Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №149426

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Теоретические подходы к пониманию коммуникативных
умений 6
1.2. Основные подходы к рассмотрению эмоционального интеллекта
в психологии 14
1.3. Особенности коммуникационных процессов в младшем
школьном возрасте и их взаимосвязь с эмоциональной сферой 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ... 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Программа развивающих занятий эмоционального интеллекта
для младших школьников 34
2.3. Анализ результатов исследования 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописаны требования, которые определяют, что младший школьник к концу обучения в начальном звене должен уметь слушать собеседника и вести диалог, уметь понимать и принимать мнение другого, решать конфликты с помощью сотрудничества. В стандарте заложено, что обучающийся должен иметь развитые коммуникативные умения. Высокий уровень развития коммуникативных умений является актуальным в младшем школьном возрасте потому, что это определяет, сможет ли он работать в команде, сотрудничать для достижения учебных задач, будут ли у него друзья. Именно в начальной школе необходимо развивать коммуникативные умения для обеспечения успешного будущего для младшего школьника.
В современных школах мы часто сталкиваемся с тем, что в процессе обучения и усвоения программы уделяют недостаточное внимание развитию коммуникативных умений, и зачастую этот процесс происходит стихийно. В результате на выпуске из начальной школы мы можем иметь обучающихся, у которых коммуникативные умения не развиты, что является невыполнением требований ФГОС. Решением данной проблемы могло бы стать развитие эмоционального интеллекта обучающихся на занятиях с педагогом- психологом, т.к. коммуникация подразумевает передачу не только рациональной информации, но и эмоциональной. Эмоциональный интеллект может влиять на развитие коммуникативных умений, так как для того чтобы коммуникация состоялась как таковая необходимо, чтобы обучающийся был способен к эмпатии, понимал, осознавал и управлял собственными эмоциями и эмоциями собеседника, чтобы он обладал богатым эмоциональным словарем, а это является компонентами эмоционального интеллекта.
Проблема эмоционального интеллекта начала обсуждаться с конца ХХ в. Обсуждение началось в работах П. Сэловея, Дж. Мэйера и продолжалось в работах Д. Гоулмана, Р. Бар-Она, И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина, В.Н. Куницыной, В.М. Холмогоровой и др. Проблема эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте освещалась такими авторами, как: М.А. Манойлова, Л.М. Новиковой, А.П. Лобанов, Л.А. Петровская и др.
Проблема коммуникативных умений младших школьников обсуждалось А.Г. Антоновой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной, Е.А. Архиповой, Р.В. Овчаровой и др. Однако при активном изучении двух данных феноменов недостаточно исследованной остается связь коммуникативных умений и эмоционального интеллекта.
Целью данной работы является установить, что эмоциональный интеллект выступает условием развития коммуникативных умений младших школьников.
Объект: коммуникативные умения младших школьников.
Предмет: эмоциональный интеллект как условие развития коммуникативных умений.
Гипотеза: развитие эмоционального интеллекта через систему специальных занятий может оказать обеспечивает развитие коммуникативных умений младших школьников.
Для проверки поставленной гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть коммуникативную сферу и коммуникативные умения в понимании разных авторов.
2. Выделить основные подходы к пониманию эмоционального интеллекта.
3. Определить основные компоненты эмоционального интеллекта и уровень их развития в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть связь коммуникативных умений и эмоционального интеллекта младших школьников.
5. Разработать занятия по развитию эмоционального интеллекта младших школьников и апробировать их.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При рассмотрении взглядов разных авторов на коммуникативные умения и коммуникацию было установлено, что коммуникативные умения представляет собой комплекс осознанных действий, которые помогают устанавливать контакт с собеседником, эффективно взаимодействовать с ним, которые позволяют не только передать информацию, но также и сведения о своих переживаниях, чувствах и эмоциях.
В качестве основных коммуникативных умений, которые определяют эффективность общения в младшем школьном возрасте, были выделены умение слушать другого человека; понимать другого; сопереживать, сочувствовать; принимать мнение другого; решать конфликт; взаимодействовать с членами коллектива.
При рассмотрении основных подходов к пониманию эмоционального интеллекта было выделено, что эмоциональный интеллект как способность человека понимать собственные эмоции и эмоции других людей, умение анализировать и управлять ими и на основе этого управлять своим поведением и поведением других людей. На основе позиций Н. Холла и И.Н. Андреевой была выделена следующая структура, состоящая из таких компонентов: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, то есть управление собственными эмоциями через собственную деятельность, эмпатия, распознавание эмоций других людей. На основе теоретического анализа было выдвинуто предположение, что развитие эмоционального интеллекта через систему специальных занятий может оказать обеспечивает развитие коммуникативных умений младших школьников.
Для проверки гипотезы была разработана программа развивающих игр на эмоциональный интеллект и его компоненты, базирующаяся на педагогических принципах: активности, доступности, субъектности. Также были разработана карта наблюдения и два упражнения, в которых предполагалось пронаблюдать проявления коммуникативных умений по выделенным критериям.
Также для установления связи эмоционального интеллекта и коммуникативный умений были применены измерительные инструменты: тест на эмоциональный интеллект Н. Холла, The Facial Meaning Sensitive Test, результаты по которым были обработаны путем сравнительного анализа (критерий Т Вилкоксона). Кроме этого результаты были сопоставлены для того, чтобы установить связь между уровнями коммуникативных умений и эмоциональным интеллектом.
Работа предполагала первичный срез и итоговый (повторный) срез, анализ результатов которых позволил выделить уровень развития эмоционального интеллекта и коммуникативных умений до и после проведения развивающих занятий, а также связь между ними.
При итоговом срезе установлены не только количественные изменения, но и качественные как эмоционального интеллекта, так и коммуникативных умений экспериментальной группы. При сопоставлении результатов выявлено соотношение уровня развития эмоционального интеллекта и коммуникативных умений. Исходя из установленной связи, можем говорить о том, что для развития коммуникативных умений необходим эмоциональный интеллект. Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, нашла свое подтверждение.
Результаты, полученные опытным путем, могут в дальнейшем использоваться образовательными организациями, педагогами, педагогами- психологами, а также исследователями, которые занимаются изучением коммуникативных умений, эмоционального интеллекта. Кроме этого в будущем возможно рассмотрение и анализ взаимосвязи конкретных коммуникативных умений с компонентами эмоционального интеллекта, что позволит внести вклад в понимание взаимосвязи данных явлений.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357) URL: минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 10.10.2016).
2. Алиризаева Р.З. Коммуникативные навыки как фактор успешности учебной деятельности студентов // Студенческий научный форум: VI Международная студенческая электронная научная конференция. 15 февраля - 31 марта 2014 г. №6. 2014. URL: https://www.scienceforum.ru/2014/671/4431 (дата обращения: 12.12.2016).
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999. 375 с.
4. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. №5. С. 83-95.
5. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. Смоленск, СГПУ, 2004. Ч.1. С. 22-26.
6. Артёмкина Т.Е. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Вестник московского государственного областного университета. 2014. №1. С. 21-25.
7. Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников // Когнитивная психология: сборник статей / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. Мн.: БГПУ, 2006. С. 16-20.
8. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе // Педагогические технологии. 2006. №1. С. 77-82.
9. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
10. Бокуть Е.Л., Губина Е.В. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и толерантности в общении у студентов педагогического университета // Системная психология и социология. 2015. №13. С. 14-24.
11. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2006. 144 с.
12. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2003. 160с.
13. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Просвещение, 1976. 315 с.
14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: Практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003. 240 с.
15. Выготский Л.С. Детская психология. Избранные психологические труды в 6-ти тт. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
... всего 55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ