Развитие координационных способностей обучающихся 13 - 14 лет на уроках по волейболу
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития координационных способностей обучающихся 13-14 лет
1.1. Понятие координационных способностей: виды, классификация 7
1.2. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 13-14 лет 14
1.3. Особенности развития координационных способностей обучающихся
на уроках по волейболу
Глава 2. Методы и организация исследования 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 25
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 27
3.1. Описание и характеристика средств и методов развития
координационных способностей обучающихся 13-14 лет
3.2. Обсуждение результатов экспериментальной работы 36
Заключение 42
Список используемых источников 44
Глава 1. Теоретические аспекты развития координационных способностей обучающихся 13-14 лет
1.1. Понятие координационных способностей: виды, классификация 7
1.2. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 13-14 лет 14
1.3. Особенности развития координационных способностей обучающихся
на уроках по волейболу
Глава 2. Методы и организация исследования 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 25
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 27
3.1. Описание и характеристика средств и методов развития
координационных способностей обучающихся 13-14 лет
3.2. Обсуждение результатов экспериментальной работы 36
Заключение 42
Список используемых источников 44
Актуальность. Согласно данным министерства здравоохранения РФ, в результате ежегодного обследования детей 14-летнего возраста, всего 30% детей остаются относительно здоровыми. Психологи, социологи и врачи определили ряд причин, которые привели к данной ситуации: неправильное питание; малоподвижный образ жизни; стрессы. Для решения данной проблемы врачи рекомендуют систематические занятия физической культурой. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, занятия физической культурой должны обеспечить развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности. [37, стр 19]
Так, в условиях современной жизни и производства существенно вырос объем деятельности, что приводит к возрастанию значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве при внезапно возникающих ситуациях. Высокого уровня проявления точности движения и экономичного управления непростыми двигательными действиями. В теории физического воспитания вышеупомянутые качества объединяют с определением координационные способности - согласованность движений с реальными требованиями окружающей среды. Поэтому в современных условиях, для успешной подготовки детей к жизни и труду, остро возникает необходимость формирования координационных способностей, которые влияют на успешное выполнение двигательных задач при регулярно растущих требованиях. Координационные способности характеризуют возможность человека управлять своими движениями, оказывают большое влияние на способ освоения спортивной техники, и на разнообразное ее использование.
В физическом воспитании большое внимание уделено развитию координационных способностей. Одним из значимых средств развития координационных способностей являются спортивные и подвижные игры. Важное значение в данном контексте приобретает занятия волейболом, он являются эффективным способом для решения данной проблемы. Объясняется это очень высокой эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью игры.
Волейбол предъявляет большие требования к двигательным действиям ребенка и его функциональные возможности. Все перемещения и движения в игре носят непосредственный характер, они базируются на быстром перемещении, беге, прыжках и метении. Большое число технических приемов и тактических действий, требуется применять в разных сочетаниях и условиях, а также требующих точности различных движений и моментальной сменой ситуации.
На занятиях по волейболу требуется овладеть целой системой качеств: умение быстро реагировать, правильно и хорошо обрабатывать летящий мяч и стремительно переключаться с одного действия к другому. За все эти проявления отвечают хорошо развитые координационные способности.
Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей на занятиях по волейболу, дает возможность обучающемуся быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у обучающегося способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.
По мнению большинства учёных (Холодов Ж.К., Матвеев Л.П., Кузнецов В.С.), авторов современных программ по физической культуре, при обучении техники игры волейбол, важной основой составляет развитие координации и чувства ориентации в пространстве. Также авторы признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения для всестороннего гармоничного развития. [26, 29, 40]
Актуальность исследования обусловило проблему: каковы средства и методы развития координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках по волейболу.
Исходя из актуальности и проблемы, формулируем тему исследования: «Развитие координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках по волейболу».
Цель исследования. Теоретическое обоснование, характеристика и экспериментальное подтверждение эффективности применяемых средств и методов развития координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках по волейболу.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу и накопленный практический опыт по развитию координационных способностей.
2) Разработать комплекс средств и методов развития координационных способностей обучающихся 13 - 14 лет.
3) Экспериментально проверить эффективность применяемых средств и методов развития координационных способностей обучающихся 13 - 14 лет на уроках по волейболу.
Объект исследования. Образовательный процесс на занятиях по волейболу обучающихся 13 - 14 лет.
Предмет исследования. Средства и методы развития координационных способностей обучающихся 13 - 14 лет на уроках по волейболу.
Гипотеза. Предполагается, что уровень координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках по волейболу повысится, если:
- в полной мере изучить теоретический и практический опыт по развитию координационных способностей;
- охарактеризовать возрастные, анатомо-физиологические особенности обучающихся 13-14 лет;
- разработать и применить комплекс средств и методов развития координационных способностей и улучшить спортивные результаты.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь 2019 - ноябрь 2019) - Теоретический: определялась актуальность, проблема и формировалась тема исследования; определения объекта и предмета, цели и задачи, гипотезы и методов исследования; составление плана и разработки структуры исследования; изучение и анализ научно-методической литературы.
П этап (сентябрь 2019 - апрель 2020) - Экспериментальный: выбор средств и методов исследования; подготовка и выполнение экспериментальной работы; сбор и обработка данных, анализ полученных результатов.
Ш этап (май 2020) - Аналитический: формирование выводов исследования, подготовка заключения работы; оформление дипломной работы.
Структура работы: состоит из введения, 3 глав, заключения и списка используемых источников.
В первой главе описывается понятие координационные способности, их виды и классификация, особенности их развития на уроках по волейболу. Изучены анатомо-физиологические особенности обучающихся 13-14 лет.
Во второй главе представлены методы и организация исследования, а также контингент участников эксперимента и анализ его проведения.
В третьей главе описываются средства и методы, применяемые для развития координационных способностей обучающихся 13-14 лет, и обсуждение результатов эксперимента.
Так, в условиях современной жизни и производства существенно вырос объем деятельности, что приводит к возрастанию значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве при внезапно возникающих ситуациях. Высокого уровня проявления точности движения и экономичного управления непростыми двигательными действиями. В теории физического воспитания вышеупомянутые качества объединяют с определением координационные способности - согласованность движений с реальными требованиями окружающей среды. Поэтому в современных условиях, для успешной подготовки детей к жизни и труду, остро возникает необходимость формирования координационных способностей, которые влияют на успешное выполнение двигательных задач при регулярно растущих требованиях. Координационные способности характеризуют возможность человека управлять своими движениями, оказывают большое влияние на способ освоения спортивной техники, и на разнообразное ее использование.
В физическом воспитании большое внимание уделено развитию координационных способностей. Одним из значимых средств развития координационных способностей являются спортивные и подвижные игры. Важное значение в данном контексте приобретает занятия волейболом, он являются эффективным способом для решения данной проблемы. Объясняется это очень высокой эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью игры.
Волейбол предъявляет большие требования к двигательным действиям ребенка и его функциональные возможности. Все перемещения и движения в игре носят непосредственный характер, они базируются на быстром перемещении, беге, прыжках и метении. Большое число технических приемов и тактических действий, требуется применять в разных сочетаниях и условиях, а также требующих точности различных движений и моментальной сменой ситуации.
На занятиях по волейболу требуется овладеть целой системой качеств: умение быстро реагировать, правильно и хорошо обрабатывать летящий мяч и стремительно переключаться с одного действия к другому. За все эти проявления отвечают хорошо развитые координационные способности.
Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей на занятиях по волейболу, дает возможность обучающемуся быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у обучающегося способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.
По мнению большинства учёных (Холодов Ж.К., Матвеев Л.П., Кузнецов В.С.), авторов современных программ по физической культуре, при обучении техники игры волейбол, важной основой составляет развитие координации и чувства ориентации в пространстве. Также авторы признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения для всестороннего гармоничного развития. [26, 29, 40]
Актуальность исследования обусловило проблему: каковы средства и методы развития координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках по волейболу.
Исходя из актуальности и проблемы, формулируем тему исследования: «Развитие координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках по волейболу».
Цель исследования. Теоретическое обоснование, характеристика и экспериментальное подтверждение эффективности применяемых средств и методов развития координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках по волейболу.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу и накопленный практический опыт по развитию координационных способностей.
2) Разработать комплекс средств и методов развития координационных способностей обучающихся 13 - 14 лет.
3) Экспериментально проверить эффективность применяемых средств и методов развития координационных способностей обучающихся 13 - 14 лет на уроках по волейболу.
Объект исследования. Образовательный процесс на занятиях по волейболу обучающихся 13 - 14 лет.
Предмет исследования. Средства и методы развития координационных способностей обучающихся 13 - 14 лет на уроках по волейболу.
Гипотеза. Предполагается, что уровень координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках по волейболу повысится, если:
- в полной мере изучить теоретический и практический опыт по развитию координационных способностей;
- охарактеризовать возрастные, анатомо-физиологические особенности обучающихся 13-14 лет;
- разработать и применить комплекс средств и методов развития координационных способностей и улучшить спортивные результаты.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь 2019 - ноябрь 2019) - Теоретический: определялась актуальность, проблема и формировалась тема исследования; определения объекта и предмета, цели и задачи, гипотезы и методов исследования; составление плана и разработки структуры исследования; изучение и анализ научно-методической литературы.
П этап (сентябрь 2019 - апрель 2020) - Экспериментальный: выбор средств и методов исследования; подготовка и выполнение экспериментальной работы; сбор и обработка данных, анализ полученных результатов.
Ш этап (май 2020) - Аналитический: формирование выводов исследования, подготовка заключения работы; оформление дипломной работы.
Структура работы: состоит из введения, 3 глав, заключения и списка используемых источников.
В первой главе описывается понятие координационные способности, их виды и классификация, особенности их развития на уроках по волейболу. Изучены анатомо-физиологические особенности обучающихся 13-14 лет.
Во второй главе представлены методы и организация исследования, а также контингент участников эксперимента и анализ его проведения.
В третьей главе описываются средства и методы, применяемые для развития координационных способностей обучающихся 13-14 лет, и обсуждение результатов эксперимента.
1) Проанализировав научно-методическую литературу и накопленный практический опыт по развитию координационных способностей обучающихся 13 - 14 лет, можно сделать следующий вывод: до настоящего времени отсутствует общий аспект к определению понятия «координационные способности». Это обусловлено комплексностью и многогранностью, неоднозначного понимания авторами сути данного понятия. Координационные способности разнообразны и специфичны. Они разделяются на виды по особенностям проявления, критериям и факторам, которые их обуславливают.
2) В ходе исследования был разработан комплекс средств и методов, направленный на развитие координационных способностей.
В данный комплекс были включены следующие методы организации учебно-образовательных занятий обучающихся 13-14 лет: метод строго- регламентированного упражнения; повторно-переменный метод; игровой и соревновательный метод.
В комплекс были включены следующие группы координационных упражнений: общеподготовительные и специальные упражнения; упражнения с преодолением координационных трудностей, требующих внезапного изменения техники движения; с коллективным выполнением упражнения; с использованием спортивного инвентаря; комплексы круговых тренировок, полосы препятствий и подвижные игр.
3) В ходе эксперимента применяемые средства и методы развития координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках по волейболу оказались эффективными. Различия показателей координационных способностей являются достоверными. Так, показатель прироста челночного бега в экспериментальной группе на 21,9% больше, чем в контрольной. В тесте нижней передачи мяча разница в приросте составила 26,4%, а в тесте верхней передачи мяча 21%. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
2) В ходе исследования был разработан комплекс средств и методов, направленный на развитие координационных способностей.
В данный комплекс были включены следующие методы организации учебно-образовательных занятий обучающихся 13-14 лет: метод строго- регламентированного упражнения; повторно-переменный метод; игровой и соревновательный метод.
В комплекс были включены следующие группы координационных упражнений: общеподготовительные и специальные упражнения; упражнения с преодолением координационных трудностей, требующих внезапного изменения техники движения; с коллективным выполнением упражнения; с использованием спортивного инвентаря; комплексы круговых тренировок, полосы препятствий и подвижные игр.
3) В ходе эксперимента применяемые средства и методы развития координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках по волейболу оказались эффективными. Различия показателей координационных способностей являются достоверными. Так, показатель прироста челночного бега в экспериментальной группе на 21,9% больше, чем в контрольной. В тесте нижней передачи мяча разница в приросте составила 26,4%, а в тесте верхней передачи мяча 21%. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Подобные работы
- Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Развитие координационных способностей обучающихся 7 класса на внеурочных занятиях по волейболу
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Развитие координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста на занятиях по волейболу
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 - 13 ЛЕТ НА УРОКАХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Развитие координационных способностей обучающихся старших классов средствами баскетбола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Методика совершенствования техники игры в волейбол у обучающихся 15-17 лет на уроках по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019



