Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 7
1.1. История возникновения фристайла 7
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся среднего школьного возраста 9
1.3. Координация как способность 13
1.4. Строение и функциональное значение вестибулярного аппарата 20
1.5. Формы вестибулярных нагрузок в гимнастике 23
1.6. Тренировка вестибулярного аппарата 24
Глава 2. Методика и организация исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
2.3. Теоретическое обоснование выбора тренировочного режима вестибулярного аппарата у фристайлистов 33
2.4. Методика и проведение эксперимента 35
Глава 3. Анализ результатов исследования 37
3.1. Выводы 42
3.2. Практические рекомендации 45
Заключение 46
Список использованных источников 47
Приложения
Актуальность:
Необходимость постоянного совершенствования системы подготовки обучающихся требует поиска новых форм организации тренировки, способствующих достижению высоких спортивных результатов. В этой связи одним из необходимых условий решения проблемы управления обучения, является разработка комплекса специальных упражнений для развития координации у фристайлистов.
Фристайл - является одним из сложнейших видов спорта, требующий высочайшей координации действий, огромных мышечных усилий. Современные комбинации всех видов многоборья насыщены большим количеством акробатических упражнений со сложными вращениями и поворотами вокруг различных осей в безопорных положениях. При этом происходит сильное раздражение вестибулярного аппарата. Нужна хорошая тренированность, чтобы в этих условиях сохранить точность движений и равновесие.
Мы убеждены, что упражнения на батуте являются наиболее эффективным средством развития умения управлять своими движениями. В этом смысле они представляют собой примерно то же, что упражнения со штангой для развития силы.
Это вытекает из самой природы батута, где на исполнение чрезвычайно сложных фигур, следующих в комбинациях друг за другом, отводятся такие маленькие интервалы времени, что организм вынужден решать их с быстротой, значительно превышающей ту, что имеет место в других двигательных актах. Иными словами, на батуте спортсмен вынужден решать в единицу времени вдвое большее количество задач.
Для фристайла большое значение имеет способность управлять своими движениями. Эта способность формируется примерно на базе тех же анализаторных систем, которые несут основную нагрузку и в занятиях фристайлом. Во фристайле информация обо всех особенностях положения тела по отношению к земле, о взаиморасположении частей тела друг относительно друга в основном поступает от проприорецепции и вестибулярного анализатора, а зрение играет подчиненную роль.
Другое важное обстоятельство заключается в том, что навыки, осваиваемые в упражнении на батуте, относятся к числу содействующих (обеспечивающих перенос) овладению специальными навыками в могуле.
Ведущее значение в сложной нейродинамике, лежащей в основе равновесия, ориентации в пространстве и координации движений в динамических условиях, принадлежит вестибулярному аппарату и сложной системе безусловных вестибуло-соматических и вестибуло-вегетативных рефлексов.
Умелое использование вестибуло-соматических реакций с учетом специфики различных видов спорта может значительно повысить мастерство спортсменов.
Повышение устойчивости вестибулярного аппарата методом специальной тренировки заключается в равномерном развитии его свойств, присущих естественным условиям, и в усилении таких его сторон, которые нужны в отдельных видах спорта.
В последнее время интерес к вестибулярной сенсорной системе значительно возрос. Причиной тому является неудержимое желание проявить свои способности и возможности. Ведь только за последние годы в мире появилось огромное количество видов спорта, таких как: фристайл, скейтбординг, виндсерфинг, требующих исключительной ловкости, координации движений, пространственной ориентировки и равновесия. Названные виды спорта, как правило, особенно привлекают детей, подростков и юношей.
Наблюдения свидетельствуют о том, что спортсмены, у которых недостаточно хорошо развит вестибулярный аппарат, обычно с трудом усваивают программный материал. Они испытывают затруднения в усвоении вращательных движений. Иногда отдельные элементы, например, сальто с поворотом на 360° и более, т. е. те, которые связаны с одновременным вращением вокруг двух осей, спортсмену и вовсе не удается освоить. Ясно, что перспективы спортивного роста в таком случае ограничены. Вот почему целесообразно своевременно тренировать вестибулярные функции фристайлистов.
Исследованиями ученых в разных видах спорта экспериментально подтверждено мнение о том, что вестибулярная тренировка должна начинаться с самого раннего возраста, особенно у тех, кто ориентирован на сложно-координационные виды спорта (гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.).
Причину «омоложения» этих видов спорта следует искать именно в этом. Именно биологической потребностью объясняется любовь детей всего мира к каруселям, качелям, подкидным сеткам и другим приспособлениям. Ученые объясняют это потребностью развивающегося детского организма, где закладываются основы вестибуломоторики, которая служит основной базой развития двигательных координаций для дальнейшей жизнедеятельности.
Цель: развитие координационных способностей у обучающихся, занимающихся фристайлом, путем повышения устойчивости вестибулярного аппарата с помощью комплекса специальных упражнений, выполняемых на батуте.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу.
2. Определить уровень функционального состояния вестибулярного аппарата у фристайлистов среднего школьного возраста и выявить доминирующий характер вращений на данном этапе.
3. Разработать комплексы специальных упражнений для развития вестибулярного аппарата у фристайлистов.
4. Проверить эффективность комплекса специальных упражнений для развития вестибулярного аппарата у фристайлистов.
Гипотеза: в нашем исследовании мы предположили, что комплекс специальных упражнений для развития координации, заключающйся в использовании специальных упражнений, выполняемых на батуте, даст возможность достичь более высоких спортивных результатов, а так же внести существенные коррективы в структуру, содержание, методическое и организационное обеспечение подготовительного процесса обучающихся.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс фристайлистов.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений для развития координации, выполняемых на батуте.
Практическая значимость: возможность применения разработанного нами комплекса специальных упражнений для развития координации в учебно-тренировочном процессе фристайлистов, а также других сложнокоординационных видов спорта (спортивная гимнастика, акробатика и др.)
Одним из необходимых условий решения проблемы управления обучения, является разработка комплекса специальных упражнений по развитию координации у фристайлистов.
Упражнения на батуте являются наиболее эффективным средством развития умения управлять своими движениями. Для фристайла большое значение имеет способность управлять своими движениями.
Умелое использование вестибуло-соматических реакций с учетом специфики различных видов спорта может значительно повысить мастерство.
Подобранный нами комплекс, заключающаяся в использовании специальных упражнений, выполняемых на батуте, даст возможность достичь более высоких спортивных результатов, а так же внести существенные коррективы в структуру, содержание, методическое и организационное обеспечение подготовительного процесса обучающихся.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза доказана.
1. Аграновский, М. А. Лыжный спорт. - М.: ФИС, 2008. - 368 с.
2. Антонова, О. Н. Лыжная подготовка / О. Н. Антонова, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
3. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФКиС, 2010. - 222 с.
4. Ашмарин Б. А. Теории и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС., 1990. - 285 с.
5. Баршай В.М. Физическая и техническая подготовка юных акробатов. Ростов н/Д.: Ростовский университет, 1990. - 368 с.
6. Березин Г. В. Лыжный спорт. - М.: Просвещение, 2007. - 198 с.
7. Бишаева, А. А. Физическая культура. М.: Академия, 2018. - 224 с.
8. Бисярина, В. П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста.
- М.: Медицина, 2014. - 224 с.
9. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Спорт, 2020. - 184 с.
10. Горяйнов А. А. Горные лыжи и сноуборд. М.: Рипол классик, 2006. - 278 с.
11. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия».
- Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384с
12. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. - М.: Высшая школа, 1985. - 384 с.
13. Загревский В. И., Загревский О. И. Биомеханика физических
упражнений. Томск: Издательский дом Томского государственного
университета, 2018. - 262 с.
14. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена - М.: ФиС.,1970. - 365 с.
15. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.:
Просвещение, 1980. - 199 с.
16. Иссурин В. Б., Лях. В. И. Координационные способности спортсменов. - М.: Спорт, 2019. - 209 с.
17. Коренберг В. Б. Спортивная метрология. М.: Физическая культура, 2008.
- 289 с.
18. Мамулян А. С. Большой русско-английский спортивный словарь. - М.: Спорт, 2020. - 568 с.
19. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные объекты. - М.: Спорт, 2020. - 342 с.
20. Пащенко Л. Г., Хазиева Р. Ф., Калашников А. А. Изучение координационных способностей детей, занимающихся прыжками на батуте. Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Нижневартовск, 2017. - 347 - 349 с.
21. Раменская Т. И. Лыжный спорт. М.: «Физическая культура», 2005. - 224 с.
22. Савельева Л. А., Терехина Р. Н. Спорт высших достижений: спортивная гимнастика. - М.: Человек, 2014. - 148 с.
23. Савченков, Ю. И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков / Ю. И. Савченков. - М.: Владос, 2014. - 735 с.
24. Кобяков Ю. П. Тренировка вестибулярного анализатора гимнастов - М.: ФиС, 1976. - 200 с.
25. Карлышев В. М. методика комплексного контроля в подготовке горнолыжников. - Омск: Челябинск, 1989. - 49с.
26. Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1979. - 232 с.
27. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.
- 399 с.
28. Кисмекова В. А. О механизмах взаимодействия рецепторов вестибулярного аппарата.- Л.: Наука, 1978. - 267 с.
29. Лыжный фристайл. Анатомия спорта. - Режим доступа: http: //radio mohovaya9 .tilda. ws/freestyl e.
30. Николаева А. А., Семенов В. Г. Развитие выносливости у спортсменов. - М.: Спорт, 2017. - 144 с.
31. Проблемы физиологии спорта: моногр. / ред. Б.С. Гиппенрейтер. - М.:
Физкультура и спорт, 2014. - 232 с.
32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2017. - 460 с.
33. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. - 288 с.
34. Ростовцев Д. Е. Подготовка горнолыжника. - М.: ФиС,1987. - 87с.
35. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник для высших учебных заведений физической культуры.
- М.: Спорт, 2020. - 620 с.
36. Сон А. М. Исследования эффективности сочетания средств физической и технической подготовки и режима тренировочной работы гимнастов. - М.: ФиС, 1977. - 22 с.
37. Стрелец В. Г., Горелов А. А. Теория и практика управления вестибуломоторикой человека в спорте и профессиональной деятельности. - .
- СПб.: Питер, 2002. - 52 - 63 с.
38. Фил Рэйс, Бренда Смит. 500 лучших советов тренеру. - СПб.: «Питер», 2002. - 367 с.
39. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: ФиС, 1975г
40. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. - М.: Просвещение, 1990. - 332 с.
41. Чертихина Н. А., Шевчук Н. А. Методика комплексного развития вестибулярной устойчивости у юных гимнастов. Физическое воспитание и спортивная тренировка, 2013.1(5). - 34 - 38 с.
42. Яковлев Н. П., Коробков А. В., Янанис С. В. Физиологические и биомеханические основы теории и методике спортивной тренировки. - М.: ФиС., 1960. - 221 с.
43. Ялакас С. И. Школа горнолыжника - М: ФиС.,1973. - 109 с.