Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №149419

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста как
педагогическая проблема 8
1.2. Организация воспитания нравственного поведения детей старшего
дошкольного возраста в условиях детского сада 16
1.3. Педагогические возможности театрализованной деятельности как
средства воспитания нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Диагностика нравственного поведения детей старшего дошкольного
возраста 26
2.2. Реализация возможностей театрализованной деятельности как средства
воспитания нравственного поведения старших дошкольников 31
2.3. Динамика нравственного поведения детей старшего дошкольного
возраста 34
2.4. Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности с целью воспитания нравственного поведения детей старшего
дошкольного возраста 40
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Для развития ребенка необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы. Современная педагогическая наука,
рассматривающая образование как реализацию духовного нравственного потенциала человека, располагает разнообразными способами педагогического воздействия на ребенка [2]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований и условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста с учетом специфических видов, средств и методов воспитания и развития ребенка во всех видах детской деятельности, например, область социально-коммуникативного развития направлена на усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе [51].
В период дошкольного детства закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. От трех до семи лет ребенок интенсивно развивается, поэтому важно приобщать его к театру, литературе и живописи для эстетического и нравственного воспитания.
Нравственные привычки, приобретенные ребенком, лежат в основе нравственного поведения.
Исследователи Х. Штольц и Р Рудольф представили понятие «нравственное поведение» как «...поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении».
Появление различных гаджетов и технологий ведут к отчуждению людей от культуры, к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения . Именно сейчас на родителей и педагогов детских образовательных учреждений ложится огромная ответственность за воспитание ценностных ориентаций, нравственного сознания и поведения детей с дошкольного возраста как фундамента для развития духовно­нравственных установок.
Нравственное воспитание отмечается одним из направлений в содержании множества различных образовательных программ дошкольного образования. Педагогам необходимо из разнообразия методов и технологий воспитания нравственных качеств личности выбрать и рационально использовать методы, формы и средства, наиболее эффективные для воспитания нравственных и моральных качеств личности ребенка.
Ведущим видом деятельности и средством воспитания в дошкольном возрасте является игра. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов», - писал Л.С. Выготский.
Степень разработанности проблемы. Изучением проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: О.А. Пестерева, Т.В. Гармаева, А.А. Шалина, В.С. Соловьев, R.S. Peters, N. Noddings и др., однако поиск средств и способов нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальным.
Анализ сложившейся ситуации в науке и практике дошкольного образования позволяет выделить противоречия:
• между возрастающей потребностью общества в активизации личностного развития ребенка-дошкольника, одним из показателей которого является воспитание морально-нравственного сознания и нравственного поведения детей, и недостаточной результативностью реализуемых в педагогической практике форм и средств воспитания нравственных и моральных качеств личности ребенка;
• между потенциальными возможностями театрализованной деятельности в воспитании ребенка в дошкольном детстве и ее недостаточным использованием как средства воспитания нравственного поведения детей дошкольного возраста.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования: каковы возможности театрализованной деятельности как средства воспитания нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и социальная значимость проблемы, а также педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы исследования: «Особенности воспитания нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Объект исследования: воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В решении первой задачи исследования установлено, что в педагогической и психологической литературе нравственные качества определены как моральные нормы и принципы, которые становятся внутренними мотивами поведения человека.
В решении второй задачи обнаружено, что организация мероприятий, основанных на театрализованной деятельности, оказывает большое влияние на развитие нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста: доброта, дружелюбие, ответственность, дисциплинированность, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
В решении третьей задачи выделены педагогические возможности театрализованной деятельности как средства воспитания нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста. В процессе театрализованной деятельности развиваются нравственные качества детей: формируются такие положительные черты характера, как доброта, дружелюбие, ответственность, дисциплинированность, умение
взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Анализ литературы позволяет утверждать, что театрализованная деятельность выступает результативным средством воспитания нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста, если она обеспечивает развитие нравственных представлений и становление у детей нравственных качеств и нравственного поведения (способность к поступкам и проявлениям, отвечающим требованиям нравственных норм)
Проверка результативности театрализованной деятельности как средства воспитания нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной работе позволила зафиксировать следующие результаты.
По методике «Закончи историю» у детей старшего дошкольного возраста не был выявлен критический уровень нравственного развития ни до формирующего эксперимента, ни после. Оптимальный уровень нравственного развития в рамках констатирующего эксперимента показали 40% старших дошкольников, после формирующего эксперимента этот показатель снизился до 10%. Допустимый уровень нравственного развития до формирующего эксперимента составлял 40%, на контрольном этапе нашего исследования допустимый уровень был выявлен в 50% случаев. К высокому уровню нравственного развития после констатирующего этапа исследования были отнесены 20% детей, на контрольном этапе этот уровень был выявлен уже у 40% детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическая методика «Сюжетные картинки» показала следующие результаты: низкий уровень нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования составлял 10%, после проведения формирующего эксперимента этот показатель снизился до 0. Уровень ниже среднего был выявлен у 10% детей на контрольном этапе исследования, тогда как на констатирующем этапе этот уровень был выявлен у 40% старших дошкольников. После проведения формирующего эксперимента у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы повысились средний и высокий уровни нравственного развития. Средний уровень - с 30% повысился до 50%, высокий уровень - с 20% до 40%.
Результаты наблюдений за проявлениями самостоятельности и активности по модифицированной карте А.М. Щетининой также позволяют судить о динамике нравственного поведения детей. Так, дети стали принимать более активное участие в жизнедеятельности группы и дошкольного учреждения в целом, стали чаще предлагать свою помощь сверстникам и взрослым, стали более самостоятельными при решении конфликтов.
Таким образом, мы можем заключить, что задачи исследования решены, цель исследования достигнута, гипотеза эмпирически подтверждена.


1. Авдулова Т.П. Психология игры. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 232 с.
2. Апресян Р.Г. Нравственность // Новая философская
энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т 3. 472 с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
4. Бабаева Т.И., Гогобидзе А.Г Детство. Комплексная
образовательная программа дошкольного образования. ФГОС. СПб.: Детство- Пресс. 2016. 280 с.
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение. 1979. 102с.
6. Бордовский Г.А., Воюшина М.П., Суворова Е.П. Концепция образовательной системы «Диалог»: основные положения. 2015. С. 5-10.
7. Веремейчук Л.Н. Духовно-нравственное воспитание
дошкольников // Вестник науки и образования. 2016. № 10. С. 22-24.
8. Воронцова О.М. Базисные составляющие нравственного воспитания // Вестник ОмГУ 2014. № 1. С. 71.
9. Выготский Л.С., Давыдов В.В. Педагогическая психология. Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
10. Гармаева Т.В., Пестерева О.А. Нравственное воспитание
дошкольников: опыт, проблемы, современные подходы // Вестник БГУ. 2017. № 7. С. 16-24.
11. Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 208 с.
12. Глаголева К.С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. 2017. № 4. С. 324-326. URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 24.02.2019).
13. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2017. 465 с.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М.: Юрайт Litres, 2017. 98 с.
15. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А., Демцура С.С. Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Материалы международной научно-практической конференции «Современные концепции развития науки» / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа, 2017. С. 87-89.
... всего 62 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ