Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №149423

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Восприятие художественной литературы как центральный компонент
читательской деятельности 7
1.2. Особенности восприятия художественного произведения у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы, способствующие развитию восприятия
художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Изучение особенностей восприятия художественной литературы у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Реализация педагогических условий, направленных на развитие
восприятия художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста34
Вывод по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

На современном этапе развития российского общества, большое внимание уделяется требованиям к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Умение воспринимать, прогнозировать, выражать творческую активность и свою индивидуальность, умение переходить к новому виду деятельности - занимает основное место. Готовность к восприятию литературного произведения детьми дошкольного возраста не может сформироваться сама по себе, она выражается в условиях воспитания и обучения воспитанников именно в дошкольном образовательном учреждении.
Новый период в развитии восприятия к художественной литературе происходит именно на этапе дошкольного возраста. Происходит переход к стадии развития непосредственно собственного отношения к художественной литературе. Культура поведения в целом является средством восприятия художественной литературы
Под художественным развитием в литературе понимается процесс, в котором происходит прочтение и восприятие дошкольником художественного текста, а так же получение эмоционального отклика на данное произведение, осмысление ребенком с помощью педагога нравственных переживаний, которые были изначально заложены в тексте и логично связанные между собой.
В трудах О.В. Акуловой и О.Н. Сомковой раскрывается структура литературного развития. Первый компонент данного понятия - читательский интерес. Его характерными особенностями являются: широта, глубина, осознанность и избирательность. Восприятие литературного развития относится ко второму компоненту, который представляет собой восприятие художественного текста. Сложный психический процесс, который характеризуется активностью таких сфер личности, как интеллектуально - познавательная, образная и эмоциональная. Психический сложный процесс,
который характеризует такие сферы личности, как эмоциональные, интеллектуально-познавательные, когнитивные и образные.
Качество художественного восприятия текста, который включает в себя количество литературных произведений, ранее знакомых ребенку, зависит от масштаба литературного опыта.
Восприятие - это основной познавательный процесс дошкольного возраста, который реализует объединяющую функцию: соединяет
определенные свойства предметов в целый образ; все без исключения познавательные процессы в общественной организованной работе по переработке и получению информации.
Обширная работа с произведениями различных литературных жанров определяется в федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС), где особое внимание уделяется восприятию детьми художественных произведений.
В свете исследуемой темы, особую роль в развитии восприятия стоит отвести дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления личности. Развитие восприятия целесообразно осуществлять в дошкольном детстве - сензитивность периода предопределяет развитие саморегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развитие правильных качеств личности, и, как следствие, закладывание фундамента будущего члена общества.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно­
результативным путем проверить результативность педагогических условий развития восприятия художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: особенности восприятия художественной
литературы детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития восприятия художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста в 4
дошкольной образовательной организации.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Восприятие является осмысленным и опосредованным процессом, отражающим сочетание свойств и качеств, которые напрямую зависят от цели жизнедеятельности. Восприятие является одним из центральных психических явлений в дошкольном возрасте. Особый интерес представляют проблемы восприятия художественной литературы дошкольниками.
Восприятие художественной литературы - это активный процесс, не включающий пассивное созерцание, а деятельность, воплощенную во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемой передаче событий на себя, «умственных действиях», приводящих к эффекту личного присутствия, личного участия в событиях.
Восприятие художественной литературы имеет свои стадии развития - вначале ребенок непосредственно воспринимает, создает и испытывает образы, затем начинает понимать идеологическое содержание произведения, а наиболее высоким уровнем развитием восприятия художественной литературы является влияние художественной литературы на личность ребенка дошкольного возраста. Очень важно развивать у детей восприятие художественной литературы - ученые отмечают ее влияние на умственное, словесное, эмоциональное, нравственное развитие ребенка. Восприятие художественной литературы детьми - это первый вид чтения - так называемое чтение-слушание.
Проанализировав педагогическую литературу, можно сделать вывод, что одним из средств развития восприятия у детей дошкольного возраста художественной литературы может именно уголок книги. Теоретический анализ литературы показал, что книги могут служить педагогическим условием для развития художественного восприятия у детей если:
- подбор литературных произведений будет соответствовать возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста; разнообразие литературы, а точнее жанры и тематика произведений;
• если педагог будет обращать внимание детей, что использование уголка книги как центр действий, организовывать в нем целенаправленные мероприятия.
Эта гипотеза была проверена в практическом исследовании не в полном объеме. На первом этапе проверки этой гипотезы было проведено диагностическое исследование уровня художественного восприятия. Диагностируемая группа состояла из 10 детей дошкольного возраста.
Для диагностики уровня развития восприятия детей дошкольного возраста были использованы диагностические методики в виде игры- путешествия «Путешествие в Сказкоград». Диагностика констатирующего этапа эксперимента показала, что большее количество детей старшего дошкольного возраста находится на среднем и низком уровне развития восприятия художественной литературы. Дети не различают жанры литературных произведений, эмоционально не проникают в прочитанный текст, иногда приводят аргументы самостоятельно, иногда, благодаря наводящим вопросам педагога.
Результаты педагогической диагностики определили практическую значимость работы по развитию восприятия художественной литературы у детей.
Подразумевается, что подобранный нами комплекс мероприятий направлен на развитие интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста и может быть рекомендован к использованию в дошкольных образовательных организациях, что в дальнейшем будет способствовать положительному результату освоения детьми школьной программы.
Методические рекомендации для педагогов по развитию восприятия художественной литературы детей дошкольного возраста:
• создавать условия для расширения и активизации представлений литературных художественных произведениях у детей;
• активно продолжать знакомить детей с произведениями разных жанров: учить различать сказку и стихотворение;
• продолжать учить детей самостоятельно передавать содержание небольших рассказов и читать наизусть небольшие стихотворения участвовать в коллективной драматизации известных литературных произведений;
• закреплять интерес детей к слушанию рассказываемых и читаемых педагогом художественных произведений вместе со всей группой сверстников;
• формировать у детей представления о развитии и изменении художественного образа, его многогранности и многосвязанности.
Подобранный нами комплекс мероприятий направлен на развитие интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста и может быть использован в дошкольных образовательных организациях, что в дальнейшем будет способствовать положительному результату развития восприятия детьми дошкольного возраста.


1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М., 2008. 400 с.
2. Беленькая Л.И. Ребёнок и книга. М., 2005. 31 с.
3. Бердяшкина Т.П. Формирование восприятия художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший друг» // Вопросы дошкольной педагогики. СПб., 2015. № 1. С. 9-11. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/63/ (дата обращения: 13.06.2020).
4. Божович Е.Д. Позиция субъекта учения: личностные и когнитивные факторы // Вопросы психологии. М., 2017. № 6. С. 19-30.
5. Болдонова И.С., Надагурова А.А. Художественная литература как
форма эстетического восприятия (на примере русской литературы ХХ века) // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. Иркустк, 2016. №3. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/hudozhestvennaya-li (дата обращения:
13.06.2020).
6. Боровенская, И.Ю. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. М., 2017. № 41. С. 154-157. URL: https://moluch.ru/archive/175/45900/ (дата обращения: 13.06.2020).
7. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная
предметно-развивающая среда детского сада: учеб. пособие. М., 2011. 182 с.
8. Виноградова С.А., Баймухамбетова Ф.Е. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и современность. СПб., 2014.№ 3. С. 39-42.
9. Волкова Т.В. Успешность и психологические особенности смыслового чтения у дошкольников // Здравоохранение, образование и безопасность. Тюмень, 2016. № 2 . С. 26-31.
10. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. СПб., 1998. 55 с.
11. Гнатенко Е.В. Восприятие и понимание образа-персонажа
младшими школьниками в процессе работы над художественным произведением // Научные записки Тернопольського национального педагогического университета. Тернополь, 2017. №2.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-i-ponim . (дата обращения: 13.06.2020).
12. Гриценко З.А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. Томск, 2010. № 8. С. 19-27.
13. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000. 224 с.
14. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. М., 1992. 128 с.
15. Денисова С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек // Родительское собрание по детскому чтению. Екб., 2008. №2. С. 30-32.
... всего 56 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ