РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ФРИСТАЙЛА)
|
Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 7
1.1. История возникновения фристайла 7
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся среднего школьного возраста 9
1.3. Координация как способность 13
1.4. Строение и функциональное значение вестибулярного аппарата 20
1.5. Формы вестибулярных нагрузок в гимнастике 23
1.6. Тренировка вестибулярного аппарата 24
Глава 2. Методика и организация исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
2.3. Теоретическое обоснование выбора тренировочного режима вестибулярного аппарата у фристайлистов 33
2.4. Методика и проведение эксперимента 35
Глава 3. Анализ результатов исследования 37
3.1. Выводы 42
3.2. Практические рекомендации 45
Заключение 46
Список использованных источников 47
Приложения
Глава 1. Литературный обзор 7
1.1. История возникновения фристайла 7
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся среднего школьного возраста 9
1.3. Координация как способность 13
1.4. Строение и функциональное значение вестибулярного аппарата 20
1.5. Формы вестибулярных нагрузок в гимнастике 23
1.6. Тренировка вестибулярного аппарата 24
Глава 2. Методика и организация исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
2.3. Теоретическое обоснование выбора тренировочного режима вестибулярного аппарата у фристайлистов 33
2.4. Методика и проведение эксперимента 35
Глава 3. Анализ результатов исследования 37
3.1. Выводы 42
3.2. Практические рекомендации 45
Заключение 46
Список использованных источников 47
Приложения
Актуальность:
Необходимость постоянного совершенствования системы подготовки обучающихся требует поиска новых форм организации тренировки, способствующих достижению высоких спортивных результатов. В этой связи одним из необходимых условий решения проблемы управления обучения, является разработка комплекса специальных упражнений для развития координации у фристайлистов.
Фристайл - является одним из сложнейших видов спорта, требующий высочайшей координации действий, огромных мышечных усилий. Современные комбинации всех видов многоборья насыщены большим количеством акробатических упражнений со сложными вращениями и поворотами вокруг различных осей в безопорных положениях. При этом происходит сильное раздражение вестибулярного аппарата. Нужна хорошая тренированность, чтобы в этих условиях сохранить точность движений и равновесие.
Мы убеждены, что упражнения на батуте являются наиболее эффективным средством развития умения управлять своими движениями. В этом смысле они представляют собой примерно то же, что упражнения со штангой для развития силы.
Это вытекает из самой природы батута, где на исполнение чрезвычайно сложных фигур, следующих в комбинациях друг за другом, отводятся такие маленькие интервалы времени, что организм вынужден решать их с быстротой, значительно превышающей ту, что имеет место в других двигательных актах. Иными словами, на батуте спортсмен вынужден решать в единицу времени вдвое большее количество задач.
Для фристайла большое значение имеет способность управлять своими движениями. Эта способность формируется примерно на базе тех же анализаторных систем, которые несут основную нагрузку и в занятиях фристайлом. Во фристайле информация обо всех особенностях положения тела по отношению к земле, о взаиморасположении частей тела друг относительно друга в основном поступает от проприорецепции и вестибулярного анализатора, а зрение играет подчиненную роль.
Другое важное обстоятельство заключается в том, что навыки, осваиваемые в упражнении на батуте, относятся к числу содействующих (обеспечивающих перенос) овладению специальными навыками в могуле.
Ведущее значение в сложной нейродинамике, лежащей в основе равновесия, ориентации в пространстве и координации движений в динамических условиях, принадлежит вестибулярному аппарату и сложной системе безусловных вестибуло-соматических и вестибуло-вегетативных рефлексов.
Умелое использование вестибуло-соматических реакций с учетом специфики различных видов спорта может значительно повысить мастерство спортсменов.
Повышение устойчивости вестибулярного аппарата методом специальной тренировки заключается в равномерном развитии его свойств, присущих естественным условиям, и в усилении таких его сторон, которые нужны в отдельных видах спорта.
В последнее время интерес к вестибулярной сенсорной системе значительно возрос. Причиной тому является неудержимое желание проявить свои способности и возможности. Ведь только за последние годы в мире появилось огромное количество видов спорта, таких как: фристайл, скейтбординг, виндсерфинг, требующих исключительной ловкости, координации движений, пространственной ориентировки и равновесия. Названные виды спорта, как правило, особенно привлекают детей, подростков и юношей.
Наблюдения свидетельствуют о том, что спортсмены, у которых недостаточно хорошо развит вестибулярный аппарат, обычно с трудом усваивают программный материал. Они испытывают затруднения в усвоении вращательных движений. Иногда отдельные элементы, например, сальто с поворотом на 360° и более, т. е. те, которые связаны с одновременным вращением вокруг двух осей, спортсмену и вовсе не удается освоить. Ясно, что перспективы спортивного роста в таком случае ограничены. Вот почему целесообразно своевременно тренировать вестибулярные функции фристайлистов.
Исследованиями ученых в разных видах спорта экспериментально подтверждено мнение о том, что вестибулярная тренировка должна начинаться с самого раннего возраста, особенно у тех, кто ориентирован на сложно-координационные виды спорта (гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.).
Причину «омоложения» этих видов спорта следует искать именно в этом. Именно биологической потребностью объясняется любовь детей всего мира к каруселям, качелям, подкидным сеткам и другим приспособлениям. Ученые объясняют это потребностью развивающегося детского организма, где закладываются основы вестибуломоторики, которая служит основной базой развития двигательных координаций для дальнейшей жизнедеятельности.
Цель: развитие координационных способностей у обучающихся, занимающихся фристайлом, путем повышения устойчивости вестибулярного аппарата с помощью комплекса специальных упражнений, выполняемых на батуте.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу.
2. Определить уровень функционального состояния вестибулярного аппарата у фристайлистов среднего школьного возраста и выявить доминирующий характер вращений на данном этапе.
3. Разработать комплексы специальных упражнений для развития вестибулярного аппарата у фристайлистов.
4. Проверить эффективность комплекса специальных упражнений для развития вестибулярного аппарата у фристайлистов.
Гипотеза: в нашем исследовании мы предположили, что комплекс специальных упражнений для развития координации, заключающйся в использовании специальных упражнений, выполняемых на батуте, даст возможность достичь более высоких спортивных результатов, а так же внести существенные коррективы в структуру, содержание, методическое и организационное обеспечение подготовительного процесса обучающихся.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс фристайлистов.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений для развития координации, выполняемых на батуте.
Практическая значимость: возможность применения разработанного нами комплекса специальных упражнений для развития координации в учебно-тренировочном процессе фристайлистов, а также других сложнокоординационных видов спорта (спортивная гимнастика, акробатика и др.)
Необходимость постоянного совершенствования системы подготовки обучающихся требует поиска новых форм организации тренировки, способствующих достижению высоких спортивных результатов. В этой связи одним из необходимых условий решения проблемы управления обучения, является разработка комплекса специальных упражнений для развития координации у фристайлистов.
Фристайл - является одним из сложнейших видов спорта, требующий высочайшей координации действий, огромных мышечных усилий. Современные комбинации всех видов многоборья насыщены большим количеством акробатических упражнений со сложными вращениями и поворотами вокруг различных осей в безопорных положениях. При этом происходит сильное раздражение вестибулярного аппарата. Нужна хорошая тренированность, чтобы в этих условиях сохранить точность движений и равновесие.
Мы убеждены, что упражнения на батуте являются наиболее эффективным средством развития умения управлять своими движениями. В этом смысле они представляют собой примерно то же, что упражнения со штангой для развития силы.
Это вытекает из самой природы батута, где на исполнение чрезвычайно сложных фигур, следующих в комбинациях друг за другом, отводятся такие маленькие интервалы времени, что организм вынужден решать их с быстротой, значительно превышающей ту, что имеет место в других двигательных актах. Иными словами, на батуте спортсмен вынужден решать в единицу времени вдвое большее количество задач.
Для фристайла большое значение имеет способность управлять своими движениями. Эта способность формируется примерно на базе тех же анализаторных систем, которые несут основную нагрузку и в занятиях фристайлом. Во фристайле информация обо всех особенностях положения тела по отношению к земле, о взаиморасположении частей тела друг относительно друга в основном поступает от проприорецепции и вестибулярного анализатора, а зрение играет подчиненную роль.
Другое важное обстоятельство заключается в том, что навыки, осваиваемые в упражнении на батуте, относятся к числу содействующих (обеспечивающих перенос) овладению специальными навыками в могуле.
Ведущее значение в сложной нейродинамике, лежащей в основе равновесия, ориентации в пространстве и координации движений в динамических условиях, принадлежит вестибулярному аппарату и сложной системе безусловных вестибуло-соматических и вестибуло-вегетативных рефлексов.
Умелое использование вестибуло-соматических реакций с учетом специфики различных видов спорта может значительно повысить мастерство спортсменов.
Повышение устойчивости вестибулярного аппарата методом специальной тренировки заключается в равномерном развитии его свойств, присущих естественным условиям, и в усилении таких его сторон, которые нужны в отдельных видах спорта.
В последнее время интерес к вестибулярной сенсорной системе значительно возрос. Причиной тому является неудержимое желание проявить свои способности и возможности. Ведь только за последние годы в мире появилось огромное количество видов спорта, таких как: фристайл, скейтбординг, виндсерфинг, требующих исключительной ловкости, координации движений, пространственной ориентировки и равновесия. Названные виды спорта, как правило, особенно привлекают детей, подростков и юношей.
Наблюдения свидетельствуют о том, что спортсмены, у которых недостаточно хорошо развит вестибулярный аппарат, обычно с трудом усваивают программный материал. Они испытывают затруднения в усвоении вращательных движений. Иногда отдельные элементы, например, сальто с поворотом на 360° и более, т. е. те, которые связаны с одновременным вращением вокруг двух осей, спортсмену и вовсе не удается освоить. Ясно, что перспективы спортивного роста в таком случае ограничены. Вот почему целесообразно своевременно тренировать вестибулярные функции фристайлистов.
Исследованиями ученых в разных видах спорта экспериментально подтверждено мнение о том, что вестибулярная тренировка должна начинаться с самого раннего возраста, особенно у тех, кто ориентирован на сложно-координационные виды спорта (гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.).
Причину «омоложения» этих видов спорта следует искать именно в этом. Именно биологической потребностью объясняется любовь детей всего мира к каруселям, качелям, подкидным сеткам и другим приспособлениям. Ученые объясняют это потребностью развивающегося детского организма, где закладываются основы вестибуломоторики, которая служит основной базой развития двигательных координаций для дальнейшей жизнедеятельности.
Цель: развитие координационных способностей у обучающихся, занимающихся фристайлом, путем повышения устойчивости вестибулярного аппарата с помощью комплекса специальных упражнений, выполняемых на батуте.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу.
2. Определить уровень функционального состояния вестибулярного аппарата у фристайлистов среднего школьного возраста и выявить доминирующий характер вращений на данном этапе.
3. Разработать комплексы специальных упражнений для развития вестибулярного аппарата у фристайлистов.
4. Проверить эффективность комплекса специальных упражнений для развития вестибулярного аппарата у фристайлистов.
Гипотеза: в нашем исследовании мы предположили, что комплекс специальных упражнений для развития координации, заключающйся в использовании специальных упражнений, выполняемых на батуте, даст возможность достичь более высоких спортивных результатов, а так же внести существенные коррективы в структуру, содержание, методическое и организационное обеспечение подготовительного процесса обучающихся.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс фристайлистов.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений для развития координации, выполняемых на батуте.
Практическая значимость: возможность применения разработанного нами комплекса специальных упражнений для развития координации в учебно-тренировочном процессе фристайлистов, а также других сложнокоординационных видов спорта (спортивная гимнастика, акробатика и др.)
Одним из необходимых условий решения проблемы управления обучения, является разработка комплекса специальных упражнений по развитию координации у фристайлистов.
Упражнения на батуте являются наиболее эффективным средством развития умения управлять своими движениями. Для фристайла большое значение имеет способность управлять своими движениями.
Умелое использование вестибуло-соматических реакций с учетом специфики различных видов спорта может значительно повысить мастерство.
Подобранный нами комплекс, заключающаяся в использовании специальных упражнений, выполняемых на батуте, даст возможность достичь более высоких спортивных результатов, а так же внести существенные коррективы в структуру, содержание, методическое и организационное обеспечение подготовительного процесса обучающихся.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза доказана.
Упражнения на батуте являются наиболее эффективным средством развития умения управлять своими движениями. Для фристайла большое значение имеет способность управлять своими движениями.
Умелое использование вестибуло-соматических реакций с учетом специфики различных видов спорта может значительно повысить мастерство.
Подобранный нами комплекс, заключающаяся в использовании специальных упражнений, выполняемых на батуте, даст возможность достичь более высоких спортивных результатов, а так же внести существенные коррективы в структуру, содержание, методическое и организационное обеспечение подготовительного процесса обучающихся.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза доказана.



