Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста 7
1.1 Понятие и виды координационных способностей 7
1.2 Анатомо-физиологическая характеристика младшего школьного
возраста 9
1.3 Развитие физических качеств детей в младшем школьном возрасте 16
1.4 Особенности развития координации движений обучающихся младшего
школьного возраста 22
Глава 2. Организация и методы исследования 27
2.1. Задачи и методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
Глава 3. Обсуждение результатов исследования 33
3.1. Методы развития и оценки координационных способностей 33
3.2. Реализация экспериментального комплекса упражнений для развития
координационных способностей на уроках физической культуры с гимнастической направленностью для обучающихся младших классов 44
3.3 Результаты исследования 46
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 55
Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.
Основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц.
Результаты формирования координационных способностей более значимы, если начинать заниматься их развитием в детском возрасте. Дети постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее овладевать более сложным в координационном отношении двигательными навыками, как спортивными, так и трудовыми.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что необходимо развивать координационные способности, начиная с младшего школьного возраста, используя для этого интересные и популярные у младших школьников способы развития. Как интересный и полезный способ развития координации может выступить гимнастика.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью». [2, с. 89]
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил [35,с12].
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях.
При слабом развитии КС у детей младшего школьного возраста не происходит освоение инерционности двигающихся органов различных областях развития, могут быть затронуты развития координационного расстройства, и они будут сохраняться в зрелом возрасте. При этом в организме происходят отклонения, сигнал не достигает цели или передается в искаженном виде.
Совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.
Таким образом, проблема данного исследования заключается в том, что дети мала уделяют времени физическому развитию, а больше сидят за компьютерами и телефонами, из за этого начинается проблема со здоровьем а также с координационными способностями. Необходимо развивать координационные способности, начиная с младшего школьного возраста, используя для этого интересные и популярные у младших школьников способы развития. Как интересный и полезный способ развития координации может выступить гимнастика.
Актуальность определила проблему исследования - Каковы средства и методы развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках физкультуры с гимнастической направленностью?
Проблема обусловила выбор темы исследования: Развитие координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках физкультуры с гимнастической направленностью.
Цель - Обосновать, разработать и экспериментально проверить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры с гимнастической направленностью.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать, систематизировать средства и методы развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста.
3. Разработать экспериментальный комплекс развития координационных
способностей на уроках физической культуры с гимнастической направленностью для обучающихся младших классов.
4.Обосновать результаты эксперимента.
Объект - процесс физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет - экспериментальный комплекс развития координационных способностей на уроках физической культуры с гимнастической направленностью для обучающихся младших классов.
Гипотеза. Предполагается, что применение гимнастических упражнений динамического характера на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет.
Методы исследования, используемые в дипломной работе:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; -тестирование уровня развития физических способностей обучающихся;
- педагогический эксперимент;
- метод математической статистики.
Этапы исследования:
-Первым этапом являлся подбор, изучение и анализ литературных источников.
- Вторым этапом проводились беседы с младшими школьниками и их родителями, анкетирование.
- Третьим этапом проводилось тестирование обучающихся.
- Четвертым этапом проводилось экспериментальное исследование.
- Пятым заключительным этапом эксперимента кроме государственных тестов детям были предложены двигательные задания.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованных источников, приложений. Материал исследования сопровождается таблицами.
Изучив научно-методическую литературу и опробовав комплекс упражнений для развития координационных способностей детей 7-9 лет выяснилось, что наша рабочая гипотеза, а именно - применение различных средств как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет - подтвердилась.
Младший школьный возраст ребенка — это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.
1. Изучив научно-методическую литературу, мы выяснили, что координационные способности — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие КС.
Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.
2. Проанализировав методы развития координационных способностей, мы пришли к выводу, что для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. А методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения являются главными методами развития КС, а также игровой и соревновательный методы.
3. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.
Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
4. Мы разработали экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста. Этот комплекс упражнений предназначен для проведения на уроках физической культуры с гимнастической направленностью. В него вошли общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, упражнения на совершенствование координационных способностей и игры на развитие внимания, ловкости, равновесия, точности движений с использованием гимнастических предметов.
5. В результате исследования стало ясно, что использование средств и методов художественной гимнастики на уроках вызвало существенный интерес у учеников. Повысилась посещаемость занятий благодаря именно этим нововведениям в некоторых классах. Дети стали с удовольствием выполнять некоторые акробатические упражнения и комплексы вольных, общеразвивающих упражнений, которые ранее они выполняли с неохотой.
Исследования также показали, что применение упражнений художественной гимнастики, специальных подвижные игр с музыкальным сопровождением способствовали исправлению нарушений осанки и плоскостопия у детей. Кроме того, у детей появился навык самоконтроля и выработалось умение держать правильную позу во время сидения и ходьбы.
Занятия с использованием средств гимнастики способствовали формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2000.
2. Архипова Л.А.,Методика преподавания физической культуры в начальной школе, 2013.
3. Аслаханов С.-А.М.,Уроки физической культуры, 1-2 классы, 2019
4. Аслаханов С.-А.М.,Уроки физической культуры, 3-4 классы, 2019
5. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001.
6. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физическая культура и спорт, 2005.
8. Бишаева А.А., Физическая культура, 2012.
9. Бодакин А.В., Филимонова С.И.,Физическая культура, Учебное пособие, 2012.
10. Бронштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: «Физкультура и спорт», 2001.
11. Васильева О.Н., Леонова Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. - 2000. - № 114.- С. 101-105.
12. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2008.
13. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2003.
14. Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2002. С. 24-32.
15. Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнеко возраста различных типов конституций.// Теория и практика физической культуры. 2005.- №11.- с.39-43.
16. Гогунов Е.Н., Мартъенов Б.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
17. Григорян Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 2006.
18. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003.
19. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.Физическая культура, 1-4 класс, Часть 2,, 2015.
20. 3имницкая Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Минск, 2003.
21. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы // Психомоторика Сб. научн. трудов. - Л., 2006.
22. Ильин Е.П. Ловкость - миф или реальность? // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 3. - С. 51-53.
23. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Минск, 2002.
24. Карпеев А. Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2002.- С. 24-32.
25. Кечетжиева А., Банкова М., Чиприянова М. Обучение детей художественной гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 2005.
26. Контрольные упражнения для оценки координационных возможностей юных спортсменов: Метод. рекомендации. - Минск, 2001.
27. Коссов А. И. Психомоторное развитие младших школьников (методические разработки). - М., 2009.
28. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.:
Физкультура и спорт, 2008.
29. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 2008.
30. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» // Теория и практика физической культуры. -2003. - №8. - С. 44-46.
31. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. -2004. - №1.- С. 48-50.
32. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. -2007. - № 5. - С. 25-28.
33. Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. -2007. - №7.- С. 28-30.
34. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 2001.
35. Лях В.И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. -2000. - №3. -С. 15-18.
36. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей //Теория и практика физической культуры. -2001. - №11. - С. 17-20.
37. Лях В.И.Физическая культура, 1-4 класс, , 2013.
38. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. -2005. - №11.
39. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет. / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006.
40. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009.
41. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - М., 2000.-48 с.
42. Минаева Н.А. Приёмы определения координационных способностей юных гимнастов //Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2003. - Вып.1.- С. 22-24.
43. Минаева Н.А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов // Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - Вып.1. - С. 29-32.
44. Михайлович Г.Н. Двигательное развитие детей 6-7 лет в связи с ориентацией к сложнокоординационной спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2002.
45. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт. 2009.
46. Панов В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2006.
47. Пидоря A.M., Годик М.А., Воронов А.И. Основы координационной подготовки спортсменов. - Омск, 2002.
48. Платонов В.Н., Булатова М.М. Координация спортсмена и методика е совершенствования: Учебно-метод. пособие. - Киев, 2002.
49. Приймаков А.А., Козетов И.И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет. // Наука в олимпийском спорте. - 2000. - 1.- С.53-59.
50. Психомоторика: Сб. научн. трудов / Б.А. Ашмарин, Е.П. Ильин. - СПб, 2006.
51. Развитие равновесия у детей школьного возраста: Метод, рекомендации. - Минск, 2001.
52. Сальников В.А. Способности в сфере спортивной деятельности // Научные труды: Ежегодник. - Омск, СибГАФК, 2006.
53. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006. С.37-40.
54. Стамбулова Н.В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 2008.
55. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция. - Омск: ОГИФК, 2001.
56. Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста: Автореф. Дис. канд. пед. наук. - Омск, 2006. -19 с.
57. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. - М.: ФиС, 2007.
58. Теория и практика физической культуры. 2004. - № 1. С. 48-50.
59. Теория и практика физической культуры. 2000. - №3. С. 15-18.
60. Фёдорова Н.А.Физическая культура, Подвижные игры, 1-4 классы, , 2016.
61. «Физическая культура в школе». - 2000, №1. - С. 5.
62. Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Бисеров В.В.,Физическая культура, 1-2 класс, 2013.
63. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
64. Художественная гимнастика. // Спорт в школе. - 2006. - №27.- С.6-11.
65. Художественная гимнастика. Учебник для институтов физ. культуры. / Под ред. Лисицкой Т.С. - М.: Физкультура и спорт, 2002.