным целям в сети присутствует 7,7% обучающихся.
Почти 77% опрошенных подростков проводят по 4 часа в день за играми, общением, просмотром фильмов и прослушиванием музыки, 8% проводят в сети более 4 часов и 15% не имеют компьютера и не находятся в сети.
Половина подростков отметили, что находятся в сети, потому что так им проще общаться, а также потому они могут выбирать с кем и когда общаться. Полученные результаты позволили разделить подростков по видам виртуального общения в сети: прямое виртуальное общение с друзьями и знакомыми, общение с целью обучения и получения информации, отсутствие виртуального общения ввиду наличия интересного увлечения в реальной жизни (спорт, хобби и др.).
Таким образом, если подростки находятся в Интернете с целью обучения, то они имеют низкий уровень вовлеченности и высокий уровень коммуникативности, если их цель - это общение и игра, то уровень вовлеченности будет от среднего до высоко со средним или низким уровнем коммуникативности.
Уровень вовлеченности зависит от содержательности цели, преследуемой подростками, находясь в Интернете: чем выше уровень вовлеченности, тем ниже уровень коммуникативности.


1. Абрамова Т.Э. Личностные факторы виртуального общения подростков // Студенческая наука Подмосковью: материалы Международной научной конференции молодых ученых. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014. С. 5-7.
2. Аддиктивное поведение подростков / сост. С. Г. Кажарская. Минск: Красико-Принт, 2008. 123 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264 с.
4. Балашова А. Ключ ко множеству дверей: общение в социальных сетях // Классное руководство и воспитание школьников. М.: Первое сентября. 2014. № 11 (144). С. 16-17.
5. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 2009. 456 с.
6. Баранов А. Е. Интернет-психология. М.: РИОР, 2012. 263 с.
7. Барахович И.И. Коммуникативная компетентность педагога:
профессиональный и надпрофессиональный аспект. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. 282 с.
8. Барахович И.И. Проблемы развития коммуникативности будущего педагога. Возможности и перспективы // Инновации в образовании.
2012. № 2. С. 21-30.
9. Бирюкова Т. Речевое развитие юношества: социальные требования и потенциальные возможности // Alma mater. 2007. № 11. С. 32-35.
10. Ванакова Г. В. Развиваем коммуникативность // Народное образование.
2013. № 3. С. 266-272.
11. Васечко Е.Н. Коммуникативность в научном социуме как условие генерации нового знания // Философия права. 2013. № 2. С. 44-48.
12. Виноградова А. В. Коммуникативная деятельность на уроках геометрии как средство социализации старшеклассников // Наука и школа. 2015. №1. С. 46-50.
13. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах. Т.2. М.: Педагогика, 1999. 344 с.
14. Выготский Л.С. Психология детского возраста. М.: Эксмо-пресс, 2000. 1008 с.
15. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М., 2007. 271 с.
... всего 64 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ